ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Сайкина Ольга Сергеевна

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков. 

Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Полезные интернет ресурсы для   дошкольников

http://www.solnyshko.ee/  - Детский развлекательно-познавательный портал "Солнышко". Для детей - развлечения (игры, мультфильмы, сказки, раскраски) и полезные материалы ("почемучка", советы Поварешкина, рассказы о зверятах, уроки хороших манер). Для родителей и педагогов, ищущих информацию в интернете, - масса стишков и загадок, собранных по темам, пословицы, сценарии к детским праздникам.

http://www.lukoshko.net/ - Лукошко сказок. Сайт предлагает сказки, стихи и рассказы для детей. Здесь можно найти русские народные скази и сказки других народов, рассказы о животных, стихи и песни для детей.

http://www.raskraska.ru/ - Раскраска. Интернет-студия Александра Бабушкина. Здесь можно найти для малыша любой рисунок для раскраски и распечатать его в черно-белом варианте, чтобы ребенок мог раскрасить выбранную картинку. Все раскраски предоставляются бесплатно.

http://detstvo.ru/ - Детство. Сайт для детей, пап и мам. На сайте имеется электронная детская библиотека, кулинарная книга, песни и сказки. Кроме того, можно прослушать он-лайн программы детского радио.

http://www.danilova.ru/ - Ранее развитие детей. На сайте представлены публикации по раннему развитию детей, книги для родителей и детей. Методика и опыт обучения по кубикам Зайцева. Раннее обучение математике. Простая и удобная поисковая система.

http://www.kindereducation.com/ - "Дошколёнок". Электронный журнал для детей и родителей, на страницах которого опубликованы материалы для обучения, воспитания и развлечения детей дошкольного и младшего школьного возраста, собранные по тематическим разделам: развитие речи, веселый счет, изостудия, психология, игры и конкурсы, будь здоров. На сайте также можно подписаться на рассылку "100 развивающих и обучающих игр для детей".

http://talant.spb.ru/ - Созидание талантов. Сайт Общества раннего детского обучения, создаваемый психологами, журналистами и педагогами и содержащий различные материалы для родителей, интересующихся вопросами раннего обучения и развития детей.

http://www.babylib.by.ru/ - Библиотека маленького гения. Сайт предлагает статьи, тексты книг и различную информацию о Раннем развитии детей. Имеются тематические подборки о методиках Н.А. Зайцева, Б.П. Никтина, М. Монтессори, Г. Домана, Р. Штайнера, В.П. Тюленева.

http://azps.ru/baby/index.html  -  До и после трех. Сайт посвящен дошкольному развитию, в особенности - раннему развитию. Он построен в виде справочника, сборника занятий, в том числе упражнений, которые можно проводить с ребенком, о темам - читаем, думаем, считаем, речь, окружающий мир, двигаемся, компьютер, ИЗО.

http://doshkolnik.ru/  - Дошкольник. Этот сайт - для семьи, для отцов, матерей и детей. Сайт о том, как воспитывать ребенка, как научиться находить с ним общий язык. Много интересной информации для детей: сказки, стихи, умные задачки, познавательные статьи. На сайте представлена также большая коллекция сценариев - школьных и к различным праздникам.

http://wunderkinder.narod.ru/ - Вундеркиндер. На сайте выложены материалы, необходимые для обучения и развития малышей. Материалы представлены в виде компьютерных презентаций (слайдов), которые можно распечатать на бумаге, а также занимательных Flash-мультиков и игр. Материалы по русскому языку, математике, чтению, изучению окружающего мира, биологии, истории, рисованию предназначены для обучения детей дома, в садике, в начальной школе.

http://tanja-k.chat.ru/ - Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений. На сайте представлены: картотека подвижных игр; материалы по физкультурно-оздоровительной работе в дошкольных учреждениях; литературный материал (считалки, загадки, стихи, песни, пословицы и поговорки, кроссворды).

http://www.detskiysad.ru/  - Детский сад.ру. Информационно-обозревательный ресурс, на страницах которого можно найти сведения о физическом развитии детей, об основах детской гигиены, о значении детских игр в воспитательном процессе, о трудовом воспитании ребенка, об организации праздничных утренников в детском саду, о некоторых детских заболеваниях и многом другом. Материалы сайта могут быть полезными не только для молодых родителей, но и для студентов, воспитателей и методистов детских садов.

