Проект информационно-исследовательский «Секреты воды» группы компенсирующей направленности детей с ЗПР от 5 до 7 лет «Цветик – Семицветик»
Проект
информационно-исследовательский «Секреты воды»
группы компенсирующей направленности детей с ЗПР
от 5 до 7 лет «Цветик – Семицветик»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Аннотация
Проект направлен на формирование у детей интереса и любви к природе, так как впечатления детства и накопления опыта остаются на всю жизнь; бережного отношения к окружающему миру.
Пояснительная записка
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать.
Эксперименты разрешают объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. В процессе экспериментов развивается стремление к познанию мира, обогащается память ребёнка, развивается наблюдательность и пытливость ума, а также все познавательные способности, умение изобретать и использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создаётся творческая личность.
Данный проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах. Ведь вода это любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Поэтому первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды.
Актуальность проекта
Без воды нельзя прожить.
Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.
Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды.
Привлекать родителей к совместной деятельности (опыты по очистке воды в домашних условиях, экскурсии на родник, изготовление пособий, поделок, рисунков и т. д.); продолжать расширять знания детей об условиях перехода воды из жидкого состояния в лед, превращение ее в снег, в твердое состояние. Дать элементарное представление о превращении воды в пар (ее переходе в газообразное состояние). Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.
Цель проекта:
Уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах.Сформировать у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле: вода-источник жизни.
Задачи:
Обучающие:
Øрасширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть);
Øформировать представления о значении воды в жизни человека.
Øформировать у детей знания о свойствах воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, текучая, растворитель), о разных её состояниях;
Развивающие:
Øсоздавать условия для формирования у детей познавательного интереса;
Ø развивать самостоятельность в процессе экспериментальной деятельности;
Øпознакомить с обитателями водоёмов;
Øразвивать умение анализировать и делать выводы.
Воспитательные:
Øвоспитывать бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу;
Øвоспитывать интерес у детей к живой природе.
Продолжительность проекта: февраль - март 2020г.
Тип проекта: познавательный, исследовательский, игровой.
Участники проекта: дети, родители, специалисты и педагоги.
Возраст детей: 5-7 лет.
Взаимосвязь образовательных областей в работе над проектом «Секреты воды»
- социально-коммуникативное развитие
- познавательное развитие
- речевое развитие
- физическое развитие
- художественное эстетическое развитие
Формы работы с дошкольниками:
- Н О Д (как часть занятия) в бассейне
- О Д в режиме дня (подготовка к приему пищи, сну, прогулке, дидактические игры и упражнения, чтение художественной литературы, заучивание и обыгрывание потешек, презентации, ИКТ)
- самостоятельная деятельность (дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, лепка, рисование)
- совместная деятельность родителей с детьми (чтение художественной литературы, беседы, игры, презентации).
Формы работы с родителями:
- анкетирование
- консультации
- памятки
- рекомендации, буклеты
Формы работы с педагогами:
- консультации
- памятки, рекомендации
- буклеты
- презентация
Методы и приёмы:
Øнаблюдения
Øбеседы с детьми о воде
Øчтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций
Øсамостоятельное рисование
Øзаучивание стихотворений
Øотгадывание загадок
Øфизкульт.минутки, пальчиковые игры
Øдидактические и подвижные игры
Øинформационные листы для родителей
- игровые приемы с элементами театрализации
- использование ИКТ
- создание и решение проблемных ситуаций.
Средства обучения:
- алгоритмы по режимным моментам
- атрибуты к сюжетно-ролевым играм
- ИКТ, литературный материал и т.д.
Этапы реализации проекта
1.Подготовительный этап:
- Познакомить детей и родителей с темой и значимостью проекта, заинтересовать их
- Сбор и систематизация информации по теме
- Консультации для родителей
- Подготовка методического материала: рассказов, стихов, потешек, загадок, мультфильмов
2.Разработка проекта:
- Создать в группе необходимые условия для успешной реализации проекта.
- Подготовить необходимые материалы и наглядные средства для проведения опытов.
- Создание проблемных ситуаций (актуализация знаний о воде, свойствах воды).
