Рубрика "Вопрос-ответ" Вопрос?: "Зачем читать ребёнку одну и ту же книгу несколько раз?"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:
"ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ РЕБЁНКУ ОДНУ И ТУ ЖЕ КНИГУ НЕСКОЛЬКО РАЗ?"
Родители часто спрашивают у меня? Нормально ли то, что ребёнок просит прочить сказку, которую уже читали ему много-много раз, позавчера, вчера, неделю назад...!? Зачем читать ребёнку одну и ту же сказку? И все равно дети твердят: «Мама, почитай мне «Колобка»… В сотый раз… "Бабушка, ну прочти, пожалуйста мне Простоквашино!"… Ну кто же не слышал эти просьбы почитать любимую деткину книгу снова и снова?
Если ваш ребенок просит прочесть одну и ту же книгу снова и снова – это очень хорошо. Это говорит о том, что именно эта книга нашла отклик где-то в душе крохи и полностью соответствует его нынешнему эмоциональному состоянию, так сказать, вошла в резонанс с ребенком.
Это также свидетельствует о том, что книга полностью понята и принята ребенком, что не осталось невыясненных или недопонятых моментов, пугающих или отталкивающих элементов. Наверняка, у вас есть любимые книги или кинофильмы, которые вы читали или смотрели по сто раз и готовы это повторить ещё столько же. Так почему же мы не хотим признавать за свои малышом права на то же самое?
Тот факт, что ребенок знает наперёд, чем история закончится, формирует в его сознании уверенность в будущем и в его положительном результате, то есть он будет уверен, что несмотря ни на какие трудности, всё будет хорошо.
Кто поспорит с тем, что оптимистом быть веселее и продуктивнее, чем пессимистом? Таким образом, проигрывая один и тот же сценарий по несколько раз, ребенок прочно усваивает мысль, что безвыходных ситуаций не бывает и что, даже если тебя съели – у тебя все равно остается два выхода…
Когда вы читаете ребенку сказку – он находится в мире своих фантазий, сопереживает герою, проигрывает эмоционально все его приключения, то есть испытывает массу эмоций, каждый раз эти эмоции становятся более совершенными.
Не забывайте, что нервная система детей ещё не до конца сформировалась и ему нужно гораздо больше времени, чтобы «оформить» и принять свои чувства, эмоции. Так, по кирпичику складывая свои чувства к героям любимой сказки, ребенок получит в свою «жизненную копилочку» несколько сформированных эмоций.
Используйте повторное чтение для развития речи детей. Во-первых, постоянное повторение одних и тех же слов отлично пополняет словарный запас детей, а во-вторых, читая книгу каждый раз по-разному, вы способствуете развитию более качественной речи ребенка как таковой.
Что значит «по-разному»? После того как вы прочли книгу с выражением пару раз и убедились, что смысл полностью понят ребёнком, читайте эту же сказку немного быстрее, затем ещё быстрее и т.д., доходя до темпа скороговорки – так вы научите ребенка воспринимать информацию на слух и в разных вариациях.
Ещё один способ работы с книгой – это периодически останавливаться и спрашивать ребёнка о том, что будет дальше. Это не только отличный способ отработки практических навыков разговорной речи, но и тренировка памяти.
Используйте повторное чтение для развития воображения и творческого мышления ребёнка. Дочитав до определённого момента, попросите ребёнка придумать продолжение. Сочиняйте вместе с ним свою сказку. Причём этот способ можно с успехом применять несколько раз: сначала пусть ребенок придумает другой конец, затем остановите чтение чуть раньше и придумайте немного больше и т.д.
Возможно, ребёнку понравится эта игра и он станет сочинять свою сказку уже после слов «Жили-были…». Ну и конечно, уже знакомый вам способ работы с книгой – это обсуждение картинок. Пусть ребенок расскажет, что или кто нарисован, что он делает, к какому эпизоду сказки относится эта иллюстрация. Картинки можно также использовать для сочинения своей сказки.