Электронные библиотеки, коллекции, пособия

http://dob.1september.ru/ Журнал «Дошкольное образование»

Аннотация. Электронная версия журнала «Дошкольное образование» издательского дома «Первое сентября». Архив за 2000-2010 гг.: познавательные и игровые занятия, методические материалы.

http://bukvar.edu.ru Электронные пособия для развития речи дошкольников

Аннотация. Электронный ресурс «Электронные пособия для развития речи дошкольников» создан в ходе выполнения проекта «Разработка программно-методического обеспечения образования детей старшего дошкольного возраста» Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. Иллюстрированный словарь для развития речи детей старшего дошкольного возраста, азбука с алфавитным и тематическим рубрикатором; сюжетные альбомы для развития речи старших дошкольников, задания.

http://www.deti-book.info/ Детская электронная библиотека

Аннотация. Входит в систему бесплатных электронных библиотек России, ориентирована на родителей и на детей. В коллекции собраны рассказы, стихи, сказки народов мира, русских и зарубежных авторов, детские детективы, фантастика и фэнтези, биографии авторов. Все книги доступны для бесплатного скачивания, коллекция произведений постоянно пополнятся.

http://zagadka-ru.blogspot.com Загадочный мир: коллекция загадок

Аннотация. Структурированная коллекция загадок с отгадками и подсказками по категориям: задачи-шутки; про слова и буквы; про времена года; про животных, про природу.



Предварительный просмотр:

  "ИНТЕРНЕТ-ДОШКОЛЬНИКАМ"

"Лель" - стихи и песни для детей    (http://lel.khv.ru/ ): Поиск детских стихотворений и песен, посвященных различным праздникам, животным, временам года. Ссылки на литературные страницы для детей. 

 "Сказочная страна" - коллекция сказок народов мира    (http://skazki.org.ru/ ): Возможность добавить материалы на сайт. Несколько mp3-файлов. Иллюстрации. Научно-исследовательские работы.

"Библиотека для детей" - электронная библиотека     (http://www.deti-book.info/ ) Возможность скачать тексты произведений детской литературы. 

"В гостях у Василисы" - сказки для детей   (http://www.deti-lit.ru/ ): Авторские и народные сказки, загадки, детские стихи и рассказы, биографии писателей, пословицы и поговорки, считалки, раскраски, прочее.

 

"Detskiy-mir" - детский портал   (http://www.detskiy-mir.net/ ): Стенгазеты и пожелания к праздникам, флеш-раскраски, игры, ребусворды и др. материалы для развития детей. Детские знакомства. Блоги. 

 "Твиди.ру" - детский развлекательный портал    (http://www.tvidi.ru/ch/Main/ ): Коллекция флеш-игр. Создание собственного веб-сайта. Загрузка обоев на рабочий стол, аватарок, картинок и другое.

"Теремок" - сайт для детей    (http://www.teremoc.ru/ ): Мультфильмы, детские рисунки, развивающие и активные игры, тесты. 

"Тырнет - Детский интернет" - детский портал   (http://www.tirnet.ru/ ): Онлайн-игры, сказки, песни и др. развлечения для малышей. Статьи о здоровье и воспитании детей. Форум для родите-лей. 

 "Солнышко. Игротека" - портал для детей Flash-игры для малышей.   (http://www.solnet.ee/games/ ): Викторины и конкурсы. Мультфильмы. Подвижные и логические игры. 

"Ребзики" - детские раскраски     (http://www.rebzi.ru/ ): Коллекция игр-раскрасок, пазлов для детей. Информация о фестивале рисунков. Галерея детских работ. 

 

"Детский сайт "Интернёнок"   (http://xn--e1aahkmbbiose4p.xn--p1ai/) Детский портал развлечений: разнообразные конкурсы, игры, мультфильмы, онлайн рисование, кроссворды. Библиотека сказок. Галерея рисунков.

