Мелкая моторика
«Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования»
« Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский.
Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.
Движения руки человека, как писал И. Н. Сеченов, наследственно не предопределены и формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.
В последнее время развитию мелкой моторики педагоги и психологи придают всё большее значение, ведь оно
является важной составляющей обучения и развития ребёнка.
Для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук, в Китае с давних пор применяются специальные упражнения с камнями и металлическими шариками. В Японии широко распространены упражнения с грецкими орехами. У Якутов с давних исторических времен использовались массаж пальцев рук мячиками, сделанными из конской гривы.
Если руку ребенка развивали с рождения, то на шестом году он совершенствуется в «ручной умелости»: осваивает более сложные способы резания, склеивания, сгибания, наматывания, пересыпания, используя ткань, бумагу, фольгу, подсобные и природные материалы; применяет различные орудия труда и инструменты: ручки, карандаши, кисточки, фломастеры, лекала, ножницы, молоток, щетки, лейки и т.д.
Посредством нетрадиционных средств, к которым относятся приемы, техники рисования и материалы дети расширяют знания об окружающем мире и учатся творчески передавать на бумаге то, что видят вокруг.
Виды нетрадиционных техник рисования:
• рисование пальчиками и ладошками,
• оттиск листьями,
• оттиск смятой бумагой,
• тычок жесткой полусухой кистью,
• рисование с помощью печаток
• кляксография,
• рисование тычками из поролона,
• рисование восковыми мелками