Статья: "Значение и развитие познавательно-исследовательской деятельности".

Филиппова Татьяна Александровна

ЗНАЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

В ДОУ

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то

одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед

детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то

недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз

возвратиться к тому, что он узнал»

В. А. Сухомлинский

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Задача педагогов ДОУ, - не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.

    Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

      Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому поисково-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе с дошкольниками. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых. Возможность усвоения природоведческих знаний детьми дошкольного возраста обосновали в своих исследованиях С.Н. Николаева, Л.С. Игнатьина, Н.Н. Кондратьева, П.Г. Саморукова, Е.Ф. Терентьева. А.М.Федорова. А.И. Иванова, Н.А.Рыжова и детские психологи А.В.Запорожец. Н.Н. Поддъяков.

 

Исследовательская деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются входе самостоятельного поиска.  

 

Что же такое опыт и эксперимент?

Опыт – это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний и умений, навыков. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений.

Эксперимент – чувственно - предметная деятельность в науке: в более узком смысле – опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотезы и т.п.

Исходя из формулировки понятий опыта и эксперимента, можно сделать вывод о значении опытно-экспериментальной деятельности. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, учатся делать выводы. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно - следственных связей.

Актуальность:

Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной деятельности состоит не только в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями, умениями, навыками, но и содействовать становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств личности, развивать познавательные способности, приобщать к поисковой и творческой деятельности.

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы.

Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе.

Поэтому цель моей работы заключается в развитии познавательно-исследовательской деятельности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, через проектную деятельность.

Она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно – поисковой и исследовательской деятельности.

Основными задачами исследовательской деятельности, как средства развития познавательной активности у старших дошкольников являются:

- развитие интереса к исследовательскому поиску;

- создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;

- организация работы с родителями по развитию проектной деятельности дошкольника;

- организация предметно-развивающей среды.

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта я использовала разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников:

·        - в непосредственно образовательной деятельности:

·        - проектная деятельность;

·        - занятия-путешествия;

·        - занятия в форме дидактических игр

·        в повседневной деятельности:

·        - наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;

·        - дидактические и сюжетно-ролевые игры;

·        - практические упражнения;

 

ü - опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами;

ü - коллекционирование (классификационная работа);

ü - совместное творчество детей и родителей (мини- выставки);

ü - презентации.

Эффективным средством внедрения исследовательской деятельности в образовательный процесс является создание

 «Центра экспериментирования» в группе.

Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды, созданной в группе, которая включает:

1. Детскую лабораторию.

2. Подборку литературы, карточки-схемы;

3. Дидактические игры, различные картотеки;

4. Различные коллекции, мини – музеи и мини – выставки в создании которых участвовали, как дети, так и их родители. Ведь как известно огромное значение в работе с дошкольниками имеет тесное сотрудничество с родителями.

Предметно-развивающая среда пополняется новыми материалами для экспериментирования, тем самым постоянно поддерживается исследовательский интерес.

Экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности детей:

- с математикой (используются параметры величины, счёт, логика, мерки и измерительные приборы);

- с изобразительной деятельностью (лепка из глины, рисование по сырому песку, выдувание клякс из трубочек, работа с тканью, клеем, бумагой);

- с литературой (чтение познавательных книг: «Почемучка»«Детская энциклопедия»)

- учатся отвечать на вопросы, описывать эксперименты, сочинять сказки, формулировать выводы;

- с кулинарией (экспериментирование с мукой, солью, сахаром, пищевыми красителями)

-с социальной-коммуникативной деятельностью (умение договариваться, подбирать необходимый материал к мини – выставкам, проявлять себя);

- с игровой (игры с песком, снегом, водой).

В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Дети сами выбирают себе занятие по интересам. Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, стараются сами сделать какие-то выводы, в общем, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям.

  

    Я осторожно шла за интересами детей, а им интересно было всё: сломать лёд на луже и посмотреть, как намокает их обувь; высыпать сухой песок, и наблюдать, как его разносит ветер; встретить шмеля и послушать его жужжание. Доминирующим детским вопросом становится «почему?», недаром дошкольников называют «почемучками». Почему трава зелёная? Почему ветер дует? Откуда берутся солнечные зайчики? Множество подобных вопросов ежедневно обрушивают малыши на оказавшихся под рукой взрослых и на меня в том числе. Появляется потребность запомнить, как можно больше причин и следствий, действующих в окружающем мире. Опыт работы показывает, что исследование доступно детям раннего и младшего дошкольного возраста. Ребёнок всё старается увидеть, услышать, попробовать на вкус, понюхать, потрогать, разобрать. Удержать его практически невозможно, без этого он начинает страдать. Поисковая деятельность ребёнка, не подпитываемая извне, угаснет.