 

  "Развивающие игры для детей"   (http://www.baby-gamer.ru/ ): Игры онлайн для малышей - Внимание и логика Цвета и фигуры Математика дошкольникам. Учимся читать Часы и время Раскраски Головоломки 

  "Бесплатные развивающие онлайн игры для детей 3-4-5 лет"    (http://345-games.ru/ ): логические игры, раскраски, пазлы, "Найди отличие", лабиринты

 "Детские развивающие онлайн игры"      (http://igraem.pro/ ): Играем и учимся - картинку, раскраски, развиваем внимание и память, игры для малышей 

«Весёлые обучалки и развивалки»   (http://www.kindergenii.ru/playonline.htm): Развивающие Flash-игры для детей - учимся владеть мышкой, играем, развиваемся и развлекаемся

"IQша - клуб гармоничного развития ребёнка"   (http://iqsha.ru/): Это онлайн-сервис дистанционного образования для детей дошкольного возраста. На нашем сайте содержится обучающий контент с огромным количеством упражнений, направленных на формирование и развитие интеллектуальных способностей детей.

        

  "Смешарики" - детский мультсериал   (http://www.smeshariki.ru/ ): Трейлеры новых серий. Заметки о персонажах, секреты создания героев. Расписание показов. Заставки для компьютера. 

 "Mults.spb.ru" - российские мультики    (http://mults.spb.ru/ ): Пополняемая коллекция российских и советских мультфильмов. Возможность скачивания для ознакомительного просмотра. 

 

"Маша и медведь: смотреть онлайн"    (http://mashaimedved.org/ ): Все серии любимого мультфильма можно смотреть в режиме онлайн; возможность скачивания; МР3 сборник "Дискотека с Машей", журнал "Маша и медведь"



Предварительный просмотр:

Интернет ресурсы:  для детей.

http: //zerno.narod.ru/ - Полноцветный христианский журнал. Он-лайновая версия для детей 4 -11 лет

http: //www.detgazeta.ru/- «Детская газета»

http: //www.klepa.ru/ - «Клепа». Международный детский журал-альманах

 http://www.krokha.ru – «Мой Кроха и Я». Одно из самых популярных в России изданий

http://www.medvejata.ru/ - «Весёлые медвежата». Добрый, яркий развивающий журнал для детей 6 - 12 лет

http://www.merrypictures.ru/last_eskiz - «Эскиз». Журнал об искусстве для детей. 

http://www.merrypictures.ru/last_filya - «Филя». Журнал для детей о природе и экологии

http://www.murzilka.org/info/about/ - популярный детский литературно-художественный журнал «Мурзилка» 

http://www.unnaturalist.ru/index.php - «Юный натуралист». Уникальный старейший научно-популярный журнал для детей и юношества 

http://www.cofe.ru/read-ka - «Почитай-ка». Красочный иллюстрированный журнал для самых маленьких детей, существующий только в Интернете

http://www.solnet.ee/sol - «Солнышко». Развлекательно-познавательный детский журнал, существующий только в Интернете

http://www.kindereducation.com – «Дошколёнок». Журнал для умных деток и их родителей. Обучение и развлечение дошколят

http://www.kostyor.ru - Детский литературно-художественный журнал «Костёр»

http://lukoshko.net – «Лукошко сказок». Детская электронная библиотека - народные и авторские сказки, стихи и рассказы для детей

http://www.rgdb.ru/Default1.aspx - Российская государственная детская библиотека

http://andersen.com.ua – Все сказки Андерсена

http://s-marshak.ru – «Недописанная страница - Самуил Маршак». Сайт о жизни и творчестве Самуила Яковлевича Маршака

http://www.bazhov.ru/ - Павел Петрович Бажов

http://www.detlit.hut2.ru - Официальный сайт Товарищества детских и юношеских писателей России

http://www.chukfamily.ru – «Отдав искусству жизнь без сдачи...» Сайт о Корнее и Лидии Чуковских.

http://www.museum.ru – Каталог музеев. Возможен поиск музеев по автору или произведению любого автора

 http://www.uspens.ru – сайт Э.Н.Успенского



Предварительный просмотр:

ФОРМЫ  И МЕТОДЫ

РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ

ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Автор: Сайкина Ольга Сергеевна

2022г.

