Сенсорное воспитание детей раннего возраста

Ирина Николаевна Ильичева
"Игра, как средство сенсорного развития ребенка раннего дошкольного возраста"
Основы сенсорного развития закладываются в раннем дошкольном возрасте. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
В этом возрасте ребенок знакомится с сенсорными эталонами. узнает их и начинает изучать и применять на практике, через познание окружающего мира. Умение рассматривать,
воспринимать предметы и явления формируется в раннем возрасте, детьми до 3 лет. Дети начинают рассматривать предметы, слушать звуки, воспринимать окружающий их мир.
Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям, смысл их действий. Этот смысл становится особенно понятен детям, если они
затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь
предмет, то затем трудно изобразить его, построить что- то из кубиков или конструктора, показать его руками или попробовать сказать словами. 
Сенсорное развитие всегда осуществляться в неразрывной связи с игровой деятельностью. Ведь через игру, малыши узнают мир. узнают предметы и быт . При этом неправильно
было бы думать, что любая конструктивная, изобразительная деятельность дает нужное направление сенсорному развитию. Для этого необходимо, чтобы основная направленность
и содержание этих видов деятельности были подчинены общим задачам умственного развития. Расширяя и углубляя знания,представления о предметах, формируются новые умения
и навыки у маленьких детей. Одновременно дети познают такие свойства предметом, как величина, форма, цвет и т. д. Узнают все признаки предмета через тактильные,
обонятельные и осязательные и зрительные сенсорные эталоны. Более простые - сенсорные процессы, дают толчок к следующей ступени развития ребенка - мыслительным
 
Можно использовать некоторые дидактические игры: 
БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ( величина)                                                                                           
Цель: Научить ребенка чередовать предметы по величине                                        
Оборудование: четыре больших и четыре маленьких шарика( мячика)(приблизительно 3 и 1см) одинакового цвета. Мишка, кукла и корзиночка.                                                            
 ребенка чередовать предметы по величине                                   
Ход: Воспитатель показывает ребенку красивую куклу, говорит, что кукла пришла к малышу в гости и принесла что-то в корзиночке. Затем воспитатель сажает куклу на стол и
вынимая из корзинки, показывает ребенку, что там лежат большие и маленькие шарики ( мячики). Сказав, что кукла попросила раздать ей и Мишке одинаковые по цвету
шарики ( мячики) , но разные по размеру. Ей- большие, а Мишке- маленькие
СЛОЖИ МАТРЕШКУ( величина и цвет)                                                                                     
Цель:  Научить ребенка  различать предметы по цвету и величене.                                                                           
Оборудование: Матрешка, которая вмещает несколько вложенных друг в друга кукол меньшего размера.                                                                                                                         
Ход: Воспитатель вместе с ребенком открывает матрешку, произнося: «Матрешка, дай посмотрю, что у тебя в нутри ».
Достает матрешку поменьше и ставит ее рядом с
большой, предложив малышу сравнить их по размеру и цвету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ 4.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья подготовлена воспитателем группы "Малыш" Ильичевой И.Н. 2020 год

"Игра, как средство сенсорного развития ребенка раннего дошкольного возраста"

Основы сенсорного развития закладываются в раннем дошкольном возрасте. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. В этом возрасте ребенок знакомится с сенсорными эталонами. узнает их и начинает изучать и применять на практике, через познание окружающего мира. Умение рассматривать, воспринимать предметы и явления формируется в раннем возрасте, детьми до 3 лет. Дети начинают рассматривать предметы, слушать звуки, воспринимать окружающий их мир. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям, смысл их действий. Этот смысл становится особенно понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его, построить что- то из кубиков или конструктора, показать его руками или попробовать сказать словами. Сенсорное развитие всегда осуществляться в неразрывной связи с игровой деятельностью. Ведь через игру, малыши узнают мир. узнают предметы и быт . При этом неправильно было бы думать, что любая конструктивная, изобразительная деятельность дает нужное направление сенсорному развитию. Для этого необходимо, чтобы основная направленность и содержание этих видов деятельности были подчинены общим задачам умственного развития. Расширяя и углубляя знания,представления о предметах, формируются новые умения и навыки у маленьких детей. Одновременно дети познают такие свойства предметом, как величина, форма, цвет и т. д. Узнают все признаки предмета через тактильные, обонятельные и осязательные и зрительные сенсорные эталоны. Более простые - сенсорные процессы, дают толчок к следующей ступени развития ребенка - мыслительным. Овладение той или иной деятельностью в значительной мере зависит от совершенствования и развития этих процессов.                                                                    В процессе сенсорного развития важно учитывать, что познавательные возможности ребенка трех лет еще не велики, не совершенны. Поэтому необходимо осуществлять ознакомление с простыми по своим свойствам предметами и в первую очередь с теми, с которыми дети сталкиваются в жизни.

Можно использовать некоторые дидактические игры:                                                  БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ( величина)                                                                                           Цель: Научить ребенка чередовать предметы по величине                                        Оборудование: четыре больших и четыре маленьких шарика( мячика)(приблизительно 3 и 1см) одинакового цвета. Мишка, кукла и корзиночка.                                                            Ход: Воспитатель показывает ребенку красивую куклу, говорит, что кукла пришла к малышу в гости и принесла что-то в корзиночке. Затем воспитатель сажает куклу на стол и, вынимая из корзинки, показывает ребенку, что там лежат большие и маленькие шарики ( мячики). Сказав, что кукла попросила раздать ей и Мишке одинаковые по цвету шарики ( мячики) , но разные по размеру. Ей- большие, а Мишке- маленькие. Сначала воспитатель сам показывает, как нужно сделать, а потом предлагает сделать это ребенку. Важно начать игру и брать сначала по одному шарику( мячику), например раздать все большие или маленькие, а затем усложнив игру- Чередовать: маленький, затем большой. Затем кукле и Мишке показывают, что в корзиночке ничего не осталось, все раздали.

СЛОЖИ МАТРЕШКУ( величина и цвет)                                                                                       Цель:  Научить ребенка  различать предметы по цвету и величене.                                                                                                                                 Оборудование: Матрешка, которая вмещает несколько вложенных друг в друга кукол меньшего размера.                                                                                                                          Ход: Воспитатель вместе с ребенком открывает матрешку, произнося: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!». Достает матрешку поменьше и ставит ее рядом с большой, предложив малышу сравнить их по размеру и цвету. Когда все матрешки окажутся открытыми, воспитатель предлагает ребенка сложить их обратно, начиная с самой маленькой.