Методическая разработка " Картотека прогулок на осень для младшей группы"

Попова Антонина Александровна

В методической разработке рассказано как в игровой форме показать детям многообразие красок золотой осени, раскрыть новое понятие – «листопад», вести наблюдение за осенними цветами, познакомить детей с названиями цветов, 

наблюдать с  детьми за  изменениями в природе, учить различать, что где растет, развивать память, мышление.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_progulok_v_mladshey_gruppe_2_osen.docx56.65 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека прогулок       в младшей группе «Осень»

Картотека прогулок в младшей группе «Осень»

Прогулка № 1

Осень (живая природа)

Сентябрь

Наблюдение за осенними цветами

Цель: познакомить детей с названиями цветов – ноготки (календула), космея, настурция. Закрепить понятия «высокий - низкий» (цветок), «короткий – длинный» (стебель).

Ход наблюдения: обратить внимание детей на осенние цветы, растущие на клумбах, какие знакомы? Познакомить с новыми. Спросить, как надо относиться к растениям? Закрепить понятия «цвет», «высота», «длина».

Художественное слово: разучивание пальчиковой гимнастики «Цветы»

Наши алые цветы                Локти прижаты друг к другу,

                                              Кисти сомкнуты в виде лодочки.

Распускают лепестки.         Перед лицом раскрывают в виде чаши.

Ветерок чуть дышит,          Кисти делают движения по часовой и

Лепестки колышет,             против часовой стрелки.

Наши алые цветки              Кисти рук наклоняются вправо и

Закрывают лепестки,           влево.

Тихо засыпают, головой качают. В. Волина.

Подвижная игра: «По ровненькой дорожке»

Дидактическая игра: «Составь цветок»

Цель: учить детей составлять цветок на песке из разноцветных пробочек. Развивать фантазию.

Индивидуальная работа: прыжки на двух ногах с продвижением вокруг клумбы.

Цель: учить детей прыгать на двух ногах.

Трудовая деятельность: собрать семена растений.

Цель: воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым

Прогулка № 2

Осень (живая природа)

Сентябрь

Наблюдение за природой (Что нам осень подарила?)

Цель: Познакомить детей с изменениями в природе. Учить различать, что где растет. Развивать память, мышление.

Ход наблюдения: Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и сказать, что нам осень подарила? (Солнышко, небо, облака, цветы, овощи, фрукты и т. д.). Назвать 3-4 плода, их величину и цвет.

Художественное слово:

Здравствуй, осень! Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим:

Что в подарок принесла?

Е. Благинина.

Подвижная игра: «Огуречик, огуречик»

Цель: научить детей ходить стайкой на цыпочках, соотносить слова и действия, бегать не толкаясь.

Дидактическая игра: «Урожай»

Цель: развить координацию слов с движениями, закрепить в речи глаголы: «соберем», «натаскаем», «накопаем», «срежем», «нарвем».

Индивидуальная работа: пройти по листикам, четко наступая на выложенную дорожку.

Цель: учить выполнять конкретное задание, сохранять равновесие.

Трудовая деятельность: Собрать красивые листья для поделок, засушить.

Цель: развивать у детей чувство прекрасного, желание помогать взрослым.

 Прогулка № 3

Осень (неживая природа)

Сентябрь

Наблюдение за солнцем

Цель: познакомить детей с изменениями, происходящими с солнцем.

Ход наблюдения: поддержать у детей радостное настроение перед прогулкой в солнечный день, отметить, что солнышко совсем не горячее, не так сильно греет как летом. Где солнышко? Какое оно? Предложить подставить ладошки солнечным лучам, поиграть с солнечным зайчиком.

Художественное слово:

Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнатку.

Мы захлопали в ладошки,

Очень рады солнышку.

А.Барто.

Подвижная игра: «Найди что спрятано» 

Дидактическая игра: «Ласковые слова»

Цель: учить придумывать слова с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Выложи сам»

Цель: Учить из камушков, выкладывать солнышко.

Индивидуальная работа: бросить мяч вверх к солнышку и поймать его.

Цель: учить подбрасывать и ловить мяч.

Трудовая деятельность: собрать на участке сухие веточки, палочки

Цель: прививать желание поддерживать порядок на участке, помогать взрослым.

 

Прогулка № 4

Осень (неживая природа)

Сентябрь

Наблюдение за тучей

Цель: продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы. Уточнить понятие «туча». Развивать наблюдательность, память.

Ход наблюдения: предложить детям понаблюдать за тучей.

- Какая туча? (большая, тяжелая).

Рассказать, что в туче собираются капельки воды и когда их становится много, идет дождь.

Художественное слово:

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит… (А. Плещеев).

Подвижная игра: «Через ручеек»

Дидактическая игра: «Один, много».

Цель: учить детей называть один предмет и много предметов на участке; развивать внимание, память.

Индивидуальная работа: ходьба в колонне, врассыпную.

Цель: учить выполнять команду воспитателя, строиться в колонну.

Трудовая деятельность: собирать игрушки, очищать их от песка.

Цель: воспитывать желание помогать друг другу, выполнять поручение воспитателя.

  

 Прогулка № 5

Осень (живая природа)

Сентябрь

Наблюдение за насекомыми осенью

Цель: учить находить и называть насекомых: муравей, мухи.

Ход наблюдения: предложить детям обследовать участок, найти насекомых (вспомнить каких насекомых они знают). Почему так мало стало насекомых, нет бабочек? Рассказать, что насекомые осенью готовятся к зиме, прячутся в щели домов, норки и будут там спать до весны.

Художественное слово: загадать загадку

Мы в работе поминутно

От зари и до зари,

Нас в лесу найти нетрудно –

Лишь под ноги посмотри.

Назови меня скорей –

Я рабочий … (муравей).

 Подвижная игра: «По ровненькой дорожке»

Дидактическая игра: «Что умеет делать насекомые?»

Цель: обогащать знания детей, учить детей выражать свои мысли, развивать память, связную речь.

Индивидуальная работа: пройти по листикам, четко наступая на выложенную дорожку.

Цель: развивать ловкость, внимание, удерживать равновесие.

Трудовая деятельность: собрать сухие листья.

Цель: поддерживать чистоту на участке, доводить порученное дело до конца.

 

Прогулка № 6

Осень (живая природа)

Сентябрь

Наблюдение за собакой

Цель: научить различать характерные признаки внешнего вида животных. Познакомить с особенностями поведения этих животных. Уточнить, как называют их детенышей.

Ход наблюдения: понаблюдать за проходящими животными. Закрепит названия частей тела животного, как называют детенышей. Обратить внимание на шерсть животных, стала гуще, животные покрываются более теплой и густой шерстью. Можно ли близко подходить к ним, почему? Почему нельзя дразнить собак?

Художественное слово:

Вот собачка Жучка,

Хвостик закорючкой,

Зубы острые – ай- ай!

Шерстка пестрая. Гав! Гав!  С.Федорченко.

Подвижная игра: «Лохматый пес» 

Дидактическая игра: «Назови собачку» - подбирать кличку для животного.

Цель: активизировать в речи клички животного.

Индивидуальная работа: прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

Цель: развивать ловкость, учить прыгать легко на носках.

Трудовая деятельность: полить цветы в клумбах, собрать сухую траву.

Цель: прививать желание помогать взрослым, любовь к природе.

