Конспект родительского клуба.«Влияние родительских отношений на проявление тревожности и страхов у детей дошкольного возраста».

Спицина Татьяна Ивановна

Цель:
* способствовать сплочению родительского коллектива.
*создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности у детей через коррекцию детско-родительских отношений;
*помочь родителям проанализировать своё родительское поведение. 
Задачи: обсудить причины появления страхов у детей дошкольного возраста; совместно с родителями попытаться выработать конструктивные способы поведения в трудных для ребёнка ситуациях, помочь овладеть приёмами, позволяющими детям справиться с излишними страхами, тревогой.
Участники: родители младшей, старшей групп; психолог, воспитатели.
Время проведения: май 2019 год.
Продолжительность: 1-1,5 часа.
Оборудование:
*мультимедийная установка, экран;
* памятки для родителей;
*опросники, листы бумаги, карандаши;
*столы, стулья
Подготовка к встрече:
1. Написать объявление
Уважаемые родители!
23 мая в 17.00. приглашаем вас в родительский клуб «Дружная семья»
тема встречи: «
Влияние родительских отношений на проявление тревожности у детей  дошкольного возраста»
В ходе нашей встречи Вы узнаете:
-признаки повышенной тревожности у детей;
-причины детских страхов;
-коррекция тревожности и страхов.

 2. Составить компьютерную презентацию на тему «Влияние родительских отношений на проявление тревожности и страхов у детей  дошкольного возраста».
3.Провести анкетирование анкетирования родителей по теме «Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка»
4.Подготовить памятки для родителей.
План встречи:
1. Сообщение темы
2.Упражнение «Продолжи фразу»
3.Информационно-содержательная часть.
4. Психологическая пауза «Изобрази эмоцию»
5.Дискуссия «что может вызвать страх и тревогу у детей»
6.Рекомендации родителям.
7. Рассматривание педагогических ситуаций.
8. Рефлексия. Упражнение: «Соедини стрелкой»
9. Домашнее задание.

                                                                                       


Ход встречи:
Начало : звучит приятная музыка.
Ведущий-психолог.
Я очень рада в очередной раз  встретиться с вами.
Сегодня мы будем говорить о том, как семья влияет на эмоционально-личностное развитие ребенка, как  родительские отношения влияют на  проявление тревожности  и страхов у детей.
Настроиться на работу, нам поможет игровая разминка.
1. Задание «Продолжи фразу»
Цель: создать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе.
Вовлечь родителей в групповое взаимодействие.
Раздаются карточки с фразами, которые надо продолжить (приложение 1)
1) Когда я вспоминаю свое детство, то я думаю, что оно было….
2)Семья –это…….
3)Традицией нашей семьи было……..
4) Я ищу в семье…….
5)Мне кажется, что счастливая семья – это…..
6)Мне хотелось бы, чтобы мой ребенок рос человеком…..
7)Когда я злюсь, то я…….
8)Я горжусь тем, что я……
9) По моему мнению, воспитанием моего ребенка  должны заниматься…..
10) Для меня, моя семья-это…….
11) Любимое занятие и отдых в моей семье-это…….
12)Ответственность за воспитание ребенка должны нести……..
13) Я часто боюсь ……
14) Когда я чего то боюсь, то у меня……
15) Любимая игра моего ребенка – это ….
16) Если ребенок просит поиграть с ним, то …
17) Детская игрушка должна быть …        

Информационно-содержательная часть.
Психолог рассказывает.
Все семьи разные. Есть большие и маленькие. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью. Они живут в разных домах, в разных квартирах. Но их объединяет одно – дети.
Слайд 4.По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, “семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена” Известно, семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребёнка.   Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.
Конечно же самые близкие мама и папа в семье любят своего ребенка как ни кто другой (социальный институт) заботятся, но с другой стороны и наносят (не ведая того) много  вреда в воспитании своего малыша.
Разберем позиции родителей.
   П.Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение ребёнка:

1.Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких семьях дети часто вырастают лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается невысокий интеллект или задержка умственного развития.

2.Родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом совершенства. Дети чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными, самоуверенными.(кумир семьи)

3.Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети отличаются добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям.

4.Родители постоянно не довольны ребёнком, критикуют и порицают его. Ребёнок растёт раздражительным, эмоционально неустойчивым.

