Речевое развитие детей раннего возраста через дидактические игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta_cherez_didakticheskie_igry.docx | 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Речевое развитие детей раннего возраста
через дидактические игры
Младший дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. К основным видам деятельности младших дошкольников относят игру и общение, следовательно, игровое общение и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. В системе дошкольного образования развитие речи занимает ведущее место.
Современным детям не хватает общения со взрослыми. Его заменяют телефон, планшет, телевизор, компьютер. Дети не всегда могут выразить свои желания, потребности, поэтому используют больше жесты. Ребенок не может правильно выразить свои мысли, что ему нужно, поэтому возникают непонимания между (взрослым) педагогом и ребенком. От этого плохое настроение, упрямство, нежелание идти в группу. Не имея коммуникативных способностей, ребенок не может наладить контакт с другими детьми, у него нет опыта – как можно договориться. Самый легкий способ - отобрать, стукнуть, укусить. В раннем дошкольном возрасте, предметная деятельность является ведущей. Без овладения ею, у малыша не возникает и потребности в речевом общении, оно не наполняется конкретным содержанием. Необходимыми условиями развития речи детей является его игровая, двигательная активность, общение со взрослыми, организация специальных занятий, способствующих проявлению речевой активности.
Поэтому развитие речи, организация полноценной речевой деятельности детском саду имеет важнейшее значение в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Поэтому я поставила для себя цель: развивать речь детей средствами дидактической игры.
Для того чтобы выстроить работу в системе, определила следующие задачи:
- Формировать звуковую культуру речи и активный словарь детей;
- Воспитывать умение выполнять, определенные правила, действия с предметами, дидактическими играми.
- Развивать познавательные интересы и сенсорные эталоны в процессе действия с предметами, во время дидактических игр.
- Развивать у детей начальные навыки ролевого поведения, связывать сюжетные действия с ролью.
Я разработала систему работы по речевому развитию детей младшего и среднего дошкольного возраста с помощью дидактических игр, и упражнений.
В начале работы, на первом этапе, знакомлю малышей с окружающими их предметами. Систематизировала игры, в которых ребенок узнает предметы «Что это, кто это?», а затем «Что с этим предметом можно делать или, что он делает?», после того, как ребенок узнал это, он начинает овладевать данным действием. Первая самостоятельная деятельность дошкольников – предметная – вводит мир вещей, созданных руками человека и помогает понят их назначение. Это первый шаг в освоении материальной культуры. Позднее на этом фундаменте строится вся познавательная деятельность. Двухлетний возраст – это этап развития понимания и появления активной речи. В движении происходит дифференциация рук и ног, в общении – формирование основных черт характера. Поэтому при выборе дидактических игр использую стремление ребенка к самостоятельности, делаю акценты на занимательность, использую игровые приемы и игрушки, повышающие интерес к решению игровых задач. Например, «Катание с лотка цветных шариков», «Складываем арбуз», «Уточки плавают», «Переливание воды», «Кто позвал», «Собери целое», «Грибы на поляне», «Кто мы, какие мы», «Что растет в саду» и т.д. Так, дети овладевают действиями с предметами, определяют свойства, манипулируют с предметами.
Учитывая основные принципы дидактики, игры повторяю в разных вариантах с постепенным их усложнением. Поскольку дидактическая игра – это игра обучающая, подобрала в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду игры, используемые в организованной деятельности. По ознакомлению детей с окружающим миром – «Овощи с огорода», «Здравствуй детский сад»; с живой природой – «Что нам осень подарила», «Листопад», «У цветочной клумбы», «В гостях у бабушки»; по сенсорному развитию – «Цветные палочки», «Разложи по коробочкам», «Фигурки играют в прятки», «Ниточки для шариков» и т.д.
Дидактические игры включаю в различные виды деятельности и режимные моменты, такие как умывание и прием пищи, одевание и раздевание, укладывание спать, организация детей на прогулку. Использую при этом потешки «Водичка – водичка, умой мое личико», «Вот и люди спят, вот и звери спят», «Сидит белка на тележке, продает она орешки» и другие. Для обогащения активного и пассивного словаря использую игры, в которых вместе с детьми называем глаголы: «Уточка плавает», «Петушок кукарекает…», наречия: «На улице стемнело», прилагательные: «Шарики разноцветные…». Во время проведения игры внимательно выслушиваю детей, много говорю сама. Вовлекаю детей в разговор на определенную тему «Знакомство с членами семьи», «Здравствуй детский сад!». Помогаю детям вступать в речевой контакт со сверстниками «Спроси у Саши, как называется его машина?» …
Для активизации словаря использую задания типа: «Найди зеленый карандаш», «Принеси кукле Маше варежки», «Покажи, как поливают цветы из лейки», «Поставь сапожки в шкафчик». Такие задания позволяют в процессе работы выявить, появилось ли новое слово в активном словаре ребенка, понимает ли он его.
Использую игры и упражнения, способствующие формированию словаря: «Поможем кукле Насте запомнить посуду (мебель, одежду…)», «Куда, что надо положить?», «Чей малыш?», «Назови правильно», «Подскажи словечко».
