Доклад по теме "Сказочная безопасность"
Обращали ли вы внимание на очень интересный факт: сказки для старших детей, как правило, заканчиваются хорошо. В них герои, преодолев все трудности и каверзы судьбы благополучно выпутываются из переделок и начинают «жить – поживать, да добра наживать». А у маленьких – сплошной «караул» (То лиса колобка проглотит, то теремок развалится, то от козлика рожки да ножки в лесу остаются). Почему же нашим предкам нравилось запугивать детей? Ну, конечно же это не так. Сказки похожи на страшилки, но не для детей, а скорее всего для их родителей. Потому, что родители целиком и полностью отвечают за благополучие своего ребёнка, пока тот беспомощен. Вот им то и объясняется, что, будет, если:
- младенца положить на краю.
- оставить без присмотра.
- по вашему недогляду кто – то может «хвостиком задеть».
- что произойдёт, если положить остывать на окошке без надзора.
- что произойдёт, если сбежать в неисследованное место.
Сказки предупреждают родителей о последствиях, в такой форме, в которой легко и охотно воспринимает наше подсознание. В сказках повторяется один и тот же мотив. Потому, что много раз и по – разному повторенное в голову хорошо западает? А что касается самих детей? У них воображение ещё спит, младенец не будет переживать за обманутого колобка: он пока не понимает, что «быть проглоченным» и «умереть», по сути, одно и то же и не пугает его, что от козлика «рожки, да ножки остались». Малышу поначалу всё равно, что вы там говорите: его завораживает сама ритмика речи, голос, интонации. И ребёнок сначала смутно, потом яснее и чётче осознаёт: что – то тут не так. Ребёнок начинает вслушиваться, и что- то откладывается в его памяти, и потихоньку он запоминает очень нужные предостережения и правила поведения – правила безопасности. Важная для детей информация подаётся в самой доступной форме – в её образах и символах. Она действует на подсознание и остаётся с ним всю жизнь. В народных сказках есть чёткая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребёнок. В песенке «Баю – баюшки – баю, не ложися на краю, придёт серенький волчок и ухватит за бочок…» Слушая песенку, малыш осваивает важнейшее для него понятие: что такое край. «Край – это черта, граница, тот предел, за которым таится нечто неведомое, а потому и опасное. Там за краем,- «серенький волчок» (символ неизведанного и коварного). Это взрослые могут пойти «за край» и с ними ничего не случится, а младенцы должны быть в «серединке», месте освоенном и охраняемом. Кроватка, мамины, папины руки – вот безопасное место для малыша. Ну а что случится, если всё- таки зайдёшь за край? Да ещё один, да ещё без спроса? И об этом он узнает. Из песенки про серенького козлика, например, которому вздумалось «в лес по - гуляти». Ребёнок знает (что остались от козлика рожки да ножки»). Ребёнок знает, что произошло с колобком, которому тоже вдруг вздумалось погулять…
Да и сами малыши удивительно похожи на колобков: такие же наивные, доверчивые и самонадеянные. Благодаря колобку мы можем насторожить ребёнка, вызвать здоровую недоверчивость к сладким чужим речам. В сказке всё сказано, всё объяснено. Наша с вами задача – лишь акцентировать детское внимание на некоторых местах. Слушая и «обсуждая2, играя в народные сказки малыш легко усвоит, что в «другом», большом мире необходимо соблюдать определённые правила. Не верить кому ни попадя, обращаться за помощью, не переступать запреты, не робеть и не сдаваться.
А теперь давайте попробуем подставить название сказок к вышеперечисленным советам – предостережениям.
- В каких сказках показано, что может случиться, если маленький герой сбежит в неизвестное (неизведанное) место?
(«Маша и медведь», «Три медведя», «Девочка и лиса»)
- В какой сказке показано, что может произойти, если ты чужому расскажешь куда ты идёшь, скажешь свой адрес…
(«Красная Шапочка»).
- В какой русской народной сказке персонаж очень умело притворяется близким, родным существом и добивается осуществления своего злого замысла.
(«Волк и семеро козлят»).
- А кто ещё по вашему мнению часто в сказках притворяется добреньким? Ну конечно же лиса. Какие черты характера людей приписывают лисе в сказках? (хитрая, жадная, жестокая, самолюбивая). А внешне она очень симпатична и имеет ласковый голосок…
- Вспомните сказки, где лиса проявила свой характер7
(«Волк и лиса», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Журавль и лиса», «Лисичка со скалочкой», «Петушок – золотой гребешок», «Буратино»).
А теперь ещё несколько советов, чтобы от сказок была польза.
- Прокомментируйте то, о чём вы рассказываете. Например, скажите «ай – ай- ай! – вот и ясно ваше отношение к поступку героя.
- Загадайте ребёнку вопросы, например по сказке «Колобок».
- Почему же убежал колобок?
- А можно ли убегать одному в лес?
- С кем колобок встретился?
- От кого убежал?
- А кого обхитрил?
- Почему пропал колобок? (Потому что нарушил запрет, пошёл один, а разве можно ходить одному?)
3. Для старших детей:
- Обратите внимание на то, что встретились колобку и хорошие звери…жаль только, что он от них убежал, а доверился хитрой лисе. (Ведь так в жизни и бывает).
- Как нужно было бы поступить колобку? (остаться на окошке, позвать с собой бабушку и дедушку, не слушать лису.
А если взять сказку «Теремок». Там медведь – всем зверям пригнётыш – разрушает теремок, а жители его разбегаются кто куда – спасаются. А в другом варианте мишка, сгорая от стыда, исправляется и строит с ними новый дом. Но в жизни так бывает очень редко. Нельзя надеяться на милость сильного, а нужно «брать ноги в руки» - и бежать без оглядки. Ребёнок должен усвоить, удирать не стыдно, когда речь идёт о твоей жизни. Для занятий по безопасности лучше брать народные сказки. В них каждое слово выверено, нет ничего лишнего, что способно отвлечь ребёнка или усыпить его бдительность. Русские народные сказки – это учебник, по которому маленький человек учится жить.