Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования

Чегаровская Екатерина Евгеньевна

Содержание

Введение ……………………………………………………………….3

1. Изобразительная деятельность – как единство психических процессов и практической деятельности…………………………………………...5

2. Эстетическое воспитание и изобразительная деятельность………9

3. Нетрадиционная техника рисования в детском саду……………..12

Вывод…………………………………………………………………....16

Практическая часть……………………………………………………..18

Список литературы……………………………………………………..27

 

Введение

     С самых ранних лет ребенок, знакомясь с гармонией звуков и слов, выразительностью красок и форм, стремиться применить их в жизни – в меру возрастных и индивидуальных возможностей. Художественная деятельность содействует развитию вкуса, воображения и фантазии, таких важных качеств личности, как самостоятельность, наблюдательность, выдержка и других, столь необходимых для выработки активной  жизненной позиции.

     Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: «Красивая», и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счёт собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир. Любой вид изобразительного искусства предоставляет неограниченные возможности для самовыражения, более тонкого понимания окружающего мира, фиксирования и передачи мимолётных впечатлений и настроений, а также способствует обретению внутренней гармонии и развитию личности. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.

     Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

     Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается, можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.

     Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей дошкольного учреждения.

Цели работы: влияние занятий по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике на формирование всесторонне развитой личности.

Развитие умения и навыков в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования

 

1. Изобразительная деятельность – как единство психических процессов и практической деятельности.

     Рисование, лепка и аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

     Н.К.Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т.п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось».

     Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес. Уже начиная с первой младшей группы, на рисование и лепку отводится два занятия в неделю. Постепенно количество их увеличивается, и в старших группах занятия по рисованию, лепке, аппликации проводятся четыре раза в неделю.

     Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.

     Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений и т.п. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы. В процессе самой деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (спелая – не спелая ягода, растения в разное время года), разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т.п.).

     Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети узнают разные материалы (бумага, краски, глина, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы). А как известно, овладение этими действиями способствует умственному развитию детей.

     Обучение изобразительной деятельности в настоящее время невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее, объединять предметы по сходству.

     Под руководством воспитателя дети постепенно приобретают способность анализировать предмет. Способность анализа развивается от более общего и грубого различия до более тонкого.

     На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связной речи. Педагог также активно включает детей в объяснение задания, последовательности его выполнения. В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей. Привлечение образных сравнений, стихотворных текстов для эстетической характеристики предметов способствует развитию у детей образной, выразительной речи. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность. Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. Успешное овладение изобразительной деятельностью требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует этому воспитанию. Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

     Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то рассказал, чтобы изображенное им узнали. Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их рисункам, лепке. Они четко реагируют на замечания товарищей, оценку педагога. Похвала ребенка радует, а отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицание нужно вдумчиво, осторожно.

     Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунке, лепке, аппликации и конструировании дети передают явления общественной жизни. Детей волнует абсолютно всё. Поэтому, нужно дать им возможность отразить эти впечатления и своё отношение к этим явлениям.

     Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается ещё в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п. В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу. Общегрупповые занятия изобразительной деятельностью способствуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений. Коллективные просмотры работ приучают детей быть внимательными к рисунку, лепке товарищей, справедливо и благожелательно их оценивать, радоваться не только своей, но и общей удаче.

     В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата. Формированию трудолюбия, трудовых навыков способствует также участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.

2. Эстетическое воспитание и изобразительная деятельность.

     Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства.

     Эстетическое восприятие направляется в первую очередь на предмет в целом, на его эстетический облик – стройность формы, красоту цвета, пропорциональность частей и т.д. На разных уровнях детского развития эстетическое восприятие имеет различное содержание. Но целостное эстетическое восприятие, проникнутое эстетическим чувством красоты, ещё недостаточно для создания изображения. Знакомство с предметом, который будет затем изображен, должно иметь особый характер. После целостного восприятия следует подвести детей к вычленению отдельных свойств, которые могут найти отражение в изобразительной деятельности. Однако очень важно закончить восприятие целостным охватом предмета в совокупности всех основных свойств и дать оценку его облику, его выразительным качествам.

