5 причин, почему ребенок не хочет читать и слушать книжки.

Шахматова Юлия Николаевна

                                  

Чтобы понять, почему детям стало труднее читать и слушать книжки, вспомним, а что же раньше им помогало войти в мир слова и чтения, а теперь мешает.

Причина №1: Неумение владеть собой.

Ребенок не хочет читать, когда ему трудно сидеть какое-то время на месте. Довольно часто родители говорят, что у них активный ребенок, объясняя его неусидчивость. Однако психологи отмечают, что на самом деле поведение такого ребенка чаще всего реактивно, импульсивно. Он не может усидеть на родной попе, а реагирует на любые привлекательные для него внешние раздражители.

И если для дошкольника это не является проблемой, то первокласснику неумение сидеть на месте 30-40 минут мешает хорошо учиться.

Родители могут научить ребенка справляться со своими эмоциями. Могут научить его действовать не только импульсивно, но и осознанно, прилагая усилия для достижения желаемого. Могут научить придерживаться установленных правил.

Совсем скоро я опубликую статью и видео, из которых вы узнаете: Как помочь ребенку научиться владеть собой.

Причина №2: Из жизни маленького ребенка исчезает материнский фольклор.

Ребенок не хочет читать, когда ему трудно понимать прочитанное. Оказывается, огромную роль в упорядочении мира для ребенка играл фольклор. Это потешки, колыбельные, пестушки, которые сейчас уже мало кто из родителей использует в общении с маленьким ребенком.

Именно через фольклор малыш впервые узнавал: как устроен мир и что в нем происходит.

Когда мама поет малышу колыбельную, она не только помогает ему успокоиться, но и словесно выстраивает для него мир, о котором он ещё совсем ничего не знает. И пусть ребенок не до конца понимает смысла слов, но слушая спокойный и ласковый голос (а по-другому петь колыбельную просто невозможно) он запоминает всё то, что наговаривает ему самый родной человек. Это помогает ребенку почувствовать, что он находится в безопасности.

Своей дочке я не пела: «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю, придет серенький волчок и утащит за бочок» — потому что была уверена, что смысл этой колыбельной ужасен! Что я напугаю своего ребенка. Хотя на самом деле я просто не знала о заложенной народной мудрости в этих словах.

Эта колыбельная о том, что есть такое место — край, за которым начинаются опасности, граница, нарушать которую нельзя. И это попадает в подсознание ребенка вместе с ласковым голосом матери. А согласитесь, ведь так важно, чтобы ребенок знал о существовании границ, чтобы он понимал, через что можно переступать, а через что — нельзя.

Современным мамам особенно трудно выстраивать границы для своего ребенка, потому что у них довольно часто не выстроены свои собственные. Ведь и нам в детстве уже меньше пели русские народные колыбельные. И мы хорошо помним только слова песни из передачи «Спокойной ночи, малыши», а в них нет такого глубинного смысла.

А еще я заметила, что потешки помогают ребенку соблюдать режимные моменты, например, умываться и чистить зубы. Если приговаривать: «Водичка-водичка, умой моё личико, чтоб глазки блестели, чтоб щечки краснели, чтоб смеялся роток и кусался зубок» — то дочка радостнее выполняет необходимые действия.

Так что при желании можете подобрать приговорки на разные режимные моменты, чтобы заменить уговоры и рациональные доводы на понятный и любимый ребенку стихотворный язык.

Материнский фольклор — это стихия поэтической речи, куда ребенок попадал сразу. Он постоянно в течение дня слышал потешки — рифмованное, ритмичное слово. Именно так происходила первая встреча малыша с поэзией.

Однако материнский фольклор исчезает из жизни детей, потому что родители просто не знают о его важности и недооценивают его роль в развитии ребенка.

На его место пришли современные «уси-пуси». Потому что мама чувствует, что с ребенком надо как-то ласково общаться. Но как именно — не знает, потому что потешки позабылись. Вот она и говорит много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, используя их уместно и не очень. Но ведь такая манера общения далека от поэтической речи. Поэтому наши дети гораздо позже сталкиваются с поэтической стихией, которая раньше помогала ребенку войти в мир слова.

Причина №3: Отсутствие режима дня.

Ребенок не хочет читать, когда ему трудно сосредоточиться, потому что он чувствует внутреннее беспокойство. Конечно, с малышом в первый год жизни режим меняется так быстро, что как только приспособишься к одним правилам, всё снова ломается и приходится заново перестраиваться. Однако после года режим дня для ребенка особенно важен.

Режим дня помогает ребенку знать, что будет потом, и это дает ему ощущение владения ситуацией. Когда ребенок не знает, что будет потом, это его невротизирует.

Знание, что будет потом, удовлетворяет чувство безопасности — базовую потребность ребенка. Да что ребенка, вас ведь тоже беспокоит чувство неопределенности? Вы ведь тоже хотите знать, что будет потом, чтобы спокойнее себя чувствовать?