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков. 

Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями.
Первая школа воспитания растущего человека – это семья, все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребёнка, здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. В семье ребёнок приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».

Какие бы формы взаимодействия с родителями не были выбраны, каковыми бы небыли пути их реализации – главное, вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы взаимодействия с ними, пробудить интерес к жизни детей в ДОУ и активизировать участие самих родителей в различных мероприятиях детского сада

Результатом внедрения ФГОС в работе с родителями должно стать создание эффективной модели сотрудничества, основанной на личностно- ориентированной модели взаимодействия взрослых.

В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания – воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - процесс сложный и длительный, не может происходить от случая к случаю. Результата можно достичь только систематической работой, и эта работа в основном, происходит как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное от образовательной деятельности время.

В последнее время нравственно-патриотическому воспитанию хочется уделять больше внимания. Изучение педагогической литературы, практики работы дошкольных учреждений побудили нас к необходимости исследования темы по патриотическому воспитанию детей.

Работая с детьми по проблемам нравственно-патриотического воспитания можно сделать вывод о том, что у детей недостаточный уровень знания по патриотическому воспитанию.

Основными причинами являются достаточно низкий уровень патриотического сознания родителей, отсутствия понимания необходимости уделять должное внимание этому вопросу со стороны взрослых участвующих в воспитании ребёнка.

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

К традиционным формам относятся:

  • День открытых дверей;
  • Беседы;
  • Консультации;
  • Родительские собрания;
  • Родительские конференции;
  • «Круглые столы»;
  • Спортивные праздники;
  • Организация совместной деятельности по благоустройству помещения и территории детского сада;
  • Наглядная педагогическая информация.

Нетрадиционные формы:

  • Семейные клубы;
  • «Родительская почта»;
  • «Телефон доверия»;
  • Библиотека игр;
  • Кружок «Очумелые ручки»;
  • Вечера вопросов и ответов;
  • Встречи за круглым столом;
  • Интерактивные игры;
  • Тематические акции.

Главной задачей нравственно-патриотического воспитания дошкольников является формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству; расширение представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Семья-это целый мир для ребенка, здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей.

Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, в нравственно – патриотическом воспитании детей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.

 Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.

 На втором этапе родителям дают практические знания по формированию патриотических чувств у ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д.        

 Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах нравственного воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.

Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию нравственной личности ребенка.

Использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам патриотического воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся знания.

Какие бы формы взаимодействия с родителями не были выбраны, каковыми бы не были пути их реализации – главное, вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы взаимодействия с ними, пробудить интерес к жизни детей в ДОУ и активизировать участие самих родителей в различных мероприятиях детского сада.

Я  поставила цель – вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия.

Задачи:

- Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей;
- Воспитывать любовь и уважение к своей станице, краю, Родине. Знать  достопримечательности станицы;
- Расширить у детей представление о родной стране, президенте страны, о флаге, гербе, гимне;

- Углубить знания детей о Российской армии, родах войск. Прививать детям любовь к почётной обязанности - защищать Родину.

- Расширить кругозор, внимание, мышление, интерес к происходящим событиям в стране и мире.

- Воспитывать личность гражданина - патриота Родины.

Акцент во взаимодействии с родителями ставится на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса. На наших праздниках родители не просто гости и зрители, они полноправные участники. В ходе подготовки к праздникам родители вместе с педагогами и детьми делают декорации и атрибуты, шьют костюмы. Также родители участвуют в совместных театральных постановках.

Уже стали традицией проведение различных совместных выставок,  в которых активное участие принимают родители совместно с детьми. Сезонные выставки: «Дары осени», «Мастерская Деда Мороза», «Золотые руки мамы»,  «Космонавтом быть хочу, «Поклонимся великим тем годам».  Родители вместе с детьми являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Все это формирует у дошкольников чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.