     Для развития эстетического восприятия очень важно при знакомстве с предметом, явлением подчеркивать его красоту, использовать образное сравнение. При наблюдении предметов и явлений окружающей жизни у детей дошкольного возраста легко возникает волнение, в котором в неосознанном, зачаточном виде имеется и эстетическое чувство. Маленьких детей волнует восприятие яркого цвета, блестящей поверхности; старших привлекает повторность элементов, симметрия в расположении частей, конструктивная стройность предмета, выразительность силуэта. Эстетические чувства становятся более глубокими и осознанными по мере развития и обогащения восприятия и представлений детей. Дети испытывают их, воспринимая более сложные свойства явлений: разнообразие форм, богатство цветов, цветовых сочетаний.

     Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составные элементы. Так можно выделить чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний: яркие звезды на темном небе, золотисто-желтые одуванчики в зелени. Чувство ритма возникает в том случае, когда в первую очередь воспринимается стройность предмета, ритмичное расположение его частей, например, ветвей дерева. Эстетическое чувство может быть вызвано цельностью, гармоничностью формы предмета, например, глиняных и керамических изделий. Чувство пропорции, конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек.

     Развитие и у детей эстетических чувств позволяет подвести их к эстетическим оценкам предмета и его отдельных свойств, которые можно обозначить различными определениями: огромный, изящный, легкий, радостный и др. Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывает эстетическое переживание, помогает детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус. В рисунках, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Обучение должно быть направлено на то, чтобы научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, а не просто передаче предметов и явлений. Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развивается эстетическое восприятие, когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями. Эстетическое восприятие содействует образованию соответствующих представлений. В них отражены эстетические качества предметов и явлений. Творческий характер деятельности предусматривает возникновение и развитие замысла. В рисунок, лепку и аппликацию ребенок не просто переносит то, что запомнил: у него возникают какие-то переживания в связи с этим предметом, определенное отношение к нему. В одно представление включается то, что воспринималось в разное время, в разной обстановке. Из всего этого воображение ребенка создает образ, который выражает с помощью изобразительных средств.

     Характерная черта изобразительного художественного творчества заключается в создании выразительных изображений. Однако, ребенок не может создать образа, не овладев хотя бы в какой-то мере способностью передавать в рисунке, лепке, аппликации присущие предметам свойства: форму, строение, цвет.

     Красота и выразительность рисунка зависят и от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать в рисунке, лепке, аппликации форму предметов. Отчетливо изображенная форма вызывает у ребенка удовольствие, положительные эмоции.

     Не только интерес к содержанию рисунка, лепки, аппликации побуждает детей выполнять их лучше, стремиться к достижению выразительности образа – большое значение имеет воспитание у них стремления сделать свою работу понятной и интересной для других. Воспитание стремления выполнить работу лучше, сделать её красивее, чтобы на неё порадовались другие, - задача художественного и нравственного воспитания, развития у детей общественной направленности деятельности.

     Педагог должен руководить всеми процессами, связанными с созданием выразительного образа: с эстетическим восприятием самого предмета, формированием представления о свойствах и общем облике предмета, воспитанием способности воображать на основе имеющихся представлений, овладением выразительными свойствами красок, линий, форм, воплощением детьми своего замысла в рисунке, лепке, аппликации.

3. Нетрадиционная техника рисования в детском саду.

     Большое значение в воспитании и образовании ребёнка имеет художественно-эстетическое воспитание. В соответствии с ФГОС художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

     Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка – это радостный вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Многолетние наблюдения показали, что именно нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности привлекают детей, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Нетрадиционное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Начиная с раннего возраста, дети учатся творить, учатся видеть мир в живых красках.