    При правильной организации работы у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, а педагог уже не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью.  Но и в этом случае следует сначала при помощи наводящих вопросов направить действия детей в нужное направление, а не давать готовых решений.

     При проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения.

     Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и т.п.). Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы. Составлять развернутый рассказ об увиденном. Воспитатель должен задавать вопросы, стимулирующие развитие логического мышления.

 

Ведущая идея состоит в активизации интереса, формировании навыков и умений детей в познавательной деятельности на основе проектного подхода в системе работы детского сада.

     Как показала практика, метод проектов также очень актуален и эффективен в исследовательской деятельности. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, мы стараемся создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.

     Дошкольники учатся договариваться, прислушиваться к идеям своих товарищей, приходить к единому мнению при решении задач. Уровень умений детей составлять коллективные рассказы, создавать коллективные работы, договариваться с партнерами, объединяться в группы значительно вырос за период проектной деятельности. Дошкольники без затруднений вступают в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками; объединяются в группы для совместной деятельности; переживают за продукт деятельности всего коллектива.

    Также работа   строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Совместно обсудив план - проект и нацелившись на дальнейшую работу, родители становятся активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач.

   Выстраивание отношений с родителями по принципам взаимосвязи, взаимопонимания, позволяет создать максимальные условия для личностного роста и развития ребенка. Я считаю, что становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи.  Главными учителями, конечно, выступают родители.  Родители, грамотные и   заинтересованные   во всестороннем развитии ребенка. Родители, действующие в тесном тандеме с воспитателем. Только вместе мы способны поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, не дать ей "заглохнуть», и развить его познавательные интересы.

      Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

      Я люблю заниматься исследовательской деятельностью со своими  

дошколятами. Ведь так здорово видеть, когда дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. А мне, как педагогу – это приятно вдвойне. У меня всё есть для исследовательской работы: моя мини лаборатория, которую я собирала по крупицам и огромное желание, сделать нашу жизнь в группе немного интереснее и загадочнее.  Ведь должны же дети верить в чудеса!!!

 

"Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал". Сухомлинский В.А.

 

Сохранить, поддержать, развить любознательность, склонность к экспериментированию – и есть моя наиважнейшая задача.

    В старшей и подготовительной группе круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

В старшем возрасте по моим наблюдениям экспериментирование осознанное. Дети осознают, что всё можно узнать самостоятельно, и осмысленно пользуются этим для приобретения новых знаний. У них появляются новые способы познания.

В ходе накопления опыта я убедилась, что экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности детей:

- с математикой (используются параметры величины, счёт, логика, мерки и измерительные приборы); - с изобразительной деятельностью (лепка из глины, рисование по сырому песку, выдувание клякс из трубочек, работа с тканью, клеем, бумагой);

- с литературой (чтение познавательных книг: «Почемучка», «Детская энциклопедия)»-отвечать на вопросы, описывать эксперименты, сочинять сказки, формулировать выводы);

- с кулинарией (экспериментирование с мукой, солью)-с социальной- коммуникативной деятельностью (умение договариваться, подбирать необходимый материал к мини – выставкам, проявлять себя);

- с игровой (игры с песком, снегом, водой).

В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Дети сами выбирают себе занятие по интересам. Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, стараются сами сделать какие- то выводы, в общем, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям. Открывают новые ощущения вместе со мной, с воспитателем. Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в результате исследовательской деятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды деятельности и повышают познавательную активность детей. А значит, это достижение и моего результата. Значит и я, живя сегодня в настоящем, делаю вклад в наше будущее.

 

«… Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера». 

(А. Шапиро.)

 

      Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. Используя экспериментирование и проектную деятельность при решении проблемы познавательного - исследовательского развития детей дошкольного возраста, мы стараемся обеспечивать стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников в соответствие с ФГОС.