5.Родители чрезмерно балуют и оберегают ребёнка. Дети растут ленивыми, социально незрелыми.

6.Родители, на позицию которых оказывают влияние финансовые трудности. Их дети растут с пессимистическим отношением к окружающему миру.
7. Дети сами себе предоставлены, растут во дворе, родители считают, что детский сад и школа должны заниматься воспитанием (попустительский тип )
   Слайды 5,6,7,8,9,10,11. А.Б Добрович выделяет роли ребёнка в семье, определённые для него родителями: “кумир семьи”, “мамино сокровище”, “паинька”, “болезненный ребёнок”, “ужасный ребёнок”, “Золушка”
 Исследователи выделяют типы родительских отношений (диктат, опека, невмешательство, паритет, сотрудничество). Использование неэффективного типа родительского отношения ведет к возникновению тревожности и страхов  у ребенка.

Слайд12.
Что же такое страх? Это такая же эмоция, как радость, грусть и т.д.
  Страх – аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.
 Тревога – эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха – не  всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.
Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства

Психологическая пауза
Цель: активизация творческого потенциала родителей; развитие эмпатии.
Желающим родителям раздаются полоски бумаги с написанными на них словосочетаниями: прочитав написанное, должны это изобразить.(приложение 2)

 Стыд. Поза.
 Грусть. Лицо
 Радость. Ноги.
Удивление. Глаза.
Любопытство. Голова.
Злость. Руки.
Гордость. Спина.
Страх. Глаза.
Высокомерие. Голова.
Агрессия. Зубы.
Усмешка. Губы.
Интерес. Походка.
Уважаемые родители, преследуют ли вас страхи? Ведь страх, тревога - это такие же проявления эмоции, как радость, восхищение, удивление. В последнее время психологи отмечают рост числа устойчивых страхов, с которыми мы не можем справиться. В  отличие от взрослых страхов, детские, если к ним правильно относиться, вовремя выяснить причины появления, могут исчезнуть бесследно.
Сегодня мы вместе попробуем выявить причины появления страха у детей и подумаем, как можно помочь ребёнку избавиться от уже существующих страхов и предотвратить появление новых.

Как вы считаете, что может вызвать чувство страха у детей.
Психолог  записывает ответы родителей на доске, формулируя их в виде тезисов.
Возможные варианты причин появления детских страхов:
Слайд 13

1. Наличие страхов у родителей. Страхи взрослых очень часть передаются детям. Вероятность появления страхов у детей всегда выше при наличии их у родителей, причём большинство страхов передаётся детям неосознанно.

2. Тревожность в отношениях с ребёнком. Разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отражаются на его психике, калечат её.

3. Чрезмерное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками.

4. Большое количество запретов со стороны одного родителя и полное предоставление свободы ребёнку другим родителем.

5. Многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье. Единственные дети в семье наиболее подвержены страху, т.к. такие дети чаще всего становятся эпицентром родительских забот и тревог. Как правило, единственный ребёнок находится в более тесном, эмоциональном контакте с родителями и перенимает их беспокойство, если оно есть. Родители, часто охваченные тревогой что-либо не успеть сделать для воспитания ребёнка, стремятся воспитать "гения". В результате у детей возникает страх не соответствовать требованиям родителей.

7. Конфликтные отношения между родителями. Психологи отмечают, что дети младшего школьного возраста очень чувствительны к конфликтным отношениям родителей, причём именно дети в возрасте 6-7 лет чаще реагируют появлением страхов на конфликт родителей.

8. Одиночество, боль вызывают страх.

9.Эмоциональная чувствительность, впечатлительность. Таки дети очень ранимы и уязвимы, всё принимают близко к сердцу и легко расстраиваются. Они чаще всего неспособны к агрессивным ответам, "всё держат в себе", не выражая своих чувств и переживаний.

10. Поступление в школу. Это серьёзное испытание для детей. Новое окружение, новые требования.
Дети с повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, девиантному поведению, эмоциональным нарушениям личности (агрессивность, замкнутость, неуверенность, негативизм , упрямство, жестокость, конфликтность ,неуступчивость)

.                      Портрет тревожного ребенка.
Слайд 14

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжён, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

  Тревожный ребёнок имеет неадекватную самооценку: заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу, поведение – приневротического характера, с явными признаками дезадаптации, интерес к учёбе снижен. Ему свойственна неуверенность, боязливость, наличие псевдокомпенсирующих механизмов, минимальная самореализация.