     Рисование нетрадиционными техниками – важнейшее дело эстетического воспитания. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. 

      Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счёт изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счёт работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребёнка.

      Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, кроме того, в процессе этой деятельности формируются навыки контроля и самоконтроля. На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь.

      Развитие композиционных умений, глазомера, зрительного восприятия, эмоциональной отзывчивости, цветовидения и цветовосприятия влечёт за собой эстетическое развитие ребёнка.

     Следовательно, использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности способствует эмоциональной и психической подготовке детей к школе, помогает эстетически развиваться, что является главной задачей педагога в подготовительной группе детского сада. 

      Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Рисование пальчиками.

Обучение пальчиковому рисованию идет в несколько этапов. Вначале дети рисуют одним пальчиком, затем несколькими. На этом этапе происходит знакомство с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве. Мы украшаем бабочек, рыбок и полянку такими элементами, как точки, мазки, спирали.

     На втором этапе дети учатся смешивать краски. Каждый пальчик обмакивают в разные краски и накладывают цвета на цвет. В результате смешивания цветов дети добиваются нужного оттенка.

     К подготовительной группе дети уже свободно владеют «пальчиковой техникой» и сами придумывают темы для рисования, используя в сюжете, такие приемы как тычок, мазок, смешивание красок.

Рисование ладошкой.

    Этот метод очень хорошо развивает творчество детей. Они не только видят краску, но и чувствуют ее.

Кляксография.

     Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» - эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Оттиск смятой бумагой.

     Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага. Затем дорисовывается видимый образ кистью.

Отпечатки листьев.

     Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Монотипия.

     Этот метод помогает развить фантазию, воображение, чувство цвета и формы. Дети видят, как из одной половинки рисунка получается целый рисунок, и даже картина.

Оттиск пробкой (поролоном, печатками из овощей, печатками из ластика и т. п.).

     Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской (либо сразу в гуашь) и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и пробка. (4)

     С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.

       Овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Дети просто в восторге, когда в результате рисования всего двумя пальцами (большим и указательным) на зеленой лужайке появляются веселые цыплята или утята. А как они радуются, когда после того как им разрешили влезть в краску всей ладошкой и отпечатать след, а в итоге оказывается, что след похож на какую-то сказочную птицу или дерево. Это так воодушевляет детей и пробуждает видение различных образов. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Вывод

     Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей. Для того, чтобы творчество, произведения искусства оказывали эффективное воздействие на художественно-эстетическое развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасным, необходимо создать основу, фундамент для творческих способностей.

     Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум 9знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно присматриваться, быть наблюдательным – значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное. Таким образом занятия по изобразительной деятельности помогают всестороннему развитию и воспитанию ребенка.

Практическая часть

Цикл занятий «Приключения в Цветочном городе».

Цель: выявить уровень творческих способностей детей в рисовании; сформировать творческие способности на основе нетрадиционной техники рисования.

1. «Друзья из Цветочного городка»

    В необыкновенной Солнечной стране есть очень красивый городок, который называется Цветочный. А называется он так потому, что в нём не найти такого места, где не росли бы прекрасные цветы. От них исходит такой аромат, что понюхав, становится весело и радостно. Поэтому у всех жителей этого городка всегда хорошее настроение и счастье царит в каждом доме. И вот в этом городке живут два друга: Знайка и Незнайка. Знайка очень умный. Он очень любит читать книги и поэтому никогда с ними не расстается. А Незнайка шутник и проказник, он очень веселый. Так как Незнайка непоседа, то с ним всегда что-нибудь случается. А ещё у Незнайки есть дружок Булька. Это маленький щенок, который никогда не расстается с Незнайкой.

     Вот однажды летним деньком Знайка сидел возле дома и внимательно читал книжку. И тут к нему подошел Незнайка. Вид у него был очень грустный.

- Что с тобой произошло? – встревожился Знайка.

