СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Циклаури Лианна Георгиевна

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Дошкольный возраст является периодом становления личности, во время которого закладывается характер, отношение к обществу, к себе, создается система ценностей, направлений и мотивов поведения. В этот период происходит обогащение опыта ребенка, совершенствование умения общаться с людьми, гармонично входить в социальную среду, адекватно вести себя в необычных жизненных обстоятельствах. Возникает необходимость формирования у ребенка стойких моральных позиций, способности к самостоятельному критическому мышлению, социальной компетентности.

Педагоги, работающие в дошкольных учреждениях, в своей учебно-воспитательной деятельности используют разные технологии воспитания и обучения.  В наше время все большую популярность приобретает такое направление педагогической науки, как артпедагогика, которая предполагает привлечение детей к различным видам деятельности (прослушивание музыки, рисование, лепка, танцы и т.п.). Суть артпедагогики заключается, прежде всего, в том, что она влияет на морально-этические, эстетические и коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствует формированию у ребенка навыков социального поведения с помощью искусства. Кроме того, артпедагогика помогает малышам преодолевать собственные психологические трудности, восстанавливать эмоциональное равновесие, переключаться  из негативных переживаний на положительные чувства и мысли. [4]

Одним из методов артпедагогики, который помогает обеспечить стабильное развитие дошкольников, является сказкотерапия. Исследованием сказкотерапии занимались известнейшие ученые, например, Э. Фромм, Э Гарднер. Если говорить об отечественных исследованиях, то много внимания этой теме в своих трудах уделили И. Вачков, Т. Зинкевич-Евстегнеева, Е. Лисисна и другие.

Целью данной работы является проанализировать эффективность метода сказкотерапии в системе работы с дошкольниками, выделить основные формы работы со сказкой, определить условия успешного использования метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.

Сказкотерапия – это один из эффективных методов работы с дошкольниками, которые переживают те или другие эмоциональные трудности, имеют проблемы с поведением. В понимании Т. Зинкевич-Евстегнеевой сказкотерапия - это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур [2].

Суть этого метода состоит в создании исключительной сказочной атмосферы, которая помогает ребенку осуществить свои мечты, преодолеть свои страхи и комплексы. В. А. Сухомлинский так писал о сказке: «Я тысячу раз убеждался, что наполняя мир фантастическими образами, создавая эти образы, дети открывают не только красоту, но и истину. Без сказки, без игры, воображения ребенок не может жить, без сказки окружающий мир превращается для нее в красивую, но все же нарисованную на холсте картину; сказка заставляет эту картину ожить. Сказка - свежий ветер, раздувает огонек детской мысли и речи, хороших чувств. В сказке раскрывается духовный мир ребенка, идеальный уровень его нравственного развития, осуществляется влияние на подсознание ребенка ... » [5].

Сказкотерапия способна снизить у детей уровень тревожности, помочь преодолеть различные страхи, адаптироваться к коллективу. Сказкой можно побороть детскую агрессивность, добавить уверенности застенчивым детям и даже помочь в лечении психосоматических заболеваний. В процессе воздействия метода сказкотерапии ребенок начинает самостоятельно избавляться от очевидных и скрытых проблем [3].

Известный сказкотерапевт А. В. Гнездилов дает свое определение сказкотерапии. Он отмечает, что сказкотерапия - это процесс возвращения ребенку гармоничного мировосприятия.

В сказкотерапии преимущественно используются такие формы работы:

- анализ известных детских сказок;

- рассказ от первого и третьего лица;

- создание сказки «по слову от каждого»;

- инсценировка сказки экспромтом;

- сочинения конца сказки или начала новой сказки;

- создание авторской сказки каждым ребенком, где в завуалированной форме он рассказывает о своих проблемах, переживаниях и ожиданиях.

Вместе с тем в научной литературе выделены три формы сказкотерапевтической проективной диагностики:

- вербальная (предусматривает создание, дописки или переписывания сказки с последующим ее анализом);

- невербальная (предусматривает рисование, создание кукол и т.п. с последующим анализом);

- смешанная (объединяет в себе создание сказки с последующим рисованием по ее мотивам или наоборот).

Анализ таких сказок позволяет педагогу более ярко увидеть причины жизненного кризиса ребенка, оценить уровень положительных сдвигов, которые состоялись (не состоялись) [1].

Одним из первых условий успешного использования сказкотерапии является повседневное общение педагога с детьми с использованием материала сказки, применение таких методов работы со сказками, как чтение, пересказ, беседы по содержанию сказок; рисование, лепка, ручной труд по сюжетам сказок и пр. Необходимо использовать творческие методы работы с текстами сказок (перенос героев знакомых сказок в новые обстоятельства, изменение ситуаций, создание новых сюжетов сказок).

Важную роль в учебно-воспитательном процессе играет умение педагога сориентироваться в трудностях и особенностях воздействия на детей. Специфика профессиональной задачи в педагогической профилактике отклоняющегося поведения определяется необходимостью коррекции социально-педагогической ситуации развития жизнедеятельности дошкольников, глубокого анализа деструктивных факторов, которые вызывают негативные проявления в поведении детей.

При составлении или выборе сказки необходимо учитывать возрастные особенности детей, совмещать ее с различными видами деятельности. Детям очень нравится такой вид занятий. Они эмоциональны, раскованные, веселые, легко входят в образ. Во время рассказывания сказки дети, по сюжету сказки, превращаются в разных животных или существ, которые действуют в сказке. Это в значительной степени повышает интерес дошкольников к учебным упражнениям и одновременно способствует их морально-нравственному воспитанию.

Наблюдения показывают, что дети любят повторения, знакомые сказки воспринимают легче, а иногда с большим интересом.

Атрибуты и декорации к сказкам необходимо дополнять и постоянно менять. Следует помнить, что все, что выполняется детьми, является успешным и удачным.

В результате целенаправленного применения различных методических приемов и видов работы со сказкой, я необходимо подводить детей к пониманию того, почему следует вести себя хорошо, с уважением относиться к окружающим, учить их анализировать конкретную ситуацию, делать моральные выводы, находить оригинальные пути решения конфликтов.

Сказкотерапия - это современный и эффективный метод в разноплановой психологической работе с детьми, о чем свидетельствуют имеющиеся в мировом информационном пространстве научные статьи, исследования и отзывы. Важно продолжать накопление данных о сказкотерапии, ведь в системе групповой и индивидуальной психологической работы с детским контингентом именно этот метод является одним из самых эффективных в воспитании, обучении и социальной адаптации ребенка.

 

Список литературы

  1. Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). – СПб.: Речь, 2002. – 158 с.
  2. Зинкевич- Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии / Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. – С.Пб., 1998.
  3. Майбородюк, Н. Д. Сказкотерапия в развитии ценностно-смыслового сознания учащихся начальной школы [Текст]: сб. науч. р. / Н. Д. Майбородюк // Педагогика высш. и сред. шк. - 2010. - Вып. 28. - С. 136-141.
  4. Сказкотерапия как метод развития дошкольников/ Л. Л. Шалимова. — Х.:Изд-во «Ранок», 2012. — 160 с. — (Дошкольное образование).
  5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский // Избранные педагогические сочинения. – К., 1980. – 264 с.