Повышение самооценки
Слайд 15

*Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей.

*Похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь, причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили.

*Желательно, чтобы тревожные дети чаще участвовали в  играх, как: "Комплименты", "Я дарю тебе...", которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя "глазами других детей".
Самым лучшим профилактическим средством могут стать хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей. Нет готовых рецептов воспитания, которые можно взять и "приложишь" к своему ребенку. Можно дать некоторые рекомендации.
Рекомендации
Слайд 16,17,18,19,20,21,22.

*При работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт.
* Полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела.

*Раскрашивание лица старыми мамиными помадами.

*Импровизированный маскарад,  принесет тревожному ребёнку еще больше удовольствия.

Обучение детей умению управлять своим поведением

*Если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.

*Желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы.  Поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях.

*Предложить детям нарисовать свои страхи, а потом  рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, только для них.

*Нельзя сравнивать детей друг с другом. Желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других.

*Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз о уровня ваших глаз.

*Совместное сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх.

*Полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка.

*Тревожные дети боятся двигаться, в подвижной эмоциональной игре ребенок может пережить сильный страх,  волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.
Рассматривание педагогических ситуаций (приложение 3)

Цель: родители, заслушав ситуацию должны определить  какой стиль родительского воспитания присутствует в данном случае.
 1.Родители постоянно жалуются на своего ребенка как на "бандита", заявляют, что не знают, что с ним делать. Но в то же время не принимают никаких советов и жалуясь, лишь показывают окружающим нестандартность ребенка, свою обеспокоенность его поведением, но в глубине души нередко удовлетворены и горды "проделками сорванца".

    2.Родители стремятся "знать о ребенке все", не оставляя ему ничего сугубо личного, тайного, сокровенного, докучая советами в делах, которые должен решать сам ребенок.(опека)

3.    Ребенком непомерно и постоянно восхищаются по любому поводу и без повода все члены семьи. Игнорируются и не принимаются во внимание любые просчеты и проступки ребенка. Любые его желания оказываются в центре внимания и удовлетворяются(кумир)

    4.Родители понимают, что ребенок способен вырасти сам по себе. Существует радио, телевидение, детские учреждения, и то хорошее или злое, что заключено в человеке, неизбежно себя проявит, поэтому нет смысла прилагать воспитательные усилия и брать на себя ответственность за его судьбу.(попустительский стиль)
5.Ребенок находится под контролем, много запретов, на ребенка возлагаются работа по дому, воспитание младших сестер или братьев, ограничение в еде, игрушках.(Золушка)

Рефлексия.
 Упражнение: «Соедини стрелкой»

Цель:
 К началу каждой фразы в первом столбике подберите конец-вывод из второго столбика. Соедините стрелочкой (приложение 4)

Подводим итог:
*Тревожность – серьезный эмоциональный барьер, осложняющий жизнь ребенка. Тревожность влияет на психическое здоровье детей.
*Процесс личностного становления осуществляется на этапе дошкольного детства.
 *Одной из основных причин детской тревожности является нарушение детско- родительских отношений. Это в основном происходит от того, что родители недостаточно знают  психологические особенности своего ребенка, в воспитании используют неправильный подход.
 Домашнее задание:
Опираясь на данные вопросы, написать сочинение на тему» Детство, детство ты куда ушло?» (приложение 5)
Вы были послушным ребенком?
Вас часто наказывали в детстве? За что?
Вы посещали детский сад? Помните ли вы как зовут ваших воспитателей?
Ругали ли вас взрослые за то, что вы плохо кушаете?
Помните ли вы свою любимую игрушку в детстве? Чем она вам запомнилась?
Всегда ли родители покупали вам то, что очень хотелось?
Как ласково вас называли родители, когда вы были ребенком?
Нравилось ли вам убирать свои игрушки?
Что из детства вам запомнилось больше всего?
Мечтали ли вы в детстве поскорее вырасти, чтобы можно было делать то, что хочешь?
Дорогие родители! Очень хотелось бы, чтобы этот разговор как-то повлиял на ваши отношения с детьми. Вы все любите своих детей, но умеете ли вы проявлять свою любовь, чтобы ребенок понял, что он любим? Чувствует ли ребенок, что вы его любите не только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от его поведения?
Литература:
О.П. Варенька «Родительские собрания»-М:ВАКО,2008.-240с.
Е. В. Коробицына «Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия /. - Волгоград: Учитель, 2009. - 133 с.
М.Кипнис «Тренинг семейных отношений»»Ось-89, 2006.-176с.
Х.Райнпрехт. Воспитание без огорчений / Пер. с нем. Н.Брусковой. М., 2000.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Карточки

1) Когда я вспоминаю свое детство, то я думаю, что оно было….

