Организация и содержание речевого центра в старшей группе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Одной из ведущих задач,которые решают дошкольные образовательные учреждения,является речевое развитие дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rechevoy_tsentr.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Организация и содержание речевого центра в старшей группе ДОУ
в соответствии с ФГОС ДО»
Сбойчакова Марина Григорьевна
Воспитатель
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи детей. Дошкольников, имеющих различные речевые патологии, становится всё больше. Проблема речевого развития – одна из самых актуальных в нашем современном обществе.
В нашей группе для полноценного речевого развития детей организован центр речевого развития.
Цель речевого центра: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.
Работа организованного нами речевого центра направлена на реализацию следующих задач:
- Формирование фонематического восприятия и слуха.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Закрепление навыков правильного произношения звуков.
- Закрепление навыков, полученных на занятиях.
- Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
- Развитие связной речи.
- Развитие мелкой моторики.
Нами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр:
-пособия для проведения артикуляционных упражнений,
-пособия для развития дыхания (Тренажеры, надувные игрушки),
-материалы для формирования лексико-грамматических категорий («Кто где живет?», «Фразовый конструктор»),
-разнообразные дидактические, настольно-печатные игры
для развития связной речи («Сладкоежка Карлсон», «Угости поросёнка»),
-материал по обучению грамоте: магнитная доска, наборы магнитных букв, кассы букв и слогов,
- игры для развития мелкой моторики рук.
Хозяйкой и главной героиней нашего речевого центра является «Лягушка-говорушка», сшитая из зеленого фетра с ярким красным язычком, которая всегда «встречает» своих друзей. Глядя на её необычно длинный язычок, детям так и хочется говорить, смотреть на себя в зеркало, выполняя знакомые артикуляционные упражнения, рекомендуемые учителем-логопедом («Улыбка-трубочка», «Вкусное варенье», «Часики» и т.д).
Для развития мелкой моторики, связной и диалогической речи в центре речевого развития есть мягкие дидактические игрушки, сделанные своими руками:
- «Чудо-мячик» - это мягкая игрушка в форме мяча с кармашками в виде окошек и с фетровыми персонажами внутри кармашков (рыбки, осьминожьи, медузы). Дети использую эту игрушку в самостоятельной игровой деятельности, придумывают свой сказочный сюжет, тем самым у них активизируется словарный запас.
- Игрушка-панно «Волшебный коврик» - представляет собой тканевую фетровую основу с нашитыми элементами: солнышко, лучики, тучки, корзинки, цветы, деревья. Панно предполагает плетение косичек в три и более пряди, пристёгивание и отстёгивание лепестков ромашки, перебирание бусинок на паутине, одевание и раздевание волшебного гномика. Используя это панно в игровой деятельности, дети развивают мелкую моторику рук и связную речь.
- Мягкая игрушка «Робот» - сшит из синего тканевого материала, состоит из трёх кубов разного размера, которые соединяются между собой липучками, замочками, кнопками. Для мальчиков «Робот» - любимая мягкая игрушка. Они со сверкающими глазами собирают робота, тем самым у них развивается мелкая моторика рук.
Речевой центр в группе расположен рядом с книжным центром. Для формирования связной речи, мы используем сказки, авторами которых являются родители, а героями – их дети. Это стало уже традицией в нашей группе. Дети с большим удовольствием приносят в детский садик книжки-самоделки («В гостях у Бабушки», «Мой летний отдых»), а так же книжки, сделанные в процессе проектной деятельности («История деревянной ложки», «Моя первая ложечка»). Книжки являются хорошим средством активизации творческих проявлений детей и упражнением для речи. Дети «озвучивают», воспроизводят тексты, используя свои средства выразительности речи.
При работе с детьми старшего дошкольного возраста в центре речевого развития есть игры, пособия, демонстрационный материал по подготовке детей к обучению грамоте: дидактическая игра «Буква за буквой», «Азбука в картинках», «Какая буква в окошке?», наглядно-дидактическое пособие «Звучащее слово» (автор Г.А. Туманова).
В нашем центре так же имеются дидактические игры, сделанные своими руками:
1. Игры для формирования звукопроизношения («Логопедическая ромашка», «Веселая рыбалка»)
2. Игры на дифференциацию звуков («Божья коровка», «Улей»)
3. Серии картинок для установления последовательности событий (сказки, литературные сюжеты)
Особое место в нашем центре занимает методическая литература, которая в условиях реализации ФГОС подбирается нами по принципу тематического планирования.
В сочетании с традиционными методами по коррекции речи (наглядные, словесные, практические), мы внедряем и нетрадиционные методы:
- метод наглядного моделирования, который помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложения). На разных этапах и в зависимости от индивидуальных особенностях детей, мы используем различные приёмы наглядного моделирования: пиктограммы, мнемотаблицы.
- элементы психогимнастики для коррекции интонационной выразительности у детей, для преодоления барьеров в общении со сверстниками и взрослыми.
Мы считаем, что речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.