 Прогулка № 7

Осень (явления общественной жизни)

Сентябрь

Наблюдение за работой дворника

Цель: познакомить детей с профессией дворника, подчеркивая значимость труда для всех. Показать орудия труда. Воспитывать уважение к труду дворника.

Ход наблюдения: Предложить детям понаблюдать за работой дворника, рассмотреть его орудия труда. Чем работает дворник? Кому нужна его работа?

Художественное слово:

Встанет дворник на заре,

Крыльцо чистит на дворе.

Дворник мусор уберет

И дорожки разметет.     В.Степанов

Загадать загадку:

Голичок на длинной ножке

Пляшет прямо на дорожке,

Убирает все дотла.

А зовут меня… (метла)

Подвижная игра: «Через ручеек»

Дидактическая игра: «Что делает?»

Цель: учить детей подбирать глаголы к существительному «дворник».

Индивидуальная работа: прокатывание мяча друг другу, сидя на пятках.

Цель: упражнять в прокатывание мяча.

Трудовая деятельность: собрать рассыпанный песок в песочницу.

Цель: воспитывать трудолюбие, взаимопомощь.

 

 Прогулка № 8

Осень (явления общественной жизни)

Сентябрь

Наблюдение за транспортом

Цель: учить различать грузовой и легковой транспорт; называть его назначение. Развивать внимание, память.

Ход наблюдения: рассмотреть стоящий поблизости транспорт. Определить цвет, посчитать колеса. Рассказать транспорт бывает грузовой и легковой, его назначение.

Художественное слово:

Шуршат по дорогам веселые шины,

Спешат по дорогам машины, машины.

А в кузове – важные, срочные грузы:

Цемент и железо, изюм и арбузы.

Работа шоферов трудна и сложна.

Но как она людям повсюду нужна!   К.Чолиев

Подвижная игра «Самолеты»

Дидактическая игра: «Как гудит машина?» - по заданию воспитателя дети изображают гудение машины, произносят согласные звуки.

Цель: учить произносить согласные звуки. Отработка силы, громкости голоса.

Индивидуальная работа: пройти по дорожке (ходьба по ограниченной поверхности)

Цель: развивать внимание, сохранять равновесие.

Трудовая деятельность: собрать игрушки с участка

Цель: учить очищать игрушки от песка, аккуратно складывать их.

 Прогулка № 9

Осень (живая природа)

Сентябрь

Наблюдение за березой

Цель: рассмотреть с детьми березу, отметить строение дерева, ствол, листья. Учить находить березу среди других деревьев по характерным особенностям.

Ход наблюдения: предложить рассмотреть березу, обратить внимание, что только береза имеет белый ствол. Какие ветки у березы? Рассмотреть листья, отметить их размер, форму, сравнить с другими листьями.

Художественное слово:

Береза моя, березонька,               На тебе, березонька,

Береза моя белая,                         Посередь долинушки,

Береза раскудрявая!                     На тебе, березонька,

Стоишь ты, березонька,                 Листья зеленые,

Посередь долинушки,                   Под тобой, березонька,

                                                     Трава шелковая…               (Русская народная песня.)

Подвижная игра: «Мы листочки»

Дидактическая игра: «Найди такой листок»

Цель: учить ориентироваться в пространстве, находить нужный лист на участке. Развивать внимание.

Индивидуальная работа: метание шишек в дерево.

Цель: развивать меткость, ловкость.

Трудовая деятельность: собрать сухие семена клена для поделок

Цель: воспитывать желание трудиться, помогать взрослым

 

Прогулка № 10

Осень (живая природа)

Сентябрь

Наблюдение за осенними листьями

Цель: показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие – «листопад».

Ход наблюдения: Какое время года наступило? Осенью листья на деревьях становятся желтыми, красными. Поэтому осень называется золотой. Понаблюдать, как листья медленно кружатся в воздухе, падают на землю. Уточнить, что листья легкие, поэтому летят медленно. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю – это листопад.

Художественное слово:

Падают, падают листья –

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят… М.Ивенсен

Подвижная игра: «Поймай листок».

Цель: развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше.

Дидактическое упражнение: «Сдуй листок со стола»

Цель: развивать речевое дыхание.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Составь узор» -

составление узора из осенних листьев на дорожке, чередуя листья по цвету.

Цель: закрепить знание цветов.

Индивидуальная работа: подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками.

Цель: развивать ловкость, учить ловить мяч двумя руками.

Трудовая деятельность: собрать букет из листьев

Цель: развивать эстетические чувства.

 Прогулка № 11

Осень (неживая природа)

Сентябрь

Наблюдение за ветром

Цель: Учить детей понимать понятие «ветер». Научить определять силу ветра.

Ход наблюдения: Послушать с детьми, как шуршат на ветру листья, бумажные ленточки, кружатся вертушки. Почему они шуршат? Можно подбросить опавшие листья и посмотреть, как они кружатся и летят.

Художественное слово:

Ветер, ветерок, ветрище,

Ты чего по свету рыщешь?

Лучше улицы мети

Или мельницы крути!     Я.Аким

Подвижная игра: «Наседка и цыплята» 

Дидактическая игра: «Найди такой листок»

Цель: учить детей находить по образцу листок. Закрепить название цвета, дерева.

Индивидуальная работа: запрыгивание в круг и выпрыгивание из круга, выложенного из листьев.

Цель: развивать ловкость, внимание.

Трудовая деятельность: собрать веточки и палочки на участке.

Цель: прививать детям желание трудиться, уважать труд дворника.

 

Прогулка № 12

Осень (неживая природа)

Сентябрь

Наблюдение за песком

Цель: познакомить детей с особенностями песка. Развивать любознательность, память.

Ход наблюдения: рассматривание небольшой горстки сухого песка. Предложить потрогать его, рассмотреть через лупу, потрогать на ощупь. Какой песок? Из чего состоит? (Из мелких песчинок) Легко ли сыплется? Что можно построить из него?

Художественное слово:

Песочница, песочница,                      Склонился повар беленький

В песке вся детвора.                         Над формочкой своей.

Построить домик хочется,                  А вот Андрюша с Васенькой -

Забавная игра.                                   Ребята хоть куда.

Речной песочек, меленький –            Везут в машинах красненьких

Хорош для куличей.                          Песок туда – сюда.

Подвижная игра: «Пузырь».

Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Дидактическая игра: «Что я построю из песка»

Цель: учить детей составлять простые предложения на заданную тему.

Индивидуальная работа: прыжки на двух ногах вокруг песочницы.

Цель: развивать ловкость, внимание.

Трудовая деятельность: очистить песок от мусора.

Цель: прививать трудолюбие, учить работать вместе.

 

Прогулка № 13

Осень (живая природа)

Сентябрь

Наблюдение за отлетом птиц

Цель: Учить замечать изменения в природе: отлет птиц. Установить причину. Развивать память, мышление.

Ход наблюдения: Обратить внимание на насекомых. Почему их нет? Где они? (Они спрятались, потому что стало холодно). Насекомыми питаются птицы, им сейчас нахватает корма, поэтому они улетают в теплые края. Как они себя ведут? Понаблюдать, как птицы собираются в стаи, кружат над городом. Через несколько дней мы их не увидим.