Раньше режим дня родителям и детям было легко соблюдать. А сейчас все чаще можно увидеть прогулки с детьми до часу ночи, поздний подъем, субботний шопинг, когда ребенок мотается по изобилию совершенно ненужных ему вещей, которые часто и трогать-то не разрешается.

Поэтому в детском саду строгий режим дня придуман неспроста, и не столько для удобства воспитателей, сколько потому, что четкая последовательность действий в течение дня важна для развития ребенка и его психического здоровья.

Причина №4: Родители меньше уделяют внимания развитию у ребенка навыков самообслуживания.

Как это может быть связано с тем, что ребенок не хочет читать? Сейчас объясню. Навыки самообслуживания — это удовлетворение своих бытовых нужд и потребностей своими силами. Одеваться, раздеваться, самостоятельно есть, попу вытирать и т.д.

Да, нужно время, чтобы ребенок научился что-то делать сам. И часто родители говорят, что нет времени ждать, пока научится, быстрее сделать самому. И получается, что в 5-6 лет ребенок не умеет даже самостоятельно одеваться-раздеваться.

Но давайте задумаемся, как много задействовано психических функций, когда ребенок учится, например, надевать носок.

Это ведь ребенку надо помнить: где носок, где та нога, что ножку надо согнуть и выполнить одновременно два разнонаправленных движения — ногу согнуть, резинку растянуть. Слабенькими пальчиками растянуть тугую резинку, попасть ногой в отверстие носка, а потом носок натянуть. То есть выстроить в голове порядок своих действий.

И как часто бывает поначалу: носок натянут — пятка сверху. Срабатывает операция контроля, поиск того, что не так. Дальше приходится придумывать решение проблемы. На самом деле решать сложную практическую задачу, а это и развивает практический интеллект.

Учить ребенка самостоятельно одеваться — это не обязанность, а возможность для его обучения.

Когда родители дают ребенку время самому одеваться, обуваться, застегивать молнию, пуговицы — это всё бесплатные развивающие занятия, а не даром потраченное время.

В процессе самообслуживания у ребенка развиваются и целеполагание, и овладение собой, и память, и внимание, и контроль — разве можно на это жалеть времени? Ведь всё это необходимо, чтобы ребенок мог хорошо учиться и читать.

 
Причина №5: Родители стали читать много книг по воспитанию, часто не критично воспринимают советы и пробуют на ребенке разнонаправленные педагогические подходы.

Как хорошо, что родители хотят понимать своих детей, хотят сделать как лучше и не совершать ошибок своих родителей, поэтому читают много книг по воспитанию. Но очень часто не могут критически отнестись к прочитанным рекомендациям и пробуют на ребенке то одно, то другое. И ребенок невротизируется, потому что не понимает, чего ждать от родителей.

Плюс ко всему мамы, желающие быть идеальными, сами боятся очерчивать границы, боятся проявлять строгость и твердость, постоянно сомневаются в принятых решениях, чувствуют себя во всем виноватыми, а ребенок, конечно, считывает мамино эмоциональное напряжение.

Давайте попробуем разобраться. Вся педагогика развивается между двумя полюсами, и в книгах авторы склоняются то к одному, то к другому, где-то добавляя чего-то больше, где-то — чего-то меньше.

Так вот один полюс занимает идея свободного воспитания Жан-Жака Руссо, который утверждал, что ребенок, придя в мир, уже состоялся как личность, и главная задача родителей — это ему не мешать.

На втором полюсе находится Адольф Дистервег, считающий, что ребенок — это чистая доска, что напишем, то и получится.

Но ведь это крайности, и часто родители встречают в книгах по воспитанию искаженные интерпретации слов великих педагогов, вырванные из контекста и лишенные первоначального смысла.

Так, например, последователи Руссо, могут считать, что ребенок все знает и не надо его ничему учить. Пусть ест руками, раз он так хочет, раз ему так привычно. Или же родители говорят: «Я же не могу насиловать ребенка», объясняя свою неспособность научить его пользоваться горшком.

Или же последователи идеи Дистервега могут полагать, что ребенка можно всему учить, а он должен и обязан всему учиться. Не учитывая индивидуальные особенности развития и интересы самого ребенка. Папа хочет, чтобы сын был спортсменом, значит будет тренироваться до посинения и не важно, что это не соответствует природным способностям мальчика.

Что родители могут сделать, чтобы ребенку было легче читать и слушать книги?

  1. Научить ребенка владеть собой.
  2. Пригласить ребенка в мир поэзии, читая ему стихи и приговаривая потешки.
  3. Соблюдать подходящий ребенку режим дня.
  4. Выделять время на обучение навыкам самообслуживания.
  5. Не бояться обращаться с конкретными вопросами по воспитанию ребенка к специалистам — психологам, педагогам.