- Я растеряша – горестно сказал Незнайка.

- Почему это? Расскажи, что с тобой случилось?

- Сегодня мы с Булькой как обычно отправились на озеро, чтобы полюбоваться и покормить лебедей, которые каждый день слетаются туда. Вдруг видим, какая-то новая птица  прилетела вместе с ними. Лебеди всё время кружились возле неё. А когда птица расправила крылья и захлопала ими, то мы с Булькой увидели, что это настоящая Жар-птица. Все перышки её сияли золотым огнем так, что больно было даже смотреть. Лебеди недолго плавали в этот раз, и вскоре они вместе с красавицей-птицей улетели. А я уже было хотел бежать к тебе, но Булька куда-то пропал. Когда я оглянулся, то увидел, как он нюхает что-то блестящее возле берега. Я подошёл к нему и оказалось, что это перо, которое оставила Жар-птица. Я взял его и со всех ног бросился сюда, чтобы показать тебе эту красоту. Но когда я прибежал, то оказалось, что перо исчезло из кармана. Наверное, я так торопился, что выронил его по дороге.

     Незнайка вздохнул.

- Не огорчайся, Незнайка. А какое оно было?

- Очень красивое, разноцветное, всё так и пышет. Эх, да разве на словах передашь! – вздохнул Незнайка.

- не беда, - сказал Знайка. – я знаю, как тебе помочь. В детском саду есть ребята, которые всегда рады прийти на помощь. Давай попробуем сходить к ним, может они нам помогут. Они нарисуют для нас сказочное перо.

- Хорошо. Но только перо-то от волшебной птицы. Так что и рисовать его надо необычно, - сказал приободрившись Незнайка.

- Конечно, - согласился Знайка. – Ты сбегай на наше Чудесное озеро и набери волшебной воды. Мы смочим этой водой лист бумаги и получится волшебство.

     Воспитатель предлагает помочь друзьям. Дети смачивают свои листочки «волшебной водой» из озера, которую им принесли друзья и выполняют задание в технике рисования по мокрому.

2. «Как Незнайка готовил сюрприз».

     Однажды Незнайка решил испечь пирог. И вот они с Булькой принялись за работу. Замесили тесто, приготовили начинку для пирога и принялись печь.

     Пирог получился очень красивым и от него шёл такой аромат, что Булька то и дело облизывался.

    Решил Незнайка, что обязательно нужно пригласить всех друзей попробовать такой пирог. Но Незнайка ведь такой выдумщик! Вот и придумал он подготовить для друзей сюрприз: взял, да и разукрасил все чайные чашки вареньем. Замечательные вышли узоры. Но только Незнайка отошёл на минутку, как проказник Булька, который очень любил сладкое, взял и языком слизал все узоры. Когда же Незнайка вернулся, то на столе стояли белые чашки и узора уже не было. Незнайка очень огорчился, а Булька, зная, что он поступил нехорошо, сидел рядом и виновато глядел на него. Но тут Незнайка придумал обратиться за помощью к нам.

     Давайте поможем Незнайке всё-таки сделать сюрприз для друзей. Давайте раскрасим чашки разными узорами. Но вот беда – Булька куда-то подевал все кисти. Незнайка всё обыскал, но не нашёл ни одной. Не огорчайся, Незнайка, у нас есть великолепные кисточки – это наши пальчики. Так что сюрприз получится.

    Дети выполняют задание в технике пальцевой живописи.

3. «На помощь бабочкам».

В один из прекрасных солнечных дней в Незнайкину дверь постучали. Открыв её, Незнайка увидел своего друга Знайку. Знайка выглядел очень странно: волосы растрепаны, глаза выпучены, а дышал он так, будто за ним кто-то долго гнался.

- Что случилось? – спросил Незнайка.