Художественное слово:

Журавлики – журавли

Оторвались от земли,

Крылья к небу вскинули,

Милый край покинули.

Закурлыкали вдали

Журавлики – журавли.     М. Шпак

Подвижная игра: «Птички летают».

Цель: научить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать по сигналу.

Дидактическая игра: «Где сидит птица?»

Цель: учить ориентироваться в пространстве, различать направление справа, слева. Упражнять в употреблении предлогов: на, под.

Индивидуальная работа: подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками.

Цель: развивать ловкость, учить ловить мяч двумя руками.

Трудовая деятельность: собрать веточки и палочки на участке.

Цель: прививать детям желание трудиться, уважать труд дворника.

 

Прогулка № 14

Осень (живая природа)

Сентябрь

Наблюдение за кошкой

Цель: учить различать характерные признаки внешнего вида животного. Понаблюдать за поведением кошки, называть ее детенышей.

Ход наблюдения: предложить детям рассмотреть кошку. Описать ее внешний вид, части тела. Выяснить, что делает кошка, как называются ее детеныши. Можно ли трогать кошку на улице? Почему нельзя?

Художественное слово:

Целый день у нас работа:

Ищем мы кота Федота.

Не пришел к обеду кот.

Где ты прячешься, Федот?      Г.Лагздынь

Загадать загадку:

Глазище, усище, хвостище,

Когтищи, а моется всех чище. (Кошка)

Подвижная игра: «Мыши и кот» 

Дидактическая игра: «Как кричат?» (животные)

Цель: научить регулировать силу голоса, громкость голоса, проговаривать отдельные слова.

Индивидуальная работа: прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

Цель: упражнять в умение прыгать на двух ногах.

Трудовая деятельность: полив растений в цветнике.

Цель: прививать детям желание помогать взрослым, ухаживать за растениями.

 Прогулка № 15

Осень (явления общественной жизни)

Сентябрь

Наблюдение за старшими детьми

Цель: развивать наблюдательность, связную речь, внимание.

Ход наблюдения: предложить детям понаблюдать за детьми старшей группы, как они самостоятельно трудятся в цветнике. Выяснить, какие у них орудия труда, что они делают.

Художественное слово:

Есть на свете где-то сад,               Здесь растут не вишенки -

В этот сад идти я рад.                   Анечки да Мишеньки,

Здесь и летом и зимой                   И шумят не веточки -      

Все друзья мои со мной.               Иры, Даши, Леночки.

Наш любимый садовод

Всех по имени зовет.

Подвижная игра: «Мы веселые ребята»

Цель: научить ходить и бегать врассыпную на ограниченной площади. Развивать быстроту, ловкость.

Ход игры: Мы веселые ребята,

                   Любим бегать и играть.

                   Ну, попробуй нас догнать!

                   Раз, два, три – лови!

Дидактическая игра: «один, много»

Цель: учить детей называть один предмет и много предметов на участке; развивать внимание, память.

Индивидуальная работа: ходьба по бревну.

Цель: учить сохранять равновесие, мягко приземляться на землю.

Трудовая деятельность: собрать сухую траву в цветнике.

Цель: воспитывать желание трудиться, помогать взрослым.

 Прогулка № 16

Осень (явления общественной жизни)

Сентябрь

Наблюдение за пешеходом

Цель: познакомить детей с пешеходной дорогой, научить правильно, переходить дорогу, соблюдать правила дорожного движения.

Ход наблюдения: рассказать детям, что пешеходная дорога называется, тротуаром. Напомнить, что переходить дорогу надо по правой стороне, чтобы не наталкиваться на людей, перебегать дорогу нельзя! Понаблюдать, где ходят пешеходы, нарушают ли они правила?

Художественное слово:

Должен помнить пешеход:               Зеленый свет открыл дорогу:

Есть сигналы светофора –                 Переходить ребята могут!

Подчиняйся им без спора!                Красный свет нам говорит: -

Желтый свет – предупреждаем:       Стой! Опасно! Путь закрыт!

Жди сигнала для движения

Подвижная игра: «Поезд»

Цель: научить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группами. Приучать начинать движение и останавливаться по сигналу.

Дидактическая игра: «Запомни, повтори»

Цель: учить детей запоминать 4-5 слов. Развивать слуховую память.

Индивидуальная работа: допрыгни до листика (прыжки в высоту)

Цель: упражнять детей прыгать вверх с силой отталкиваясь от земли.

Трудовая деятельность: сбор семян растений.

Цель: рассмотреть семена растений, учить детей правильно их собирать.

 

Прогулка № 17

Осень (живая природа)

Сентябрь

Наблюдение за увядающими цветами

Цель: учить замечать изменения в неживой природе, происходящие на земле. Активизировать словарь детей.

Ход наблюдения: продолжать рассматривать цветы на клумбах. Обратить внимание, что некоторые цветы завяли, отцвели (мы их убираем), а другие начинают только цвести, это осенние цветы.

Художественное слово:

Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

А Плещеев

Подвижная игра: «Зайцы и волки» 

Дидактическая игра: «Выложи узор»

Цель: учить выкладывать узор из камушков, травинок, семян клена. Развивать фантазию.

Индивидуальная работа: прокатывание мяча друг другу, сидя на пятках.

Цель: упражнять в прокатывание мяча.

Трудовая деятельность: собрать сухую траву в цветнике.

Цель: учить детей трудиться, помогать взрослым в уборке территории.

 

Прогулка № 18

 Осень (живая природа)

Сентябрь

Наблюдение за воробьями

Цель: продолжать знакомить детей с повадками воробьев. Отметить внешний вид. Ввести в активный словарь слова: стайка, щебечут.

Ход наблюдения: рассмотреть с детьми воробья, назвать части тела. Понаблюдать за воробьями. Рассказать, что воробьи живут стайкой, очень веселые, шумные. Предложить покормить их и рассказать, что они делают.

Художественное слово: загадать загадку

Чик – чирик!

К зернышку прыг,

Клюй, не робей,

Кто это? (Воробей)

Подвижная игра: «Птичка, раз! Птичка, два!» (см. Уланова Л.А. «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок» стр.96)

Дидактическая игра: «Один, много»

Цель: учить употреблять существительные в единственном и множественном числе.

Индивидуальная работа: прокатывание мяча «Прокати и не задень»

Цель: учить прокатывать мяч между предметами, не задевая их.

Трудовая деятельность: полив растений в клумбах.

Цель: продолжать учить детей помогать взрослым, прививать любовь к природе.

Прогулка № 19

Осень (неживая природа)

Сентябрь

Наблюдение за почвой

Цель: развивать способность к целенаправленному наблюдению. Приучать детей видеть зависимость состояния почвы от природы.

Ход наблюдения: предложить детям потрогать рукой почву.

- Какая она? (теплая)

- Почему земля теплая? (ее нагрело солнце)

- А еще, какая почва? (Сухая, рассыпается в руке)

- Какого цвета? (коричневого)

- посмотрите, что растет в почве? (трава, деревья, цветы)

Художественное слово: Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки.

Руки вертикально, ладони друг к другу. Развести пальцы и слегка округлить. Ритмичное движение вместе - врозь.

Подвижная игра: «Самолеты» 

Дидактическая игра: «Угадай, кто позвал?».

Цель: учить узнавать детей по голосам, называть их по именам.