Замечательной практикой в группе стала организация досуговой деятельности на тему «День Защитника Отечества». Традиционно в преддверии этого праздника в группе проводятся спортивно-развлекательные мероприятия, посвященные нашим папам-солдатам и будущим защитникам Отечества. Дети и родители с удовольствием становятся непосредственными участниками спортивных состязаний «А ну-ка папа», , «Я солдатом стать хочу». », Особое внимание уделяется организации мероприятий, посвященных Дню Победы, так как на этих мероприятиях традиционно присутствуют  ветераны и участники ВОВ.

Такие формы работы позволяют сформировать у детей чувство гордости за свою страну, армию, уважение к ветеранам ВОВ, прививают желание защищать Родину, быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

Традиционно ребята принимают активное участие в конкурсах станицы посвященные «Дню Победы»: «Песни огненных лет», «Поэты победы». Родители интересуются результатами конкурсов, успехами своих детей, всегда сопровождают их на конкурс.

С целью расширения у детей полученных знаний, в группе была создана предметно-развивающая среда. Был оборудован уголок по нравственно-патриотическому воспитанию. В этом уголке дети могут свободно, самостоятельно рассматривать пособия: изображения лесов, рек, морей, гор и различных животных, населяющих леса России. Также  ребята могут познакомиться с достопримечательностями нашей станицы, героями и знаменитыми людьми, прославившими ее.

Таким образом, рассматривая весь материал уголка нравственно - патриотического воспитания у детей развивается внимание, наблюдательность, самостоятельность, любознательность и желание помочь товарищу. Наряду с этим, ведется систематическая работа по знакомству детей с родной страной, городом. Проводятся целевые прогулки, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Родители совместно с детьми посещают памятники и достопримечательности станицы. Фотографии таких прогулок собраны в альбоме  «Страницы моей станицы».

С удовольствием родители присутствуют и принимают активное участие в мастер-классах проводимых педагогами. «Вечный огонь своими руками», «Готовим и мастерим».

Также проводится акция «Кормушка для печужки». Родители совместно с детьми изготавливают кормушки и скворечники для птиц, а потом развешивают их по территории детского сада. Сколько радости можно увидеть в глазах детей, когда к этим кормушкам прилетают птицы. Еще одна акция проводиться в преддверии празднования Дня Победы «Дерево памяти», родители и дети садят саженцы деревьев  в память об этом дне.

К наглядным формам мы относим создание родительских уголков. Большой интерес вызвали рубрики: «Спрашивали - отвечаем», «Это нужно знать». Изготовлены папки-передвижки «Мой отчий дом, моя семья», фотомонтажи «Из жизни группы», «Маме помогаю».

В группе проводятся конкурсы «Древо моей семьи», «Герб моей семьи», «Девиз моей семьи», победители награждаются почетными грамотами и символическими подарками. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких чувств. Основной целью является воспитание у детей любви к своим родным, семье.

Родителям было предложено рассказать о том, что они, совместно с детьми, изобразили на своих семейных гербах. Все с гордостью рассказывали о своих семьях, о семейных увлечениях, о том, что больше всего ценят в их семье. Воспитательный акцент был направлен на то, что благодаря разработке с детьми семейного герба у молодого поколения будут воспитываться патриотические чувства, появятся знания о геральдике в целом и её особенностях, обогатится словарный запас и будет возможность проявить фантазию, поучаствовать наравне со взрослыми в создании семейной реликвии. Польза такого увлекательного времяпровождения ещё и в глубоком исследовании истории семьи, сборе информации о жизни предков.

У каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с историей всей страны. Ведь семья – частица народа! Зная историю своей семьи, можно лучше узнать историю своего народа.

Большое значение в патриотическом воспитании имеет создание в группе мини-музей с меняющимися экспозициями, на данном этапе собираем экспозиции «Бабушкина скрыня», «Игрушки наших прадедов», «Вспомним тот трагичный день», «А как с этим обращаться?». Для создания музея принимают активное участие родители, которые делятся предметами старины.

Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, детском саду. Задача родителей, как и воспитателей – как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, поселку; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.

В своей работе я предлагаю родителям следующие рекомендации:

 • Обращайте внимание ребенка на красоту родного поселка.

 • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице.

 • Дайте представление о работе общественных учреждений.

 • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению территории детского сада, своего двора

• Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

 • Читайте книги о родине, ее героях, традициях, культуре своего народа.

• Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

  Всё это, является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд педагогов, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. На этом пути надо удержаться от лишних эмоций, не поддаваться пораженческим настроениям. И верить в светлое, разумное, вечное.

Реализация данной системы работы по взаимодействию с семьёй дала определённый результат: родители стали активными участникам жизни группы, верными помощниками педагогов.

Библиографический список использованной литературы:

  1. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ. М.: 2010.
  2. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду. М.:, 2012.
  3. Мохонева М.Д. Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М., 2014.
  4. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. М.:  2011.

        




Предварительный просмотр:

Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида №18»

Паспорт экологической тропы

разработала: воспитатель Сайкина О.С.

2022

ПАСПОРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ

МБДОУ «Д/с №18»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.

Экологическая тропа МБДОУ «Д/с №18»  - специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию о них.

Экологическая тропа включает в себя ряд самых разнообразных объектов растительного и животного мира, видовые ландшафтные композиции.

В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.

Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.

Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей.

Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, беседуют с взрослыми, отгадывают загадки, делают выводы, выполняют задания. Свои впечатления, об увиденном, дети выражают в изобразительной деятельности. Объекты экологической тропинки можно использовать для познавательного и эмоционального развития детей. В результате у детей развиваются память, речь, мышление. А самое главное  - появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

ФОРМЫ МЕТОДЫ РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ:

- экологические беседы;

- экологические экскурсии;

- уроки доброты;

- уроки мышления;

- экологические конкурсы;

- экологические акции;

- обсуждение и проигрывание ситуаций;

- клуб исследователей природы;

- ведение «Панорамы добрых дел»;

- ведение календарей природы;

- коллекционирование;

- экологические выставки и экспозиции;

- день (неделя) экологического творчества;

Основные характеристики экологической тропы

Вид тропы: экологическая

Местонахождения : МБДОУ «Д/с №18»

Режим пользования: познавательные экскурсии, наблюдения, исследования, игры в разные времена года

Краткое описание границ маршрута: 

начало маршрута от «Колодец», рядом с которым живет Белочка -хозяйка тропы, затем движение по территории детского сада: «Береза»,  «Ёлочка и её подружки», «Птичья столовая», « Метеостанция», «Водоем», «Огород»,

ЦЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ:

- Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения, расширения кругозора и оздоровления детей на свежем воздухе

- Познакомить с разными объектами живой и неживой природы и показать взаимосвязь природы с окружающим миром

- Способствовать развитию экологической воспитанности дошкольников: вызывать чувство близости к природе, сопереживание ко всему живому, заботу и бережное отношение к природе.

- Использовать прогулки по экологической тропе для развития наблюдательности, познавательной и творческой активности дошкольников посредством проведения игр, исследований, наблюдений, театрализованных занятий и других видов деятельности

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

- развитие восприятия красоты;

- заложение этических и нравственных основ;

- расширение кругозора;

- развитие творческого потенциала;

- сохранение и укрепление здоровья детей;

- формирование двигательной активности;

- развитие внимания, воображения, фантазии.

СТРУКТУРА:

Экологическая тропа рекомендуется для работы с детьми всех возрастных групп детского сада и включает в себя следующие направления:

- познавательная деятельность;

- развитие художественно-эстетической культуры;

- организация здорового ритма жизни и двигательной активности детей.

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО  РАБОТЕ  НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ  ТРОПЕ

Методика работы на тропе избирается воспитателем самостоятельно в зависимости от задач, которые стоят перед ним в каждом конкретном случае.

При одном посещении тропы не имеет смысла рассматривать много объектов. Дети, в силу возрастных особенностей, не способны воспринимать большой объем материала, поэтому на тропе нужно работать систематически, при каждом посещении знакомится с одним - двумя объектами. Не стоит давать детям сразу всю информацию по объекту, это делается поэтапно - информация добавляется с каждым посещением тропы.

