дополнительная рабочая программа по кружку ФМП в средней группе
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
познавательное развитие
«Занимательная математика»
Для детей дошкольного возраста (4-5 лет)
Составитель:
Воспитатель Городова С.П
Срок реализации: 1 год.
Вольск
2017-2018 учебный год
Содержание
1 | Пояснительная записка | 3 |
1.1. | Актуальность
| 3 |
1.2 | Цель кружковой работы:
| 4 |
1.3 | Задачи кружковой работы:
| 4 |
1.4 | Целевые ориентиры
| 5 |
2 | Учебно –тематический план | 7-12 |
3 | Приложение№1 «Диагностика математических навыков у детей
| 13 |
1.Пояснительная записка
Дети четырех лет активно осваивают счет, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и размеров. Ребенок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметном и числовом уровнях. Объем представлений, предложенный данной программой, следует рассматривать в качестве основы познавательного развития. Познавательные и речевые умения, указанные вслед за содержанием, составляют как бы технологию процесса познания, минимум умений, без освоения которых дальнейшее познание мира и развитие ребенка будет затруднено. Активность ребенка, направленная на познание, реализуется в содержательной самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем познавательных, развивающих играх. Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребенку вычленить анализируемый предмет, увидеть его во всем многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить отношения сходства и отличия.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
Организации кружка «Занимательная математика» разработана на основе учебно-методических пособий: «Математика в детском саду» В. П. Новиковой с учётом ФГОС. Она дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Кружок проводится 1 раз в неделю, 20 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организуем деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяем развитию логических форм мышления.
1.1.Актуальность
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим меня заинтересовала проблема – как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям.
1.2.Цель кружковой работы:
Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.
1.3.Задачи кружковой работы:
1. Количество и счет:
- дать детям представление о том, что множество может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы;
- учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов;
- учить считать до 5, пользуясь правильными приемами счета;
- сравнивать 2 группы предметов, именуемые числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4, 4-4, 4-5, 5-5;
- формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета;
- учить уравнивать неравные группы 2 способами, добавляя к меньшей группе 1 предмет или убирая из большей группы 1 предмет;
- отсчитывать предметы из большего количества;
- считать предметы на ощупь, считать звуки, движения (в пределах 5);
- на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.
2. Величина:
- совершенствовать умение сравнивать 2 предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать 2 предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи;
- учить соизмерять предметы по 2 признакам величины;
- устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности – в порядке убывания или нарастания величины;
- вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов.
3. Форма:
- развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе, цилиндре;
- учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов;
- познакомить с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником;
- различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны;
- формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой – маленький куб (шар, цилиндр, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
- учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.
4. Ориентировка в пространстве:
- развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз);
- обозначать словами положение предметов по отношению к себе;
- познакомить с пространственными отношениями: далеко – близко.
5. Ориентировка во времени:
- расширять представление детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро – день – вечер – ночь);
- объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра.
В начале и конце учебного года проводится педагогическая диагностика математического развития детей, которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоение программного материала.
Для реализации программы разрабатывается учебный план кружка
Программа рассчитана на 32 занятий в год (1 занятие в неделю) длительность одного занятия 20 минут.
День недели: Пятница- 2 половина дня. 16:00 – 16:20
1.4. Целевые ориентиры
К концу года дети могут:
1. Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение).
2. Считать до пяти (количественный счет), Отвечать на вопрос «Сколько всего?».
3. Сравнивать количество предметов в группах на основе счета (в пределах пяти), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество.
4. Сравнивать два предмета по величине (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче, одинаковые – равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.
5. Различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знать их характерные отличия.
6. Определять положения предметов в пространстве по отношению к себе (вверху – внизу, впереди – сзади); двигаться в нужном направлении по сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице).
7. Различать правую и левую руку.
8. Определять части суток.
2. Календарно-тематическое планирование по ФЭМП
в средней группе «Непоседы»
№ |
Тема занятия | Задачи |
Формы организации образовательного процесса | |
Октябрь | ||||
1 | Сравнение предметов. | Учить сравнивать две группы предметов путем наложения и приложения, находить одинаковые, уметь ориентироваться в пространстве. Развивать внимание, мышление. Воспитывать исполнительность. | В.П. Новикова «Математика в детском саду»Стр. 4
| |
2 | Числа 1, 2.
| Учить считать до двух, пользоваться цифрами 1 и 2; сравнивать две группы предметов, устанавливая соотношения: больше – меньше, поровну; находить и называть предметы круглой и квадратной формы на заданном пространстве. Развивать мелкую моторику, мышление. Воспитывать усидчивость. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 6
| |
3 | Геометрические фигуры | Закреплять названия геометрических фигур, умение их классифицировать их по форме и цвету, сравнивать две группы предметов путём приложения, определять каких предметов больше(меньше)без счёта. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр 8 | |
4 | Ориентировка в пространстве. | Развивать умения ориентироваться в пространстве; формировать представление о том, чего у каждого человека по 2 и по 1; учить различать части суток: утро – вечер, день – ночь; учить называть предметы квадратной и круглой формы. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 10 | |
Ноябрь | ||||
5 | Число 3.
| Познакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть числительные от 1 до 3; считать и раскладывать предметы правой рукой слева на право; упражнять в ориентировке в пространстве. Развивать мышление, внимание. Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 13 | |
6 | Сравнение по высоте. | Упражнять в счете в пределах 3; учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения, учить составлять предмет из 3 равнобедренных треугольников; находить в окружении одинаковые по высоте предметы.