- Беда! Что-то стряслось с нашими бабочками! Ещё вчера они весело порхали над нашими цветами, были яркими, разноцветными. Но сегодня, когда я шёл к тебе, то заметил, что бабочки почему-то не порхают над цветами, а, сложив крылышки, печально сидят в тени. Когда я подошёл, то увидел, что крылышки у бабочек совсем белые и вся красивая окраска куда-то подевалась. Что же это? Почему так получилось?

     Незнайка наморщил лоб:

- Да. Загадка.

     Но тут Незнайка аж подпрыгнул от пришедшей ему в голову догадки:

- Я знаю. Вчера вечером шёл дождик. Он был теплым, поэтому бабочки весело резвились под его капельками. Они и не заметили, как эти капельки одна за другой смывали всю краску с их крылышек. А на утро, когда встало солнышко, все увидели во что превратились их крылышки. Вот почему они стали белыми.

     Знайка вздохнул:

- Что же теперь делать?

     Но тут затявкал Булька. Друзья обернулись и увидели, что он принес краски и кисти.

 - Правильно, - сказал Знайка, - нужно просто разукрасить бабочек заново.

 - Но их ведь так много! – воскликнул Незнайка.

 - А мы сходим в детский сад и попросим ребят нам помочь.

     Воспитатель предлагает помочь друзьям раскрасить бабочек.

     Детям раздаются шаблоны бабочек, согнутые пополам по центру симметрии. Выполняется работа в технике монотипии.

4. «Необыкновенная встреча».

     Однажды утром Незнайка прогуливался с Булькой по Цветочному городу. Он с наслаждением вдыхал в себя утренний аромат свежего воздуха. На цветах блестели капельки утренней росы и от неё их благоухание становилось ещё сильнее. И вот среди этого великолепия Незнайка вдруг услышал чей-то плач. Приглядевшись, он увидел в цветах странное существо, похожее на кляксу.

- Как тебя зовут? – спросил Незнайка.

    Существо перестало плакать и подняло свои глаза на Незнайку:

 - Меня зовут Кап.

 - Почему ты плачешь, Кап? Кто тебя обидел?

- Плачу я потому, что мне грустно. – ответил Кап.

- Так чего же ты здесь сидишь? Вылезай. – сказал Незнайка. – Хочешь, пойдем в гости к моему другу Знайке?

- Хочу. – сказал Кап.

    Он вылез из зарослей, и они дружно зашагали по дорожке…

     Открыв дверь, Знайка удивленно хлопал глазами, переводя взгляд с Капа на Незнайку и с Незнайки на Капа.

- Познакомься. Это мой друг Кап. Ему грустно. Давай с ним дружить.

     Знайка улыбнулся и сказал:

 - Ну что же. В таком случае давайте пить чай.

     Когда они уселись за стол, Кап рассказал им свою историю. Оказывается, прошлой ночью он прилетел с далекой звезды. Все существа на этой звезде – это обыкновенные кляксы. И вот эти кляксы решили посмотреть, кто же живет на других планетах, поэтому отправились в путешествие. Из всех увиденных планет маленькому Капу больше всего понравилась эта, а в особенности Цветочный городок. Поэтому он решил остаться здесь и, когда все улетели, спрятался в цветах. Но вскоре ему стало грустно одному. Поэтому-то он и начал плакать. И тут его нашёл Незнайка.

     Рассказ Капа произвел впечатление на друзей. И тут Знайка обрадованно сказал:

 - Слушай, Кап, а хочешь у тебя и в нашем городке будет много друзей, таких же маленьких, как ты?

 - Хочу.

 - Тогда, вперед! Я знаю, что нужно делать. Мы обратимся за помощью к ребятам. Они нарисуют тебе друзей.

     И они все вместе побежали в детский сад.

     Воспитатель просит помочь Капу. Дети выполняют работу в технике кляксографии.

5. «Волшебные палочки».