На втором этапе работы, на третьем году жизни воспитанников большое внимание уделяю формированию звуковой культуры речи. Обучение начинаю с гласных звуков и простых по артикуляции согласных (м, п, б, в, ф). Использовала игры «Отгадай, кто к нам пришел», «Собачка», «Гости», «Ослик», «Автомобиль», «Паровоз», «Скажи: «А», «У Ляли болят зубы» и другие.
На этапе раннего детства, ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «Золотой порой» воспитания. Играя с детьми, учу сравнивать, различать качество предметов, их форму, величину, цвет. Выделение формы предмета как его основного опознавательного признака имеет большое значение для развития восприятия ребенка.
Для детей второго и третьего года жизни характерно обостренность восприятия: ничто не проходит мимо их внимании – животные, птицы, транспорт, игрушки, новая одежда. В этом возрасте внимание ребенка ещё носит непроизвольный характер, его нельзя заставить быть внимательным, но заинтересовать его можно многим. Прежде всего, внимание малыша привлекает изменение в окружающей обстановке: новые игрушки, машина, проехавшая за окном, музыка и т.д. Постоянное рассматривание окружающего переходит в наблюдение: увидев несколько раз, как я поливаю цветы, дети уже сами подходят к растениям посмотреть, просят предоставить им лейки. Я организую жизнь детей таким образом, чтобы они не только видели вокруг себя разнообразные предметы, но и действовали с ними, так как мышление формируется в деятельности.
Считаю, что второй и третий год жизни – это сензитивный период в развитии речи, когда наблюдается особая чувствительность к речевому обучению. Когда речевое развитие протекает очень интенсивно. Дети группы начинают подражать словам и другим фразам, понимают мою речь. Вырос активный словарь, дети овладевают грамматическим строем языка, активно пользуются речью.
На III этапе применяю дидактические игры, как результативные, которые занимают промежуточное место между сюжетно-ролевыми играми и познавательной деятельностью. Отличительная черта дидактических игр – постановка и реализация учебных задач, как формирование способов действий, умений, навыков, знаний при сохранении игрового контакта и смысла деятельности. Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерна для маленьких детей.
Истоки ее в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, с движениями. В потешках, игровых песенках, в играх «Ладушки», «Сорока-белобока», в играх с пальчиками привлекаю внимание ребенка окружающим предметом, называю их.
Учитываю в работе структурные элементы дидактической игры, характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат, особую роль дидактической игры в воспитании и обучении детей. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи в организованной деятельности в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребенка. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей. Ставлю игровые задачи, заложенные в самом названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живет» и т.п. Интерес к ней, стремление выполнить задачу активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразней и содержательней, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей учу. Использую игровые действия одинаковые для всех участников, состоящие из одного – двух действий.
Для развития активной и пассивной речи детей второго и третьего года жизни включаю в работу речевые дидактические игры: «Отгадай, кто к нам пришел», «Отгадай и назови», «Назови правильно» и т.д. Формируя познавательный интерес детей третьего года жизни, развития их речи комбинирую дидактические игры с целенаправленным обучением в организованной деятельности, в соответствии с определенной программой знаний, умений, навыков. В организационной деятельности более успешно, чем в игре формируются и способы обучения: произвольное внимание, умение наблюдать, смотреть и видеть, слушать и слышать мои указания и выполнять их. В дидактической игре я учитываю правильное сочетание наглядности, моего слова, и действия самих детей с игрушками, игровыми пособиями, картинками и т.д.
Руководя играми, я использую разнообразные средства воздействия на детей. Например, выступаю в качестве участника игры, я незаметно для них направляю игру, поддерживаю инициативу, сопереживаю с ними радость игры. Иногда я рассказываю о каком-либо событии, создаю соответствующее игровое настроение и поддерживаю его по ходу игры, я могу и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссер, сохраняя и оберегаю самодеятельный характер, руковожу развитием игровых действий, выполнении правил незаметных для детей веду их к определенному результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, я делаю чаще всего не прямо, а косвенно: выражаю удивление, шучу, использую разного рода игровые сюрпризы и т.п. Заканчивая игру, я вызываю у детей интерес к ее продолжению, создаю радостную перспективу. Обычно я говорю: «В следующий раз будем играть еще лучше» или «Новая игра будет еще интереснее». Я всегда, помню, что игры должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется, первым совместным с другими детьми действиями и переживаниями.
Результаты своей работы я вижу в проявлении устойчивого интереса детей к познанию окружающего мира, желание участвовать в различных играх с воспитателем, или совместных небольшими подгруппами, развивается умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре. На выходе из группы дети овладевают новыми формами речевой деятельности, познавательной, связной в соответствии с возрастом, объяснительной. Дети моей группы легко адаптируются в старшей возрастной группе и далее в школе. Эта работа продолжается и расширяется. Буду находить новые формы работы, применяя новейшие методические разработки и материалы Т.С. Дороновой, развитие сенсорных эталонов через использование методики Е.А. Янушко.