Индивидуальная работа: «Перепрыгни ручеек» (через шнурок, рейку)

Цель: упражнять в прыжках на дух ногах через препятствие

Трудовая деятельность: срезать сухие листья цветов, траву в клумбах.

Цель: прививать желание трудиться.

 

Прогулка № 20

Осень (неживая природа)

Сентябрь

Наблюдение за приметами осени

Цель: учить детей находить и называть приметы осени, запоминать их.

Ход наблюдения: Рассмотреть одежду детей, учить рассказывать какую одежду дети надели сейчас (куртки, шапки – это первая примета). Обратить внимание на листья деревьев. Какие они? (Желтые, падают на землю – вторая примета).

Художественное слово: «Росинка» К. Бальмонт

Росинка дрожала                             Играет, ликуя,

На тонком листке                           Так много огней.

Реченка дышала                              Их еле заметишь,

Шурша в тростнике.                       Так малы они,

В росинку гляжу я                           Но где же ты встретишь

И вижу, что в ней                             Такие огни?

Подвижная игра: «Лохматый пес» 

Дидактическая игра: «С какого дерева листок»

Цель: учить находить и называть листок. Активизировать словарь детей прилагательными: кленовый, березовый.

Индивидуальная работа: ходьба на носках по доске, лежащей на земле.

Цель: следить за осанкой детей.

Трудовая деятельность: собрать и очищать игрушки от песка после прогулки.

Цель: учить детей собирать и очищать игрушки от песка.

 

 Прогулка № 1

Октябрь

Наблюдение за грузовым транспортом

Цель: учить детей узнавать грузовой транспорт, называть его части, назначение. Развивать наблюдательность, память.

Ход наблюдения: понаблюдать за самосвалом. Рассмотреть какие большие части у машины (кабина, колеса, кузов). Рассказать, что грузовики перевозят разные грузы. Какие? (песок, кирпичи).

Художественное слово:

Сам в кабину не могу я залезть пока

До чего же велико колесо грузовика

В кузов даже заглянуть не удается мне,

Посмотреть, что там, в кузове на дне.

А в кабине видел руль, дверца на замке,

Но унес ключи шофер на своем брелке.

Подожду его чуть – чуть у него обед,

Может, быть меня прокатит, а быть может, нет.

Подвижная игра: «Воробышки и автомобиль»  

Дидактическая игра: «Чего не стало?»

Цель: развивать зрительную память, внимание.

Индивидуальная работа: бросание мяча вверх и ловля его двумя руками.

Цель: учить бросать мяч вверх и ловить его двумя руками.

Трудовая деятельность: собрать веточки, палочки вокруг песочницы

Цель: прививать желание трудиться.

Прогулка № 2

Октябрь

Наблюдение за кленом

Цель: учить детей запоминать строение дерева, его отличительные особенности (листья). Активизировать в речи слово: кленовые.

Ход наблюдения: рассматривание веток, листьев, коры клена. Обратить внимание детей, что листья клена самые большие на нашем участке, сравнить с листьями березы.

Художественное слово: загадать загадки:

Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает.

Это когда бывает? (Осенью)

Подвижная игра: «Листья»

Листья осенние тихо кружаться,                 Кружатся на цыпочках

Листья нам под ноги тихо ложаться            Приседают

И под ногами шуршат, шелестят,                Движение руками в стороны

Будто опять закружиться хотят.                  Поднимаются, кружатся.

Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья».

Цель: учить согласовывать слова с движениями пальцев рук.

Индивидуальная работа: прокатывание мяча друг другу.

Цель: упражнять в прокатывание мяча друг другу.

Трудовая деятельность: собрать красивые листья для аппликации

Цель: учить доводить начатое дело до конца.

 

 Прогулка № 3

Октябрь

Наблюдение за небом, солнцем

Цель: продолжать замечать изменения, которые происходят в природе осенью. Развивать наблюдательность, память.

Ход наблюдения: Обратить внимание детей, что осенью небо чаще серое, пасмурное. Солнце появляется редко.

Почему солнце не блестит? Предложить протянуть ладони к солнцу и подержать немного. Спросить, греет ли оно?

Художественное слово:

Осень, осень, подожди

Из воды плесни дожди

Туча солнце не бодай,

Голубое небо дай.

Л.Андреева.

Подвижная игра: «Зайцы и волк» 

Дидактическая игра: «Назови ласково»

Цель: упражнять в образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Индивидуальная работа: лазанье, под дугу группируясь «в комочек».

Цель: упражнять в лазанье под дугу, учить группироваться «в комочек», не задевая дугу.

Трудовая деятельность: полить цветы в клумбах.

Цель: прививать желание ухаживать за растениями, помогать взрослым.

 Прогулка № 4

Октябрь

Наблюдение за погодой

Цель: учить детей различать погоду: солнечная, пасмурная, дождливая

Ход наблюдения: Предложить детям понаблюдать за погодой. Есть ли на улице солнце? Какое небо? Закрепить понятия, когда светит солнце какая погода? (солнечная). На небе облака и тучи? (пасмурная). Идет дождь? (дождливая).

Художественное слово:

Скучная картина!         Дождик так и льется,

Тучи без конца,             Лужи у крыльца… А.Плещеев

 загадать загадку:

Золотое яблочко         А в улыбке лучи

По небу катается,       Очень горячи.

С утра улыбается,     (солнце)

Подвижная игра: Пузырь».

Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Дидактическая игра: «Назови, что справа (слева) от тебя».

Цель: учить детей ориентироваться в направлениях справа, слева

Индивидуальная работа: бросание мяча о землю и ловля его двумя руками

Цель: учить детей бросать мяч о землю и ловить его двумя руками

Трудовая деятельность: собрать и очистить игрушки от песка после прогулки

Цель: учить очищать игрушки от песка после прогулки, прививать желание трудиться.

 

Прогулка № 5

Октябрь

Наблюдение за вороной

Цель: расширять знания о вороне. Воспитывать любознательность, интерес к жизни птиц.

Ход наблюдения: рассмотреть ворону, отметить ее части тела, поведение. Ворона хитрая, ловкая птица. Живет рядом с человеком, пищу находит на свалках, мусорных контейнерах, она всеядная. Ворона кричит «кар – кар».

Художественное слово:

Хромая старая ворона

Давно живет в саду моем.

В густых зеленых ветках клена

Она построила свой дом.

Загадка:

На голую суку сидит,

На весь двор кричит:

«Кар – кар – кар!» (Ворона)

Подвижная игра: «Воробушки и кот» 

Дидактическая игра: «Закончи предложение».

Цель: учить понимать смысл предложения, заканчивать его по смыслу.

Индивидуальная работа: прыжки на двух ногах между кубиками, поставленными в один ряд.

Цель: развивать ловкость, внимание.

Трудовая деятельность: сбор семян растений.

Цель: рассмотреть семена растений, учить детей правильно их собирать.

 Прогулка № 6

Октябрь

Наблюдение за листопадом

Цель: продолжать наблюдать за листопадом, учить описывать листья: цвет, форму. Называть с какого дерева листья. Активизировать в речи слова: кленовые, березовые.

Ход наблюдения: Обратить внимание, что на деревьях стало больше желтых листьев, понаблюдать как они летят в ветреную погоду. Что такое листопад? Почему осень называется золотой?