- Консультации для родителей (ознакомить родителей с темой проекта, с проблемами, вставшими перед детьми).
3.Внедрение проекта (основной):
Организация деятельности проекта
Экспериментальная деятельность
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей.
- «Форма воды»
- «Вкус воды»
- «Запах воды»
- «Прозрачность воды»
- «Текучесть воды»
- «Три состояния воды»
- «Вода питает растения»
- «Взаимодействие воды с другими веществами»
- «Растворимость продуктов в воде»
- «Плавучесть предметов»
- НОД «Игра в прятки», «Тёплая капелька, или поможем Колобку умыться», «Путешествие капельки».
Игровая деятельность.
Цель: продолжать учить детей играть в различные игры, обратить внимание на необходимость соблюдения правил игры, вырабатывать привычку прибирать игры на место после игровой деятельности.
- Дидактические игры: «Плавает - не плавает», «Три состояния воды», «Капелька», «Где живёт вода?», «Что сильнее?», «Для чего нужна вода?» «Какая бывает вода?».
- Малоподвижные игры: «Раз, два, три - замри», «Не зевай, а за нами повторяй», «Солнце, дождик, ветер», «Найди капельку», «Донеси воду в ложке».
- Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Весёлые капельки», «Плыви кораблик», «Море волнуется».
Художественно-речевая деятельность.
Цель: продолжать работу по расширению словарного запаса детей, учить задавать вопросы и давать полный ответ на поставленный вопрос, учить анализировать полученную информацию и делать выводы.
- Беседы: «Вода вокруг нас», «Путешествие капельки», «Без воды нет жизни», «Волшебница вода», «Берегите воду», «Дождь», «Град и снег», «Роса».
- Игра-беседа «Капля, лед и пар – вода, это будем знать всегда! »
- Проблемная ситуация «Грязная вода»
- Разгадывание загадок о воде.
- Чтение художественной литературы: Л. Люшин «Капелька»; К. Чуковский «Мойдодыр»; Н. Рыжова «Жила-была река», «Как люди речку обидели», «История одного пруда»; Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка».
- Пальчиковая гимнастика «Гроза», «Дождик-дождик», «Туча и дождик», «Снеговик», «Водичка», «Семья», «Моем фрукты и овощи», «Рыбки» и др.
- Разучивание стихотворений о воде: «Дождик»Л.Квитко; «Первый снег» Я.Аким; «Град» Г. Цыферов; «Я под краном руки мыла»; «Горные ручьи» Д.Максимович.
Продуктивная деятельность.
Цель: развивать творческие способности детей; развивать умение работать в подгруппе, создавая коллективную работу.
- Рисование «Какая бывает вода», «Приключения Капельки», «Такая разная
Капелька», «Три состояния воды», «Всем нужна вода», «Тонет-не тонет».
- Аппликация «Планета Земля», «Воздух и вода».
Совместная работа с родителями:
Цель: способствовать активизации совместной деятельности детей и
родителей.
- Экспериментальная деятельность детей и родителей «Самый интересный
опыт с водой»
- Открытое занятие в бассейне
- Консультация для родителей: «Поговорим о воде», «Игры с водой»;
- Папка-передвижка «22марта – Всемирный день воды»
4.Итоговое мероприятие:
ØВыставка детского творчества, рисунки детей совместно с воспитателем «Берегите воду».
- Проведение Дня здоровья в бассейне совместно с родителями воспитанников
ØФотоколлаж «Наша лаборатория»
Предполагаемый результат:
ØАктивизировать мыслительно-поисковую деятельность детей.
ØПоказать значение воды в жизни живых существ и человека.
ØРасширить и углубить знания и представления ребенка о воде, умение определять различные состояния воды.
ØРазвить интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность.
ØПознакомить детей со свойствами воды.
ØОбобщить представления детей об агрегатном состоянии воды в разные времена года.
ØВоспитать бережное отношение к воде.
Используемый ресурс:
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников» / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
3.Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов: познавательно – исследовательская деятельность дошкольников – М., 2012.
4.Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
5. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013