| В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 15 | |
7 | Треугольник. | Закрепить названия геометрических фигур; учить находить предметы названной формы; учить составлять домик из 4 треугольников, сделанных из квадрата; учить сравнивать предметы по длине и отражать в речи результат сравнения. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 17 | |
8 | Куб, шар. | Познакомить с геометрическими телами – кубом и шаром; учить обследовать их осязательно-двигательным способом; дать представление об устойчивости и неустойчивости, наличии или отсутствии углов; показать, что количество предметов не зависит от того, как они расположены; упражнять в счете на слух в пределах 3; уточнить представление о временах суток. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 20 | |
Декабрь | ||||
9 | Порядковый счет. | Учить составлять квадрат из счетных палочек; называть предметы квадратной формы; считать по порядку; отвечать на вопросы: который? Какой? Закрепить представление о том, что количество предметов (их число) не зависит от их расположения; о последовательности частей суток. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 22 | |
10 | Число 4. | Познакомить с образованием числа 4 и цифрой 4; учить порядковому счету (до 4); соотносить числительное с каждым из предметов; раскладывать предметы правой рукой слева направо. | .П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 25 | |
11 | Прямоугольник. | Познакомить детей с прямоугольником, учить различать квадрат и прямоугольник; упражнять в счете в пределах 4; упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу. Развитие ориентации на листе бумаги, внимания. Воспитывать усидчивость. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 3 | |
12 | Геометрические фигуры (продолжение). | Закреплять умение и различать геометрические фигуры (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник); представления о временных отрезках. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 29 | |
Январь | ||||
13 | Выходные |
|
| |
14 | Состав числа 4 | Познакомить с образованием числа 4 и цифрой 4; учить считать в пределах четырёх, закрепить умение отличать количественный счёт от порядкового. | .П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 31 | |
15 | Счет в пределах 4 | Упражнять в счете в пределах 4: учить соотносить числительное с существительным; закреплять количественный счёт; счёт по осязанию; уметь отвечать на вопросы: который, сколько. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 33 | |
16 | Геометрические фигуры | Упражнять в счете в пределах 4, учить различать количественный и порядковый счёт в пределах 4; составлять узор из геометрических фигур; закреплять названия геометрических фигур. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 35 | |
Февраль | ||||
17 | Сравнение предметов по величине | Учить сравнивать предметы по величине, устанавливать равенство между двумя группами предметов, различать количественный и порядковый счёт, закреплять знания о частях суток. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 37 | |
18 | Сравнение предметов по высоте | Учить моделировать предметы из палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте; ориентироваться в пространстве ; упражнять в счёте в пределах 4, различии количественного и порядкового счёта. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 40 | |
19 | Ориентировка во в ремени | Учить классифицировать фигуры по разным признакам; цвету, величине, форме; различать и называть части суток; находить одинаковые предметы; упражнять в счёте. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 42 | |
20 | Число 5. | Познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5. Упражнять детей в сравнении полосок по длине; учить раскладывать полоски в порядке убывания; учить детей отражать в устной речи результат сравнения: длиннее – короче – короче и т.д. Развивать память, мышление. Воспитывать усидчивость. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 44 | |
Март | ||||
21 | Сравнение предметов по высоте. | Учить сравнивать предметы по высоте, устанавливать равенство между двумя группами предметов, различать количественный и порядковый счет, закрепить представления о временах суток. Развитие координации движений, логического мышления, внимания. Воспитывать исполнительность. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 45 | |
22 | Сравнение предметов по величине. | Продолжать учить сравнивать предметы по величине, отражать в речи результат сравнения; упражнять в ориентировке в пространстве: слева, справа, вверху, внизу; упражнять в счете в пределах 4. Развивать воображение, ориентацию в пространстве. Воспитывать усидчивость. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 48 | |
23 | Ориентировка во времени. | Учить классифицировать фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме; упражнять в счете; учить различать и называть части суток, находить одинаковые предметы. Развивать логическое мышление, память. Воспитывать исполнительность. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 50 | |
24 | Число 5. | Познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5. Упражнять детей в сравнении полосок по длине; учить раскладывать полоски в порядке убывания; учить детей отражать в устной речи результат сравнения: длиннее – короче – короче и т.д. Развивать память, мышление. Воспитывать усидчивость. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 53 | |
Апрель | ||||
25 | Счет в пределах 5. | Упражнять детей в счете в пределах 5; укреплять знания цифр от 1 до 5, умение соотносить количество с цифрой; учить классифицировать предметы по признаку цвета, величины. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 46 | |
26 | Измерение предметов. | Учить сравнивать 2 предмета с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 5; учить ориентироваться в пространстве и отражать в речи направление. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 48 | |
27 | Измерение предметов (продолжение). | Продолжать учить сравнивать предметы с помощью условной мерки; активизировать словарь (далеко – близко). | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 50 | |
28 | Сравнение предметов по высоте. | Упражнять в сравнении предметов по высоте с помощью условной мерки и обозначении словами результата сравнения (выше – ниже); закреплять представления о временных отрезках. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 52 | |
Май | ||||
29 | Порядковый счет.
| Упражнять в счете в пределах 5; упражнять в сравнении предметов по величине; различии количественного и порядкового счёта. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 54 | |
30 | Ориентирование в пространстве (интегрированное).
| Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве, правильно определяя направление; упражнять в различении количественного и порядкового счета; умение отвечать на вопросы: сколько, который по счёту? | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр.57 | |
31 | Величина.
| Упражнять в сравнении предметов по величине ; закреплять название геометрических фигур; упражнять в счете в пределах 5. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 60 | |
32 | Ориентировка во времени.
| Закрепить представления о времени суток, учить правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера»; упражнять в счете в пределах 5; учить из палочек делать фигуру (треугольник). | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 62 | |
33. Педагогическая диагностика | ||||
- Мне нравится (3)