Консультация для родителей "Лепим с ребенком из пластилина"

Смердина Елена Михайловна

“Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”.

В.А.Сухоминский

 

Лепка – одно из древнейших видов искусства, который направлен на придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, и друг.) с помощью рук и вспомогательных инструментов.

Лепка является художественным средством  для эстетического воспитания детей дошкольного возраста. 

Во время лепки у детей формируются такие личностные качества, как инициативность, пытливость, самостоятельность, целенаправленность, сосредоточенность. Проявляется произвольность поведения - способность действовать по собственной инициативе, сознательно подчинять свои действия правилу; ориентироваться на заданную систему требований; внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; самостоятельно выполнять требуемое задание по заданному образцу; доводить дело до конца.

Детская лепка имеет еще и общественную направленность (отражение явлений общественной жизни, посильное участие в общественной жизни). Ребенок изготавливает поделку не только для себя, но и для окружающих его людей.

 Лепка из пластилина – это увлекательная и полезная гимнастика для пальцев и кистей. 

В процессе манипуляций с материалами для лепки идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка.
Пластилин, по сравнению с другими материалами, достаточно мягкий, пластичный, водонепроницаемый, его части легко соединяются между собой. 

Во время лепки дети:

  • учатся правильно соотносить размеры и формы, соблюдать пропорции предметов;
  • изучают цветовые оттенки, придумывают новые решения;
    развивают мелкую моторику пальцев рук;
  •  закрепляют знания об окружающем мире.
    В ходе творческого процесса у детей развивается воображение, фантазия, внимание, мышление. А если малыш «творит» вместе с мамой или папой, то он получает позитивный заряд и от полученного результата, и от совместного творчества.

Материал для лепки.

Существует широкий выбор всевозможных материалов для лепки. Разные виды глины и пластики, соленое тесто, воск и вощина, гипс. Для лепки с детьми самым подходящим материалом является пластилин, так как он мягок, пластичен, имеет много цветов и его можно использовать многократно.

Существует несколько разновидностей пластилина:

· Обычный детский пластилин на глиняной и восковой основе. Лучше всего подходит для работы с маленькими детьми, так как входящий в состав пластилина воск делает массу податливой, она легко разминается детскими пальчиками.

·Флуоресцентный пластилин. Обладает яркими, насыщенными красками. Такой пластилин хорошо отталкивает воду и светится в темноте.

 ·Шариковый пластилин. Состоится из множества маленьких шариков, которые соединены между собой безвредной клейкой массой.

· Плавающий пластилин. Это вид пластилина не тонет в воде, не высыхает, пригоден для многократного использования. Из него можно сделать кораблики, морских обитателей и т.д.

·Умный пластилин. Этот вид пластилина уникален тем, что принимает любую форму и меняет свое состояние в результате кинетического воздействия. Его можно мять, резать, растягивать.

·Скульптурный пластилин. Обладает прекрасными пластическими качествами. Подходит для выполнения проработки отдельных деталей. По своей структуре он тверже, чем обычный пластилин, поэтому не очень подходит для работы с маленькими детьми, так как для них проблематично размять кусок такого пластилина.

 

Как и что лепить с малышом.

Выбор цвета.

Начните с выбора цвета пластилина: предложите малышу выбрать, например, из двух цветов. Дайте ребенку возможность самому выбрать, не выбирайте сами за него -  ваши предпочтения могут сильно расходиться.

Разминка.

Когда цвет выбран, то не ждите, что малыш сам начнет что-то лепить. Разомните пластилин руками: ребенок пусть разминает свой брусочек, а вы – свой. После разминки можно приступить непосредственно к лепке.

Для первого занятия выполнение простейших манипуляций будет достаточно для того, чтобы заинтересовать ребенка. Постепенно можно освоить разнообразные приемы и виды лепки.

Приемы лепки:

отщипывание – отделение большим и указательным пальцами небольшого кусочка от одного крупного;

разминание – надавливание пальцами или рукой;

сплющивание – сжатие материала и придание ему плоской формы.

скатывание - создание формы шара круговыми движениями ладони; раскатывание – формирование „колбасок” ладонями; сглаживание – придание округлости форме;

вдавливание – нажатием большого или указательного пальца делается углубление;

 заострение – придание острого конца при помощи прижимания пальцами со всех сторон;

 прищипывание – оттягивание и заострение одного края; соединение – скрепление деталей друг с другом.

Основные виды лепки:

Скульптурный вид заключается в том, что изделие лепится из цельного куска. Этот метод считается более сложным, поскольку необходимо представление о пропорциях и форме. Чтобы создать поделку, дети используют такие приемы, как оттягивание, удлинение, прищипывание, сглаживание.

Конструктивный вид - когда работа создается из отдельных частей. Дети начинают с самой крупной, постепенно изготавливая все более мелкие. Когда все детали подготовлены, остается их соединить между собой. Благодаря конструктивному виду лепки можно легко сравнить элементы по форме и величине, например, туловище животного крупнее, а хвост – значительно меньше.

Комбинированный вид включает оба вышеназванных способа. Часть фигурки вылепливается из целого куска, например, ноги и туловище человека. Остальные части создаются отдельно и прикрепляются к основе.

В лепке из детского пластилина можно (и нужно) использовать другие материалы: горох, фасоль, гречку, макароны разной формы и цвета, пуговицы и т.д. Раскатайте из пластилина лепешки и предложите ребенку прилеплять на них мелкие предметы (это очень полезно для развития мелкой моторики детской ручки). Следите, чтобы все эти замечательные предметы отправлялись в пластилин, а не в рот!

Главное, чтобы ребенок получал удовольствие от процесса. Обязательно хвалите ребенка и устройте в квартире выставку его работ, пусть умение лепить из пластилина станет для ребенка одним из любимых и желанных занятий.