Художественное слово:

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят… летят…летят     Е.Трутнева.

Подвижная игра: «Найди что спрятано» 

Дидактическая игра: «Найди такой листок».

Цель: учить находить по образцу листок, называть с какого он дерева.

Индивидуальная работа: ходьба на носках по доске, лежащей на земле.

Цель: учить ходить по доске, сохранять равновесие, осанку.

Трудовая деятельность: собрать веточки, камешки на участке.

Цель: воспитывать трудолюбие, взаимопомощь.

 

 

Прогулка № 7

Октябрь

Наблюдение за машиной (привозит продукты в д/с)

Цель: закреплять знания о грузовой машине, ее назначение.

Ход наблюдения: понаблюдать с детьми за машиной, которая привозит продукты в детский сад. У машины есть кабина, кузов, колоса. Что привозит машина? (Молоко, мясо, хлеб, овощи, фрукты). Машина большая, потому что много продуктов. Кто работает на машине? (Шофер).

Художественное слово:

Шуршат по дорогам         А в кузове – важные,

Веселые шины,                 Срочные грузы…

Спешат по дорогам,         Цемент и железо,

Машины, машины…         Изюм и арбузы.

Работа шоферов

Трудна и сложна,

Но как она людям

Повсюду нужна! К.Чолиев

Подвижная игра: «Шофер»

Дидактическая игра: «Чего не стало?»

Цель: развивать зрительную память, внимание.

Индивидуальная работа: прокатывание мяча «Кто скорее до флажка»

Цель: упражнять в прокатывание мяча, развивать внимание.

Трудовая деятельность: срезать сухие листья цветов, траву в клумбах.

Цель: прививать желание трудиться, помогать взрослым.

 

Прогулка № 8

Октябрь

Наблюдение за солнцем

Цели: вырабатывать представление о том, что когда светит солнце —  на улице тепло;

поддерживать радостное настроение.

Ход   наблюдения

В солнечный день предложить детям посмотреть в окно. Смотрит солнышко в окошко, смотрит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладошки, очень рады солнышку.

Выйдя на участок, обратить внимание детей на теплую погоду. (Сегодня светит солнышко — тепло.)

Солнце огромное, раскаленное. Обогревает всю землю, посылая ей лучи. Вынести на улицу маленькое зеркало и сказать, что солнце послало свой лучик детям, чтобы они поиграли с ним. Навести луч на стену.

Солнечные зайчики играют на стене, Помани их пальчиком — пусть бегут к тебе.

Вот он светленький кружок, вот, вот, левее, левее — убежал на потолок.

По команде «Ловите зайчика!» дети пытаются поймать его.

Трудовая деятельность: Сбор камней на участке.

Цель: продолжать воспитывать желание участвовать в труде.

Подвижные игры: «Мыши в кладовой».

Цель: учить бегать легко, не наталкиваясь друг на друга, двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения.

«Попади в круг».

Цели: совершенствовать умение действовать с предметами;

учить попадать в цель;

развивать глазомер, ловкость.

Индивидуальная работа: «Поймай мяч».

Цель: развивать ловкость.

Самостоятельные игры с выносным материалом.

Самостоятельные игры детей с выносным материалом.

Прогулка №9

Октябрь

Наблюдение за кошкой

Цели: расширять представление о домашнем животном — кошке;

воспитывать желание заботиться о животных.

Ход   наблюдения

Беседа на тему «Кто из животных живет с человеком дома?».

Острые ушки, на лапках — подушки! Усы, как щетинки, дугою спинка. Днем спит, на солнышке лежит. Ночью бродит, на охоту ходит. Молоко пьет, песенки поет. Тихо в комнату войдет, замурлычет, запоет.

Что есть у кошки и как она ходит? Рассказы детей о кошке и котятах. Дополнить: кошка — домашнее животное, живет с человеком, залезает на колени, мурлычет. Человек ее любит, заботится о ней, разговаривает с ней, угощает молоком.

Трудовая деятельность

Заготовка травы для животных уголка природы. Цель: воспитывать желание ухаживать за животными, правильно кормить их.

Подвижные игры

«Перебежки — догонялки». Цели:

согласовывать свои действия с действиями товарищей.
«Догони меня».

Цели:

учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве;

развивать ловкость.

Индивидуальная работа. Развитие подражательных движений.

Самостоятельные игры детей с выносным материалом

Выносной материал

Куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, карандаши, печатки, совочки, машинки.

Прогулка №10

Октябрь

Наблюдение за транспортом

Цель: учить различать транспорт по внешнему виду.

Ход наблюдения

Машина, машина, машина моя, работаю ловко педалями я. Машину веду у всех на виду, катаюсь на ней во дворе и в саду.

Понаблюдать с детьми за движением легкового автомобиля. Объяснить, что машину ведет водитель, он сидит впереди, а все остальные являются пассажирами. Разговаривать вовремя движения с водителем нельзя, чтобы автомобиль не столкнулся с другими автомобилями.

Трудовая деятельность

Уборка территории.

Цель: учить правильно пользоваться веничками.

Подвижные игры

«Автомобили», «Самолеты». Цели:

приучать соблюдать правила дорожного движения;

закреплять знания о грузовых машинах.

Индивидуальная работа

«Собери игрушки».

  Цель: развивать внимательность.

Самостоятельные игры детей с выносным материалом.

Выносной материал

Рули, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки.

 

 Прогулка №11

Октябрь

Рассматривание осеннего дерева

Цель: формировать знания об основных частях дерева, их высоте и толщине.

Ход наблюдения

Поспевает брусника, стали дни холоднее,

И от птичьего крика в сердце только грустнее. Стаи птиц улетают прочь, за синее море,

Все деревья блистают в разноцветном уборе.

Подвести детей к дереву, вспомнить его основные части. Дать детям наглядное представление, что деревья бывают разной толщины и высоты. Напомнить, что на ветвях растут листья, но с наступлением осени они опадают. Предложить погладить ствол дерева. Обратить внимание, что дерево высокое, и чтобы его рассмотреть, надо поднять голову. Предложить найти низкое дерево. Рассмотреть ствол молодого и старого дерева, сравнить. Предложить побегать по опавшим листьям деревьев.

Трудовая деятельность

Вместе с детьми обрезать сломанные веточки у деревьев. Взрыхлить землю граблями, подсыпав ее к корням деревьев, объяснить для чего это делается.

Цели:

воспитывать желание участвовать в уходе за растениями;

прививать бережное отношение к природе.

Подвижные игры

«Птицы в гнездышках». Цели:

учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;

быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
«Зайцы и Жучка».

Цель: упражнять в метании в горизонтальную цель, пролезании под шнуром.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять умения прыгать на одной ноге (правой и левой).

Самостоятельные игры детей с выносными игрушками.

Выносной материал

Детские грабли, кубики для подвижной игры, игрушки для игр с песком, куклы, одетые по погоде, коляски для кукол, машинки.

 

Прогулка №12

Октябрь

Наблюдение за работой дворника

Цели:

воспитывать уважение к труду людей;

учить приходить на помощь окружающим.

Ход   наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Скручена, связана, на кол навязана и по дому пляшет. (Метла.)