Все мероприятия на тропе проводятся с участием Хозяина тропы Белочки, который предлагает решить какую-то проблемную ситуацию, тогда дети с удовольствием принимают игровую задачу.

Каждый воспитатель выбирает любые формы работы, которые обеспечивают активизацию познавательной деятельности детей.

Важно: материал должен быть доступен пониманию детей, дети должны быть участниками процесса, только тогда экологические знания будут усвоены детьми.

Работа на экологической тропинке может быть разнообразной. Можно организовать серию кратковременных наблюдений за разными объектами, удачным будет включение детского экспериментирования. Целесообразно проведение предметных и словесных дидактических игр. Например: «Раз-два-три, к дереву (кустарнику) беги!», «С чьей ветки детки». На многих видовых точках можно запланировать организацию трудовой деятельности, проведение элементарных природоохранных акций («Живая ёлочка - зелёная иголочка», «Птичья столовая» и т. д.). Наконец, можно провести целевую прогулку и экскурсию. Они будут особенно интересны, если путешествуя от одной видовой точки к другой, дети выполняют задание педагога или сказочного персонажа.

Т.о., экологическая тропинка является компонентом развивающей предметной среды ДОУ и может быть использована в познавательных целях, для развития у детей навыков общения с природой, а также эмоционально-положительного отношения к ближайшему природному окружению.

ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТОВ НА МАРШРУТЕ

1.«Хозяин тропы»

C:\Users\Maaster\Documents\20200427_172624.jpg

Педагог обращает внимание детей на колодец, разные цветы рядом с  колодцем, фигурку белочки. Рассказывает детям, что белочка является хозяйкой экологической тропы. 

2.«Русская берёзка»

C:\Users\Maaster\Documents\20200427_172712.jpg

Цель создания данного объекта: создать условие  для наблюдения за березами разного возраста и разной толщины;   формировать чувство бережного отношения к природе.

3.«Ёлочка и её подружки» 

C:\Users\Maaster\Documents\20200427_172739.jpg

Цель. Знакомство детей с такими растениями, как: ель, можжевельник, барбарис, самшит. Учить бережному отношению к растениям.

4. «Птичья столовая»

C:\Users\Maaster\Documents\20200427_160315.jpg

ЦЕЛЬ: продолжать наблюдать за зимующими птицами, обобщать полученные знания, вызывать интерес к живой природе.

5. «Метеостанция». 

E:\Ладошки 2018)\IMG-20190820-WA0006.jpg

«Метеостанция» - площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра). При наблюдении за природными явлениями (например, движением облаков, поведением животных, состоянием растений.)

 При пользовании простых приборов для определения погоды у ребенка развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщать, - все это необходимо для общего развития ребенка. Метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

Оборудование детской метеостанции включает в себя:

Дождемер - прибор для измерения количества осадков.

Флюгер - прибор для определения направления и силы ветра

6.«Розарий»

E:\Ладошки 2018)\20190530_102832.jpg

Характеристика объекта

Среди огромнейшего разнообразия красиво цветущих растений самой большой популярностью пользуются именно розы.

На территории детского сада нами разбита клумба с различными розами, где дети получат первые трудовые навыки по уходу за ними, эстетическое воспитание.

7. «Водоем»

C:\Users\Maaster\Documents\20200427_160519.jpg

 Формировать знания детей о водоемах. Воспитывать интерес к воде.

8. «Огородик»

E:\Ладошки 2018)\20190517_103810.jpg

На территории детского сада есть объект - «Огородик».

Огород в детском саду способствует развитию наблюдательности и любознательности у детей, что помогает лучше ознакомится с растительным миром. Он способствует расширению представления детей о растениях как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. Кроме того, «Огородик» развивает эстетические чувства у дошкольников, умение радоваться красоте выращиваемых растений и оценивать результаты своего труда.


 

Комментарии

Скляренко Вера Викторовна

Очень познавательно