     Стоял отличный солнечный денек. Бабочки весело порхали над цветами. Незнайка что-то усердно лепил во дворе из мокрого песка, а Булька крутился рядом и пытался своим носом понюхать, что же это такое. Но Незнайка прикрывался, ворча: «Это ведь сюрприз!». Вдруг к ним подошёл странный человек в шляпе с огромными полями и попросил воды, чтобы напиться. Незнайка принес кружку воды. Незнакомец напился, поблагодарил его и спросил:

- Что это ты лепишь?

- Да вот, хочу вылепить что-нибудь особенное, чудесное, но почему-то ничего не выходит – ответил Незнайка.

- А хочешь, я научу тебя творить чудеса?

- Конечно, хочу! – воскликнул Незнайка и спросил – А как?

 - Я подарю тебе волшебные палочки. Смотри. Сначала на листе бумаги ты ими рисуешь то, что нравится.

     Незнакомец стал водить по бумаге палочкой.

 - Но ведь она совсем не рисует! – разочарованно воскликнул Незнайка.

- Не торопись, - сказал Незнакомец. – Теперь начинается самое настоящее чудо.

     И он взял кисть, обмакнул её в краску и стал водить по бумаге. Тут Незнайка аж рот открыл от удивления. На листе стал появляться рисунок.

- Вот это да! – вскрикнул Незнайка. – А можно и мне попробовать?!

- Пожалуйста! – ответил Незнакомец.

 - Большое спасибо, - ответил Незнайка и принялся рисовать.

- поглядите, что у меня получилось, - через некоторое время сказал Незнайка. Он обернулся, но за спиной уже никого не было – Незнакомец ушёл так же незаметно, как и пришёл. Тут-то Незнайка и догадался, что это был самый настоящий волшебник. Прихватив с собой палочки и рисунок Незнайка со всех ног бросился бежать к своему другу.

    Выслушав рассказ Незнайки, Знайка предложил:

- Давай отнесём эти палочки в детский сад и обрадуем наших друзей. Пусть и ребята попробуют совершить чудо.

- Правильно! Это ты здорово придумал! – воскликнул Незнайка и они вместе пошли в детский сад к ребятам.

     Воспитатель раздает «палочки» и дети выполняют работу в технике фотокопии.

6. «Таинственная планета».

     Как-то раз Незнайка, Кап и Булька весело играли в футбол на полянке. Булька стоял на воротах и то и дело пропускал мяч, напрасно пытаясь поймать его зубами.

     Вдруг они увидели, как к ним приближается Знайка. Вид у него был такой довольный, что Незнайка спросил:

- Чего это ты такой радостный?

- А вот почему, - с гордостью ответил Знайка. – Я сегодня перелистал все книги, чтобы выяснить, где же находится звезда, на которой живет Кап. Вы не представляете, но я нашёл её и даже нарисовал. Вот, поглядите!

- Очень даже похожа, - сказал Кап. – Совсем как настоящая.

      Знайка положил рисунок на траву и друзья склонились над ним.

     Булька в это время гонялся за бабочками, которые как всегда дразнили его своими крылышками. Бегая по поляне, Булька наткнулся среди цветов на странную баночку с какой-то черной жидкостью. Понюхав, он решил показать её друзьям. Ухватив баночку зубами, он побежал к Незнайке. Но вот, когда Булька хотел уже поставить баночку перед друзьями, крышка соскочила и черная жидкость залила весь рисунок.

- Ай-яй-яй! – вскрикнул Незнайка. – Булька, что ты наделал?! Ты испортил целую планету!

- Не беда! – ответил Знайка. – Он ведь не нарочно. Сейчас я всё очищу.

     Знайка принялся счищать жидкость, которая уже успела высохнуть, обычной палочкой.

 - Смотрите, как красиво получается, - восхищенно сказал Знайка.

- Да, - вздохнул Кап. – Только планеты теперь совсем не видно.

- А давайте обратимся к ребятам, - предложил Незнайка. – Они помогут нам нарисовать космическую планету. И нарисуют её вот так – палочками.