Предоставить детям самостоятельно поиграть на участке, обратить внимание на работу дворника: «Посмотрите, как он старается, подметает дорожки, чтобы вам было где играть». Уточнить, что дворник выполняет свою работу хорошо, ловко действуя метлой и лопатой. Подвести детей к дворнику, который объяснит, что нельзя ломать деревья, бросать мусор на землю, участок нужно содержать в чистоте. Подсказать детям, что нужно поблагодарить дворника за работу, но не только словами, но и делами. Предложить детям собрать мусор на участке.

Трудовая деятельность

Подметание веничками дорожек на участке. Цель: учить правильно пользоваться веничками, доводить начатое дело до конца.

Подвижные игры

«Мы — шоферы».

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

«Найдем грибок».

Цели:

учить согласовывать свои действия с действиями товарищей;

развивать внимание, следить за правильностью выполнения
задания.

Индивидуальная работа Ходьба по короткой и длинной дорожке. 

Цель: закреплять представления о длине.

Самостоятельные игры детей с выносными игрушками.

Выносной материал

Рули, маски-эмблемы, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки.

 

Прогулка №13

Октябрь   

Наблюдение за собакой

Цели:

расширять представление о домашнем животном — собаке, ее внешнем виде, поведении;

воспитывать любовь к животным.

Ход наблюдения

Рассказать детям: рядом с домом стоит маленький домик — будка, в которой живет зверь. Этот зверь грозно рычит, громко лает, у него острые зубы, он грызет кости. Кто этот зверь?

Заворчал живой замок,

 Лег у двери поперек,

 Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи!

Дети вместе с воспитателем рассматривают собаку. Собака — домашнее животное, она любит своих хозяев, охраняет жилище, лаем предупреждает, что пришли чужие. Радуется, когда приходит хозяин. Хозяин тоже любит собаку, заботится о ней, строит для нее дом, кормит днем и вечером.

Трудовая деятельность: Кормление птиц.

Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.

Подвижные игры: «Мы — веселые ребята».

 Цели: - четко проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры;

согласовывать свои действия с действиями товарищей.

«Лохматый пес».

Цель: учить двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения.

Индивидуальная работа

Ходьба по короткой и длинной дорожке. Цель: закреплять представления о длине.

Самостоятельные игры детей с выносными игрушками

Выносной материал: Корм для птиц, куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, карандаши, печатки, совочки, машинки.

Прогулка №14

Октябрь

Наблюдение за природой (Что нам осень подарила?)

Цель: Продолжать знакомить детей с изменениями в природе. Учить различать, что где растет. Развивать память, мышление.

Ход наблюдения: Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и сказать, что нам осень подарила? (Солнышко, небо, облака, цветы, овощи, фрукты и т. д.). Назвать 3-4 плода, их величину и цвет.

Подвижная игра: «Огуречик, огуречик».

Цель: научить детей ходить стайкой на цыпочках, соотносить слова и действия, бегать не толкаясь.

Дидактическая игра: «Урожай».

Цель: развить координацию слов с движениями, закрепить в речи глаголы: «соберем», «натаскаем», «накопаем», «срежем», «нарвем».

Трудовая деятельность

Сбор опавших листьев вокруг деревьев, уход за поломанными ветками.

Цели:- побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений;
Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: учить ходьбе по наклонной доске.   

Самостоятельная деятельность детей

Прогулка № 15

Октябрь  

Наблюдение за тучей

Цель: продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы. Уточнить понятие «туча». Развивать наблюдательность, память.

Ход наблюдения: предложить детям понаблюдать за тучей.

- Какая туча? (большая, тяжелая).

Рассказать, что в туче собираются капельки воды и когда их становится много, идет дождь.

Художественное слово:

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит… (А.Плещеев).

Подвижная игра: «Мой веселый звонкий мяч». Научить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

Дидактическая игра: «Один, много».

Цель: учить детей называть один предмет и много предметов на участке; развивать внимание, память.

Индивидуальная работа: ходьба в колонне, врассыпную.

Цель: учить выполнять команду воспитателя, строиться в колонну.

Трудовая деятельность: собирать игрушки, очищать их от песка.

Цель: воспитывать желание помогать друг другу, выполнять поручение воспитателя.

Игры с выносным материалом: совочки, мелкие игрушки, формочки.

Прогулка № 16

Октябрь

Наблюдение за насекомыми осенью

Цель: учить находить и называть насекомых: муравей, мухи.

Ход наблюдения: предложить детям обследовать участок, найти насекомых (вспомнить каких насекомых они знают). Почему так мало стало насекомых, нет бабочек? Рассказать, что насекомые осенью готовятся к зиме, прячутся в щели домов, норки и будут там спать до весны.

Художественное слово: загадать загадку

Мы в работе поминутно От зари и до зари,

Нас в лесу найти нетрудно – Лишь под ноги посмотри.

Назови меня скорей – Я рабочий … (муравей).

Подвижная игра: «Пчелки»

Цель: Развитие ловкости.

Дидактическая игра: «Что умеет делать насекомые?»

Цель: обогащать знания детей, учить детей выражать свои мысли, развивать память, связную речь.

Индивидуальная работа: пройти по листикам, четко наступая на выложенную дорожку

Цель: развивать ловкость, внимание, удерживать равновесие.

Трудовая деятельность: собрать сухие листья.

Цель: поддерживать чистоту на участке, доводить порученное дело до конца.

Самостоятельная деятельность детей с выносными игрушками.

Прогулка № 17

Октябрь

Наблюдение за собакой

Цель: научить различать характерные признаки внешнего вида животных. Познакомить с особенностями поведения этих животных. Уточнить, как называют их детенышей.

Ход наблюдения: понаблюдать за проходящими животными. Закрепит названия частей тела животного, как называют детенышей. Обратить внимание на шерсть животных, стала гуще, животные покрываются более теплой и густой шерстью. Можно ли близко подходить к ним, почему? Почему нельзя дразнить собак?

Художественное слово:

Вот собачка Жучка,

Хвостик закорючкой,

Зубы острые – ай- ай!

Шерстка пестрая. Гав! Гав!        С. Федорченко.

Подвижная игра: «Ловишки»

Учить образовывать круг, повторять слова и движения за педагогом.

Дидактическая игра: «Назови собачку» - подбирать кличку для животного.

Цель: активизировать в речи клички животного.

Индивидуальная работа: прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

Цель: развивать ловкость, учить прыгать легко на носках.

Трудовая деятельность: полить цветы в клумбах, собрать сухую траву.

Цель: прививать желание помогать взрослым, любовь к природе.

Игры с выносным материалом: совочки, мелкие игрушки, формочки.

Прогулка № 18

Октябрь  

Наблюдение за работой дворника

Цель: познакомить детей с профессией дворника, подчеркивая значимость труда для всех. Показать орудия труда. Воспитывать уважение к труду дворника.

Ход наблюдения: Предложить детям понаблюдать за работой дворника, рассмотреть его орудия труда. Чем работает дворник? Кому нужна его работа?

Художественное слово:

Встанет дворник на заре,

Крыльцо чистит на дворе.

Дворник мусор уберет

И дорожки разметет.     В. Степанов

Подвижная игра: «Кролики».

Научить играть по правилам, напоминать, что при беге нельзя толкаться, что нужно быть повнимательнее друг к другу.

Дидактическая игра: «Что делает?»

Цель: учить детей подбирать глаголы к существительному «дворник».

