Использование технологии ТИКО-моделирование в речевом развитии детей дошкольного возраста
Аннотация: дошкольное образование, речевое развитие, технология, ТИКО-моделирование, конструирование, дошкольный возраст.
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.
Почему же речь стоит в основе развития дошкольников? Секрет кроится в универсальности данного возраста, который является периодом активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех компонентов речи.
Согласно ФГОС ДО «речевое развитие» включает:
· овладение речью, как средством общения и культуры;
· обогащение активного словаря;
· развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
· развитие речевого творчества;
· развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
· знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
· формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.
Учитывая, что современные дети перенасыщены информацией, необходимо строить процесс обучения так, чтобы он был занимательным, развивающим, деятельным, работал на зону ближайшего развития ребенка, но не превышал его возможностей. Уникальным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс развития речи у детей дошкольного возраста, а также в силу своей вариативности является технология ТИКО - моделирование. Взаимодействуя с конструктором ТИКО, дети тренируют пальцы, развивая мелкую моторику. Это оказывает мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следственно и на развитие речи.
Для оптимизации образовательной деятельности по речевому развитию ООО НПО «РАНТИС» выпущены наборы «Грамматика» и «Азбука». Конструктор ТИКО «Грамматика» - учебно-дидактическое пособие, обеспечивающее основательное изучение практической фонетики и предназначенное для обучения грамоте в работе со старшими дошкольниками. Детям зачастую не хватает выдержки для того, чтобы продолжительное время внимательно работать с буквами, звуками. Наборы «Грамматика» и «Арифметика» решают эти проблемы, повышают интерес к учебному процессу, развивают внимательность, превращает обучение чтению в истинное удовольствие! Дети собственными руками создают модели (схематические изображения) звуков, букв, слогов, слов и с легкостью оперируют ими.
Наборы «Грамматика» и «Азбука» состоят из пластмассовых квадратов, на которых изображены буквы русского алфавита и знаки препинания. На красных квадратах - гласные звуки, на синих квадратах - твердые согласные звуки, на зеленых квадратах - мягкие согласные звуки, на белых квадратах - Ъ и Ь знаки, знаки препинания. Количество отдельных букв соответствует частоте их употребления в речи.
С помощью набора «Грамматика» уже на первом году обучения дети читают слоги и односложные слова, а будущие первоклассники в совершенстве владеют звуковым анализом, с легкостью подбирают слова к звуковым схемам, разгадывают и составляют кроссворды.
Система работы с данным набором конструктора начинается с ознакомления детей со звуками на первом году обучения. При знакомстве со звуками дети определяют гласный или согласный, тем самым выбирая ТИКО-квадрат соответствующего цвета. Игры и упражнения, предложенные в методическом пособии «Грамматика. Учимся читать» (данное пособие не ограничивает педагога в возможности авторской разработки игр и упражнений) помогают научить ребенка не только выделять звук в словах и определять его позицию, но и развивают речевое дыхание (пение звуковых дорожек). При использовании предметных картинок дети учатся определять звук и давать его характеристику, а к концу года ребенок может не только собирать слоги и слова, но и читать их.
На втором году обучения ведется работа непосредственно со схемой. Дети выделяют слоги из предложенных слов и самостоятельно их составляют, соблюдая звуковую символику. На втором этапе деятельности осуществляется работа со словами, и в заключении – дети составляют предложения.
В процессе занятий с конструктором ТИКО «Грамматика» задействуются сразу несколько каналов восприятия информации. Так, например, физическое соединение (сцепление) руками двух квадратов с буквами в одну «дорожку» может помочь некоторым детям перейти к слитному чтению не только слогов, но и слов, поскольку чтение - сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы.
Для успешного развития связной речи также использую технологию Нищевой Н.В. «Обучение детей пересказу по опорным схемам». Схема (графическая модель) в виде условных обозначений или изображений показывает составные части рассказа в определенной последовательности и выступает в качестве плана речевого высказывания, составляет опору, каркас, структура которого используется при составлении рассказа. Ребенок знает, с чего он может начать рассказ, чем продолжить и уточнить его, чем закончить.
Используя конструктор ТИКО, вместе с воспитанниками моделируем схемы для пересказа (персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т д.) выстраиваем графическую мнемодорожку, где показываем составные части рассказа и связи между ними.
Совместная реализация технологии Нищевой Н.В. «Обучение детей пересказу с использованием опорных схем» и технологии ТИКО-моделирование позволяют достигнуть следующих результатов:
· у детей появляется желание пересказывать литературные произведения.
· расширяется круг знаний об окружающем мире.
· активизируется словарный запас.
· преодолевается робость, застенчивость, формируется умение свободно держаться
перед аудиторией.
Применение технологии ТИКО-моделирование в организации образовательного процесса с детьми позитивно отражается на развитии речи, так как способствует:
· развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;
· формированию грамматической составляющей речи (обрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а также образование сложных слов);
· постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);
· формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений;
· овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов
(применяются ТИКО-квадраты с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
· формированию пространственной ориентации и схемы собственного тела – это
классическая профилактика нарушений письма;
· развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания,
мышления).
Активно применяю постройки из ТИКО-конструктора в театрализованной деятельности, когда у ребенка появляется возможность создать собственного героя и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет. Такая работа создает условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу воспитанников. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребенку легче раскрыть свои индивидуальные особенности. Работая в группе сверстников или совместно с педагогом, развиваются коммуникативные навыки, навыки сотрудничества и взаимодействия.
Таким образом, технология ТИКО-моделирования помогает решать целевые ориентиры ФГОС ДО по образовательной области «речевое развитие»:
· владение речью как средством общения и культуры - дети учатся договариваться между собой во время коллективной работы
· обогащение активного словаря - у детей происходит пополнение активного словаря следующими терминами: призма, трапеция, ромб, пирамида, звезда Кеплера и т.д.
· развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи - во время работы с ТИКО-конструктором дети учатся обыгрывать, изготовленные ими конструкции (тем самым развивается диалогическая и монологическая речь)
· развитие речевого творчества - дети учатся самостоятельно описывать свои конструкции, составлять рассказ об изготовленном персонаже