2)Семья –это…….

3)Традицией нашей семьи было……..

4) Я ищу в семье…….

5)Мне кажется, что счастливая семья – это…..

6)Мне хотелось бы, чтобы мой ребенок рос человеком…..

7)Когда я злюсь, то я…….

8)Я горжусь тем, что я……

9) По моему мнению, воспитанием моего ребенка  должны заниматься…..

10) Для меня, моя семья-это…….

11) Любимое занятие и отдых в моей семье-это…….

12)Ответственность за воспитание ребенка должны нести……..

13) Я часто боюсь ……

14) Когда я чего то боюсь, то у меня……

15) Любимая игра моего ребенка – это ….

16) Если ребенок просит поиграть с ним, то …

17) Детская игрушка должна быть …      

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Полоски бумаги
*Стыд. Поза.
*Грусть. Лицо
*Радость. Ноги.
*Удивление. Глаза.
*Любопытство. Голова.
*Злость. Руки.
*Гордость. Спина.
*Страх. Глаза.
*Высокомерие. Голова.
*Агрессия. Зубы.
*Усмешка. Губы.
*Интерес. Походка.
ПРИЛОЖЕНИ 3. Педагогические ситуации:

1.Родители постоянно жалуются на своего ребенка как на "бандита", заявляют, что не знают, что с ним делать. Но в то же время не принимают никаких советов и жалуясь, лишь показывают окружающим нестандартность ребенка, свою обеспокоенность его поведением, но в глубине души нередко удовлетворены и горды "проделками сорванца".

    2.Родители стремятся "знать о ребенке все", не оставляя ему ничего сугубо личного, тайного, сокровенного, докучая советами в делах, которые должен решать сам ребенок.(опека)

3.    Ребенком непомерно и постоянно восхищаются по любому поводу и без повода все члены семьи. Игнорируются и не принимаются во внимание любые просчеты и проступки ребенка. Любые его желания оказываются в центре внимания и удовлетворяются.(кумир)

    4.Родители понимают, что ребенок способен вырасти сам по себе. Существует радио, телевидение, детские учреждения, и то хорошее или злое, что заключено в человеке, неизбежно себя проявит, поэтому нет смысла прилагать воспитательные усилия и брать на себя ответственность за его судьбу.(попустительский стиль)

5.Ребенок находится под контролем, много запретов, на ребенка возлагаются работа по дому, воспитание младших сестер или братьев, ограничение в еде, игрушках.(Золушка)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 .

Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.
Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.
Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.
Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.
Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости.
 Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.
Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Составление сочинения.

1.         Вы были послушным ребенком?

2.         Вас часто наказывали в детстве? За что?

3.         Вы посещали детский сад? Помните ли вы как зовут ваших воспитателей?

4.         Ругали ли вас взрослые за то, что вы плохо кушаете?

5.         Помните ли вы свою любимую игрушку в детстве? Чем она вам запомнилась?

6.         Всегда ли родители покупали вам то, что очень хотелось?

7.         Как ласково вас называли родители, когда вы были ребенком?

8.         Нравилось ли вам убирать свои игрушки?

9.         Что из детства вам запомнилось больше всего?

10.       Мечтали ли вы в детстве поскорее вырасти, чтобы можно было делать то, что хочешь?

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Анкета «Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка»

1.         «От чего зависит психологический настрой ребенка на весь?
2.         «Считаете ли вы нужным использовать возможность погулять с ребенком?»
3.         «Какой вопрос вы задаете по возвращении ребенка из детского сада?»
4.         «Что вы знаете о том, как следует реагировать на успехи и неудачи ребенка в детском саду?»
5.         «Знаете ли вы, что создает в семье обстановку суеты, что служит перегрузкой для нервной системы ребенка?»
6.         «Нужен ли вам совет по поводу контроля за работой ребенка дома и оказания ему разумной помощи?»
7.         «Считаете ли вы, что агрессивные интонации являются необходимой  частью воспитательного процесса в семье?»