Индивидуальная работа по физическому воспитанию: прокатывание мяча друг другу, сидя на пятках.

Цель: упражнять в прокатывание мяча.

Трудовая деятельность: собрать рассыпанный песок в песочницу.

Цель: воспитывать трудолюбие, взаимопомощь.

Самостоятельная деятельность детей

Игры с выносным материалом: мелкие игрушки, машинки, кубики для игры.

Прогулка № 19

Октябрь

Наблюдение за птицами

Цели: продолжить наблюдение за птицами на участке;

учить различать основные части тела;

развивать и воспитывать бережное отношение к птицам.
Ход наблюдения

Осенью можно часто увидеть, как на телеграфных проводах или кустах сидят и чирикают воробьи. Обратите внимание детей, что птицы собираются к холоду. Предложите детям покормить птиц, насыпав им хлебных крошек, и понаблюдайте, как птицы клюют корм.

Воробей, что ты ждешь?
Крошек хлебных не клюешь.

Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.

Вместе с детьми рассмотреть внешний вид птиц. (Тело покрыто пухом, перьями, есть крылья; они летают, прыгают, клюют.)

Трудовая деятельность: Кормление птиц.

Цели: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений (кормление птиц, уборка участка); воспитывать желание ухаживать за животными.

Индивидуальная работа:

«Собери игрушки».

  Цель: развивать внимательность.
Подвижные игры:  «Воробушки и кот».

Цели: -  учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях; бегать, не задевая друг друга, увертываться от водящего, быстро убегать, находить свое место; приучать быть осторожными, занимая место, не толкать товарища.

«Попади в круг». Цели: совершенствовать умение действовать с разными предметами;

развивать умение бросать предметы в определенном направлении двумя руками;

Самостоятельные игры детей с выносным материалом

Прогулка № 20

Октябрь

Наблюдение за дождем

Цель: познакомить с природным явлением — дождем.

Ход наблюдения

В дождливую погоду предложить детям понаблюдать из окна, как капли дождя падают на землю. Ранее воспитатель выносит емкость для накапливания дождевой воды. Капли стучат по стеклу. Послушать вместе с детьми шум дождя (есть дождик веселый, а есть грустный), определить, какой дождь.

Сколько знаю я дождей? — Сосчитайте поскорей.  Дождик с ветром, Дождь грибной,

 Дождик с радугой-дугой. Дождик с солнцем, Дождик с градом, Дождик с рыжим листопадом.

Трудовая деятельность:

Поливка дождевой водой растений в группе.

Цель: воспитывать желание участвовать в уходе за комнатными растениями.

Индивидуальная работа:

Развитие движений.

Цель: закреплять умения прыгать на двух ногах.

Подвижные игры:

«Солнышко и дождь».

Цели: - учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;

приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

«Лиса в курятнике».

Цели: упражнять в беге, умении действовать по сигналу воспитателя, спрыгивать со скамейки;

учить прыжкам на двух ногах с продвижением вперед на 2—3 метра;

совершенствовать навыки перепрыгивания.

Прогулка № 1

Ноябрь 

Наблюдение за морозными узорами

Цель: рассмотреть на окне морозные узоры.

Ход наблюдения, не дождавшись тепла среди зимнего дня, распустились цветы на окне у меня. Подошел я к цветам, стала мокрой щека, оттого, что окна коснулся слегка. Подошел я к цветам, но не пахли они. Для чего ж они выросли в зимние дни? Наблюдать за морозными узорами на стекле. На что они похожи? Пусть дети сравнят узоры на разных окнах. Одинаковые ли узоры рисует мороз? Какие узоры получились самыми красивыми? Что будет, если пальчиком дотронутся до окон с узорами?

Трудовая деятельность: Сгребание снега в определенное место.

Цель: приучать соблюдать чистоту и порядок на участке детского сада.

Подвижные игры: «Догони свою пару»

Цели: - выполнять движения по сигналу воспитателя; — четко ориентироваться при нахождении своей пары.

«Не попадись».

Цели: — упражнять в беге в разных направлениях; — развивать медленный и быстрый бег, ориентировку в пространстве.

Индивидуальная работа:

Ходьба по короткой и длинной дорожке. 

Цель: закреплять представления о длине.

Выносной материал: Деревянные лопатки.

Прогулка № 2

Ноябрь

Наблюдение за елью

Цель: формировать представление о ели, ее красоте.

Ход наблюдения Воспитатель подводит детей к ели, обращает внимание на ее стройность, зеленый наряд. Ее всегда в лесу найдешь — Пойдешь гулять и встретишь. Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем. Воспитатель обращает внимание детей, что находиться рядом с елью очень приятно (она красива и полезна), ее аромат целителен для здоровья. Спрашивает, что красивого дети находят в елочке. Предлагает попеременно глубоко дышать с открытыми глазами и смотреть на нее.

Трудовая деятельность: Сгребание снега лопатой, расчистка дорожки. Много снега, негде бегать. На дорожке тоже снег. Вот, ребята, вам лопаты, поработаем для всех.

Ц е л ь: учить действовать лопатками, сгребая снег в определенное место.

Подвижная игра: «Идите ко мне»

Цели: — учить выполнять задание воспитателя; — ходить прямо, сохраняя заданное направление.

Индивидуальная работа:

«Собери игрушки».

  Цель: развивать внимательность

Выносной материал: Лопатки, формочки для снега, детские санки, совочки.

Прогулка № 3

Ноябрь

Наблюдение за облаками

Цель: формировать понятия об облаках и тучах.

Ход наблюдения: Я вконец себя измучил, Все никак не мог понять: И откуда эти тучи появляются опять? Но помог однажды случай: Мы ходили по грибы, у лесов сторожки тучи выползали из трубы. Обратить внимание детей на небо. Серые, темные облака движутся по нему, их называют тучами. Они низко плывут над землей, из них идет дождь или снег. Предложить детям нарисовать на снегу запомнившуюся тучу.

Трудовая деятельность: Сгребание снега для снежных построек.

Ц е л ь: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений, оказывать помощь взрослым.

Подвижные игры: «Воробушки и кот».

Цели: — учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленках; бегать, не задевая друг друга, увертываясь от ловящего; — приучать к осторожности.

«Бегите ко мне».

Цель: учить ориентироваться по звуку, двигаться в сторону звука.

Индивидуальная работа: прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

Цель: развивать ловкость, учить прыгать легко на носках.

Выносной материал: Лопатки, карандаши, маски для игр, формочки для игры со снегом, кукла, одетая по погоде, детские игрушечные санки.

Прогулка № 4

Ноябрь

Наблюдение за осенним лесом

Цели: — расширять представление об осеннем лесе; — учить видеть красоту осеннего пейзажа.

Ход наблюдения: Подвести детей к такому месту, где лес виден издали, хорошо просматривается. Обратить внимание на красоту леса поздней осенью. Деревья «надели» зимний наряд, снег покрыл их верхушки, кругом белым-бело, и только елки и сосенки по-прежнему зеленые.

Трудовая деятельность: Изготовление снежных построек.

Цели: — учить правильно носить снег для постройки, помогать товарищам в выполнении трудовых действий; — помогать правильно строить из снега домик, соизмерять вели чину домика с величиной игрушки, аккуратно и достаточно глубоко вырезать отверстие (дверку).