ЛИТЕРАТУРА: Изучены работы по данному вопросу таких ведущих авторов: А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, И.Э. Куликовская , Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьева, Н.А.Рыжова, интернет сайт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.08 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

В ДОУ

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то

одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед

детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то

недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз

возвратиться к тому, что он узнал»

В. А. Сухомлинский

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Задача педагогов ДОУ, - не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.

    Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

      Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому поисково-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе с дошкольниками. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых. Возможность усвоения природоведческих знаний детьми дошкольного возраста обосновали в своих исследованиях С.Н. Николаева, Л.С. Игнатьина, Н.Н. Кондратьева, П.Г. Саморукова, Е.Ф. Терентьева. А.М.Федорова. А.И. Иванова, Н.А.Рыжова и детские психологи А.В.Запорожец. Н.Н. Поддъяков.

Исследовательская деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются входе самостоятельного поиска.  

Что же такое опыт и эксперимент?

Опыт – это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний и умений, навыков. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений.

Эксперимент – чувственно - предметная деятельность в науке: в более узком смысле – опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотезы и т.п.

Исходя из формулировки понятий опыта и эксперимента, можно сделать вывод о значении опытно-экспериментальной деятельности. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, учатся делать выводы. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно - следственных связей.

Актуальность:

Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной деятельности состоит не только в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями, умениями, навыками, но и содействовать становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств личности, развивать познавательные способности, приобщать к поисковой и творческой деятельности.

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы.

Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе.

Поэтому цель моей работы заключается в развитии познавательно-исследовательской деятельности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, через проектную деятельность.

Она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно – поисковой и исследовательской деятельности.

Основными задачами исследовательской деятельности, как средства развития познавательной активности у старших дошкольников являются:

- развитие интереса к исследовательскому поиску;

- создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;

- организация работы с родителями по развитию проектной деятельности дошкольника;

- организация предметно-развивающей среды.

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта я использовала разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников:

  • - в непосредственно образовательной деятельности:
  • - проектная деятельность;
  • - занятия-путешествия;
  • - занятия в форме дидактических игр
  • в повседневной деятельности:
  • - наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;
  • - дидактические и сюжетно-ролевые игры;
  • - практические упражнения;

  • - опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами;
  • - коллекционирование (классификационная работа);
  • - совместное творчество детей и родителей (мини- выставки);
  • - презентации.

Эффективным средством внедрения исследовательской деятельности в образовательный процесс является создание

 «Центра экспериментирования» в группе.

Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды, созданной в группе, которая включает:

1. Детскую лабораторию.

2. Подборку литературы, карточки-схемы;

3. Дидактические игры, различные картотеки;

4. Различные коллекции, мини – музеи и мини – выставки в создании которых участвовали, как дети, так и их родители. Ведь как известно огромное значение в работе с дошкольниками имеет тесное сотрудничество с родителями.

Предметно-развивающая среда пополняется новыми материалами для экспериментирования, тем самым постоянно поддерживается исследовательский интерес.

Экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности детей:

- с математикой (используются параметры величины, счёт, логика, мерки и измерительные приборы);

- с изобразительной деятельностью (лепка из глины, рисование по сырому песку, выдувание клякс из трубочек, работа с тканью, клеем, бумагой);

- с литературой (чтение познавательных книг: «Почемучка»«Детская энциклопедия»)

- учатся отвечать на вопросы, описывать эксперименты, сочинять сказки, формулировать выводы;

- с кулинарией (экспериментирование с мукой, солью, сахаром, пищевыми красителями)

-с социальной-коммуникативной деятельностью (умение договариваться, подбирать необходимый материал к мини – выставкам, проявлять себя);

- с игровой (игры с песком, снегом, водой).

В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Дети сами выбирают себе занятие по интересам. Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, стараются сами сделать какие-то выводы, в общем, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям.

   

    Я осторожно шла за интересами детей, а им интересно было всё: сломать лёд на луже и посмотреть, как намокает их обувь; высыпать сухой песок, и наблюдать, как его разносит ветер; встретить шмеля и послушать его жужжание. Доминирующим детским вопросом становится «почему?», недаром дошкольников называют «почемучками». Почему трава зелёная? Почему ветер дует? Откуда берутся солнечные зайчики? Множество подобных вопросов ежедневно обрушивают малыши на оказавшихся под рукой взрослых и на меня в том числе. Появляется потребность запомнить, как можно больше причин и следствий, действующих в окружающем мире. Опыт работы показывает, что исследование доступно детям раннего и младшего дошкольного возраста. Ребёнок всё старается увидеть, услышать, попробовать на вкус, понюхать, потрогать, разобрать. Удержать его практически невозможно, без этого он начинает страдать. Поисковая деятельность ребёнка, не подпитываемая извне, угаснет.