     Воспитатель предлагает детям нарисовать космическую планету для Капа. Детям раздаются подготовленные листы и выполняется работа в технике граттажа.

7. «Нитка-загадка».

     На улице шёл дождик. Гулять было нельзя, поэтому Незнайка сидел за столом и что-то очень внимательно разглядывал. Булька крутился рядом, пытаясь ухватить зубами мяч. Но как он ни старался, мяч всё равно ускользал от него. Вдруг в дверь постучали. Незнайка оторвался от своего занятия и пошёл открывать.

     На пороге стоял Знайка. Он весь промок под дождем, но вид у него был очень довольный.

- У меня для тебя сюрприз, - сказал Знайка, держа руки в карманах.

- Какой сюрприз? – спросил Незнайка и глаза у него загорелись.

- Это необыкновенная вещь. Ею можно творить чудеса!

- Что же это такое? Ну покажи скорее, Знаечка, - попросил Незнайка.

     Знайка с гордым видом вытащил из кармана ниточку.

- Простая нитка. А я-то думал что-то действительно необыкновенное, - разочарованно протянул Незнайка.

- Это не необыкновенная ниточка, а нитка-загадка. С её помощью можно рисовать всякие невиданные вещи. Причем придумывает и рисует она сама, а ты только должен угадать, что она нарисовала.

- Неужели она всё это умеет? – недоверчиво спросил Незнайка.

- Конечно. Вот. Давай попробуем, - сказал Знайка, садясь за стол.

- Давай! – весело воскликнул Незнайка и побежал за чистым листом бумаги.

     Незнайка принес альбомный лист, и друзья уселись за столом. Но Булька, заметив, что сейчас без него произойдет что-то необыкновенное, подбежал к столу и стал жалобно повизгивать, махая хвостом, как бы прося: «Дайте и мне посмотреть!»

     Незнайка поднял Бульку на руки, посадил себе на колени и они оба уставились на чудо-ниточку.

     Тем временем Знайка намочил нитку-загадку в краске, разложил на листе, сверху прикрыл ещё одним листом и прижал сверху рукой, а другой рукой взялся за торчащий её хвостик.

- Ну теперь глядите, ниточка загадает нам загадку, - сказал он и выдернул нитку за хвостик.

     Когда Знайка открыл лист, то на нем оказался странный рисунок.

- Отгадай, что это получилось? – спросил он у Незнайки.

     Незнайка внимательно поглядел и воскликнул:

- Смотри, да это же верблюдик!

- Вот видишь, ты угадал ниточкину загадку.

- Действительно, это чудесная ниточка, - с восхищением сказал Незнайка.

- Хочешь, я тебе её подарю? У меня их сколько угодно, - сказал Знайка.

- Спасибо! А давай покажем её нашим ребятам из детского сада. Пусть и им ниточка загадывает загадки, - предложил Незнайка.

- Это ты здорово придумал, - согласился Знайка. – Вон и дождь уже прекратился. Пошли.

     И они втроем зашагали по дороге к детскому саду.

     Воспитатель раздает детям ниточки, и они выполняют работу, дополняя её дорисовкой.

 

Список литературы

1. Галанов, А.С., Корнилова, С.Н., Куликова, С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. [Текст]

2. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. [Текст]

3. Доронова, Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. [Текст]

4. Комарова, Т.С., Антонова, А.В., Зацепина, М.Б. Программа эстетического воспитания дошкольника. [Текст]

5. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество. [Текст]

6. Мухина, В.С. Детская психология. [Текст]

7. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. [Текст]

8. Рогаткина, Т. Окошко понарошку. // Дошкольное воспитание, №7, 2004

9. Комарова, Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание, №2, 2005

10. Ашиков, В., Ашикова, С. Совместная творческая деятельность педагога и детей. // Дошкольное воспитание, №1, 1999