Подвижные игры: «Найди нас»

Ц е л ь: закреплять название объектов на участке, ориентировку в пространстве.

«У оленя дом большой»

Цель: закреплять умение соотносить движения с текстом.

 Индивидуальная работа: ходьба в колонне, врассыпную.

Цель: учить выполнять команду воспитателя, строиться в колонну.

Выносной материал: Лопатки, санки, ведерки, кукла, совочки, клеенки для катания с горки.

Прогулка № 5

Ноябрь

Наблюдение на огороде

Цель: формировать представление об изменениях в природе поздней осенью.

Ход наблюдения: Привести детей на огород. Вспомнить, что они видели в начале осени. (На грядках росли лук, картофель, свекла.) Тогда дети старших групп занимались уборкой урожая, а затем посадкой чеснока. Сейчас все грядки покрыты снегом. Снег укрыл землю, корни плодов. Чем больше снега будет лежать в огороде, тем теплее будет клубнике, чесноку. Воспитатель задает детям загадку. Пришла девушка Беляна — Побелела вся поляна. Всю зиму пролежит, Весной в землю убежит. (Снег.)

Трудовая деятельность: Изготовление снежных построек.

Цели: — учить правильно носить снег для постройки; — помогать товарищам в выполнении трудовых действий; — учить правильно строить из снега домик, соизмерять величину домика с величиной игрушки, аккуратно и достаточно глубоко вырезать отверстие (дверку).

Подвижные игры: «Совушка»

Цель: учить слаженным действиям по сигналу воспитателя.

«Жмурки»

 Цель: быстро действовать при потере равновесия.

Выносной материал: Лопатки, санки, ведерки, кукла, совочки, клеенки для катания с горки.

Прогулка № 6

Ноябрь

Наблюдение за сезонным явлением - инеем, заморозками

Цель: формировать представление об инее как об одном из состояний воды.

Ход наблюдения: Обратить внимание на иней. Иней — это капельки водяного пара, только замерзшие, как снежинки. Пусть дети внимательно рассмотрят иней на деревьях и кустарниках, прикоснутся ладошкой к ветке, покрытой инеем. Что произошло с веткой и ладошкой? Куда исчез иней? И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. Стоят деревья в инее — То белые, то синие. Столбами синеватыми стоят дымки над хатами. И все на свете в инее — То белое, то синее.

Трудовая деятельность: Сооружение снежной клумбы.

Цель: побуждать оказывать помощь взрослым.

Подвижные игры: «Краски».

Цели: учить запоминать цвет краски, быстро бегать по сигналу воспитателя, быть внимательным; — упражнять в беге в нужном направлении до определенного места;

«Волк и козлята».

Цели: учить игровой деятельности со строгим соблюдением правил; — развивать ловкость, уверенность в себе; — воспитывать смелость.

Выносной материал: Лопатки, формочки для игры со снегом, печатки.

Прогулка № 7

Ноябрь

Наблюдение за кошкой

Цель: закрепить представление у детей характерных особенностей кошки.

Ход наблюдения Мягонькие лапки, а в лапках — цап-царапки. Обратить внимание детей на настороженные уши у кошки — она может улавливать любой шорох. У кошки большие глаза, которые хорошо видят в темноте. Она чувствует — холодная или горячая пища. У кошки мягкие подушечки на лапках. Она может тихо, не слышно подкрадываться. Показать детям, как кошка лазает по забору, дереву выпуская когти. Отворилась тихо дверь, И вошел усатый зверь. Сел у печки, жмурясь сладко, и умылся серой лапкой. Берегись мышиный род, на охоту вышел кот.

Трудовая деятельность: Сгребание снега для строительства снежного домика для куклы.

Цель: побуждать оказывать помощь взрослым.

Подвижная игра: «По трудной дорожке».

Цель: развивать согласованность рук и ног при движении, чувство равновесия, ловкость. Выносной материал: Лопатки, формочки для игры со снегом, медали для подвижной игры, кукла, одетая по погоде.

Прогулка № 8

Ноябрь

Наблюдение за ветром

Цели: — продолжать наблюдение за ветром; — учить определять направление ветра.

Ход наблюдения: Посмотреть на верхушки деревьев. В какую сторону они наклоняются? Откуда дует ветер? Поднять флажки над головой и посмотреть, в какую сторону развевается полотнище у флажков. Дети определяют направление ветра по развевающимся полотнам. Предложить детям пробежать с флажком по направлению ветра и против него.

Трудовая деятельность: Сгребание снега с дорожек.

Цели: — приучать соблюдать чистоту и порядок на участке детского сада; — побуждать оказывать взрослым помощь. Много снега, негде бегать, на дорожке тоже снег. Вот, ребята, вам лопаты, поработаем для всех.

Подвижные игры: «Воробушки и кот».

Цели: — учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях; — бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего; — быть осторожными.

«Живой лабиринт».

 Цель: развивать чувство равновесия, ловкость, быстроту движений.

Выносной материал: Флажки, маски для подвижных игр, венички, формочки, карандаши, палочки, печатки.

Прогулка №9

Ноябрь

Наблюдение за кустиками

Цели: — формировать представление об основных частях кустарника; — воспитывать бережное отношение к растительному миру.

Ход наблюдения: Подвести детей к кустарнику, спросить, чем это растение отличается от березы, ели. Попросить детей показать ствол растения. Сделать вывод, что у кустарника нет ствола, есть ветви, которые растут от корня. Ветви тоньше ствола. Кустарник ниже дерева. Показать ребятам красавицу рябинку, дать попробовать ягодки. Красную ягоду дала мне рябина. Думал я, что сладкая, а она как хина. То ли это ягодка просто не дозрела, Толь рябинка хитрая подшутить хотела.

Трудовая деятельность: Сгребание снега лопатой, расчистка дорожек.

Ц е л ь: учить действовать лопатками, сгребая снег в определенное место.

Подвижная игра: «Бегите ко мне».

Цель: — учить выполнять задание воспитателя; — ходить прямо, сохраняя заданное направление.

Выносной материал: Лопатки, формочки для снега, детские санки, совочки.

Прогулка №10

Ноябрь

Наблюдение за птицами

Цели: — продолжать наблюдение за птицами, их повадками; — сравнить воробья и голубя. Ход наблюдения: Перед прогулкой воспитатель говорит детям, что нужно взять хлеб для того, чтобы покормить голубей. Придя на место, сначала рассмотреть их, спросить, много ли голубей? Посмотреть, как голуби будут клевать. Обратить внимание детей, что у голубей есть глаза — они видят корм, когда им насыпают, есть клюв — они клюют крошки, есть ноги — они ходят, есть хвост и крылья — они летают. Голуби бывают разного цвета и величины. Голубей иногда называют «сизарями».

Трудовая деятельность: Приготовление корма для птиц вместе с воспитателем.

Цели: - воспитывать желание участвовать в уходе за птицами; — приучать детей с помощью взрослых кормить птиц.

Подвижные игры: «Раз, два, три — беги!».

Цели: - упражнять в умении действовать по сигналу; — развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий.

«Догони меня».

Цели: - учить быстро ориентироваться в пространстве; — развивать ловкость.

Выносной материал: Маски для подвижных игр, корм для птиц, формочки для игр, карандаши, печатки.