Пальчиковый кукольный театр «Репка» своими руками.

Иванеева Людмила Алексеевна

Цель:

Развитие логического мышления и зрительного восприятия.

Развитие коммуникативных способностей, учить играть вместе.

Задачи:

Стимулировать развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

Развивать словарный запас и активизировать речевые функции.

Формировать творческие способности и артистические умения.

Побуждать импровизировать.

Развивать воображение, память, внимание и мышление.

Вариативность использования:

-Разучивание потешек;

-Куклы можно использовать для знакомства и изучения счета (например, в сказке «Репка» тянули: дед, бабка, внучка втроем, потом пришла Жучка – их стало четверо); для знакомства с героями и сюжетом сказки, для знакомства с понятиями «справа – слева»«рядом»«друг за другом»;

-Придумай свою сказку;

-Угадай героя;

-«Кто как говорит» (звукоподражание);

-«Мир эмоций» (грусть, радость, гнев, удивление);

-«Назови какого цвета герой?» (репка-жёлтая, мышка-серая).

Ход мастер-класса:

 

“Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира

детей…”

(Б. М. Теплов)

Театрально-игровая деятельность в детском саду – это одна из интересных форм занятий с детьми и является эффективным средством для всестороннего развития и воспитания ребенка в дошкольном учреждении.

Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок. 

Пальчиковый театр — это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик, и поиграть. Очень важно, играя, обращаться к ребенку, включая его в игру. 

Этот увлекательный мир театра стимулирует развитие мелкой моторики;

  • знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
  • помогает понимать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом);
  • развивает воображение, память, мышление и внимание, помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
  • формирует творческие способности и артистические умения.
  • Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции.
  • Для того чтобы сделать пальчиковый театр нам понадобятся: нитки, спицы, крючок, иголка и ваша фантазия.

 

Рассмотрим всех основных персонажей, которых нам предстоит связать. "Репка": бабушка, дедушка, Жучка, внучка, кошка, мышка.

Для работы понадобятся: разноцветные нитки для вязания, крючок, пластмассовая игла и прочие мелочи для украшения. Игрушки маленькие, поэтому лучше взять тонкую хлопковую нить (100 г на 300 м) и крючок соответствующего размера.

 

Начинаем вязать репку. Для нее будем использовать нитки желтого и зеленого цвета. Вывязать желтой нитью шарик с оставленным отверстием для пальца.

 

Схема репки: 1 ряд - делаем 6 столбиков в затягивающуюся петлю. 2 ряд - в каждый столбик предыдущего ряда провязываем 2 столбика. 3 ряд - прибавку делаем через петлю. 4 ряд - прибавляем уже через 2 петли предыдущего ряда. 5–7 ряд - вяжем получившиеся 24 петли. 8 ряд - убавляем через 2 петли. 9 ряд - убавляем через 1 петлю. 10 ряд - убавляем через 2 петли. Должно остаться всего 8 петель. Сейчас уже пора набить репку наполнителем, заранее сформировав ямку для будущего пальца. 11–16 ряды вяжем по 8 петель. Еще 2-3 ряда делаем убавления и заправляем получившийся пальчик внутрь. Вяжем для репки 3 листика. Набираем 11 воздушных петель, далее 2 полустолбика, 2 столбика, 3 столбика с накидом, 1 столбик и еще 3 столбика в одну петлю. Разворачиваем работу и повторяем все тоже самое в обратном порядке. Сверху вывязать и пришить 3 зеленых листочка.

Игрушка для пальчикового театра – репка готова.

Деда начинаем вязать с головы серой нитью. Голову неплотно набить синтепоном. Прикрепив нить голубого цвета по кругу, вывязываем рубашку, затем тёмно коричневые штаны и ноги.

Отдельно вяжем нос и бороду. Приклеиваем из цветного картона на лице глаза и рот.

Бабка вывязывается она аналогично деду.

Украшаем Бабку ажурным передником, на голове сделаем модный пучок. Для этого начинаем вязать, как и голову. Провязываем 5 рядов, затем, для оформляем переднюю часть прически. Полустолбик, 5 столбиков и еще один полустолбик, завершаем работу. Для пучка вяжем 20 воздушных петель, и обратно столбиками без накида. Получившеюся ленточку скручиваем улиткой и пришиваем всю конструкцию к голове. Лицо -  глаза, рот приклеиваем из цветного картона. Бабушкам невероятно идут очки, так же приклеиваем из цветного картона.  Бабка готова.   

Теперь вяжем Внучку. Внучка отличается от бабки цветом волос и одежды. Иглой к голове пришиваются волосы и заплетаются в косы.

 Затем я связала крючком собачку Жучку. Голову и уши связала нитками серого и белого цвета. Туловище, лапы - нитками светло коричневого цвета. Нос и глаза вышила нитками чёрного цвета. Связала красную маленькую, тонкую полоску – язычок и пришила его нитками.  

Вяжем кошечку. Вмести связала голову, туловище и лапы. Ушки вывязываются треугольником. Пришила мордочке нос, вышила глаза, рот и усы.  

Мышка связанна однотонными нитками, по принципу кошечки и Жучки.

Для мышки понадобятся нитки серого цвета. Из нити нужно сделать петельку и в нее провязать 6 столбиков, петля затягивается и получается круг-основа.

Второй ряд - в каждую петлю первого ряда вяжем по 2 столбика, получаем 12 петель.

Третий ряд - теперь прибавление делаем через петлю. 4-7 ряды просто вяжем по 18 столбиков.

Восьмой ряд - убавляем через петлю, остается 12 петель. 9–12 ряды - меняем нить на белую и продолжаем вязать.

13 ряд вяжем только за заднюю стенку, продолжаем вязать еще 5 рядов, заканчиваем работу с основой.

Сарафанчик:

Вернемся к 13 ряду. Нить выводим через изнанку и на передней стенке начинаем вязать 2 петли подъема, затем по 2 столбика с накидом в каждую петлю, заканчиваем ряд соединительной петлей. Начинаем и заканчиваем так же, работа идет петля в петлю. Прибавляем через 1, получается 36, заканчиваем низ и заправляем нить. Снова вернемся к 13 ряду, провяжем по 4 столбика 2 ряда и по краям по 8 воздушных петель.

Мелкие детали:

Для носа стягиваем 4 столбика в петлю, как в начале работы. Во 2 и 3 рядах прибавляем по 2 столбика с одной из сторон. Чтобы сделать ушки, в петлю делаем по 7 столбиков, но стягиваем не очень сильно и немножко разводим края, чтобы получился полукруг. Концы ниток прячем внутрь с помощью иглы. Ручки. В петлю делаем 6 столбиков серого цвета. 2 ряд – еще 6 столбиков. Хвостик – цепочка воздушных петель. Мышка готова.

Вязаные игрушки для пальчикового театра «Репка» готовы. Приятного вам творчества. 

Если проявить фантазию, то можно изготовить всех персонажей русских народных сказок. Пальчиковый театр позволит инсценировать и придумывать свои сказки и ситуации, решать нравственные задачи. С куклой ребенку легче общаться со взрослыми.

Пальчиковый театр -это увлекательный мир, в котором дети радуются, играют, а играя, познают окружающий мир. Вяжите и играйте!