    При правильной организации работы у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, а педагог уже не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью.  Но и в этом случае следует сначала при помощи наводящих вопросов направить действия детей в нужное направление, а не давать готовых решений.

     При проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения.

     Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и т.п.). Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы. Составлять развернутый рассказ об увиденном. Воспитатель должен задавать вопросы, стимулирующие развитие логического мышления.

Ведущая идея состоит в активизации интереса, формировании навыков и умений детей в познавательной деятельности на основе проектного подхода в системе работы детского сада.

     Как показала практика, метод проектов также очень актуален и эффективен в исследовательской деятельности. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, мы стараемся создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.

     Дошкольники учатся договариваться, прислушиваться к идеям своих товарищей, приходить к единому мнению при решении задач. Уровень умений детей составлять коллективные рассказы, создавать коллективные работы, договариваться с партнерами, объединяться в группы значительно вырос за период проектной деятельности. Дошкольники без затруднений вступают в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками; объединяются в группы для совместной деятельности; переживают за продукт деятельности всего коллектива.

    Также работа   строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Совместно обсудив план - проект и нацелившись на дальнейшую работу, родители становятся активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач.

   Выстраивание отношений с родителями по принципам взаимосвязи, взаимопонимания, позволяет создать максимальные условия для личностного роста и развития ребенка. Я считаю, что становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи.  Главными учителями, конечно, выступают родители.  Родители, грамотные и   заинтересованные   во всестороннем развитии ребенка. Родители, действующие в тесном тандеме с воспитателем. Только вместе мы способны поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, не дать ей "заглохнуть», и развить его познавательные интересы.

      Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

      Я люблю заниматься исследовательской деятельностью со своими  

дошколятами. Ведь так здорово видеть, когда дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. А мне, как педагогу – это приятно вдвойне. У меня всё есть для исследовательской работы: моя мини лаборатория, которую я собирала по крупицам и огромное желание, сделать нашу жизнь в группе немного интереснее и загадочнее.  Ведь должны же дети верить в чудеса!!!

"Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал". Сухомлинский В.А.

Сохранить, поддержать, развить любознательность, склонность к экспериментированию – и есть моя наиважнейшая задача.

    В старшей и подготовительной группе круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

В старшем возрасте по моим наблюдениям экспериментирование осознанное. Дети осознают, что всё можно узнать самостоятельно, и осмысленно пользуются этим для приобретения новых знаний. У них появляются новые способы познания.

В ходе накопления опыта я убедилась, что экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности детей:

- с математикой (используются параметры величины, счёт, логика, мерки и измерительные приборы); - с изобразительной деятельностью (лепка из глины, рисование по сырому песку, выдувание клякс из трубочек, работа с тканью, клеем, бумагой);

- с литературой (чтение познавательных книг: «Почемучка», «Детская энциклопедия)»-отвечать на вопросы, описывать эксперименты, сочинять сказки, формулировать выводы);

- с кулинарией (экспериментирование с мукой, солью)-с социальной- коммуникативной деятельностью (умение договариваться, подбирать необходимый материал к мини – выставкам, проявлять себя);

- с игровой (игры с песком, снегом, водой).

В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Дети сами выбирают себе занятие по интересам. Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, стараются сами сделать какие- то выводы, в общем, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям. Открывают новые ощущения вместе со мной, с воспитателем. Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в результате исследовательской деятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды деятельности и повышают познавательную активность детей. А значит, это достижение и моего результата. Значит и я, живя сегодня в настоящем, делаю вклад в наше будущее.

«… Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера». 

(А. Шапиро.)

      Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. Используя экспериментирование и проектную деятельность при решении проблемы познавательного - исследовательского развития детей дошкольного возраста, мы стараемся обеспечивать стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников в соответствие с ФГОС.

ЛИТЕРАТУРА: Изучены работы по данному вопросу таких ведущих авторов: А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, И.Э. Куликовская , Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьева, Н.А.Рыжова, интернет сайты.