Методическая разработка по мордовскому языку

Хохлина Оксана Ивановна

Методическая разработка по мордовскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_mordovskiy.docx259.77 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №94»

 

Драматизация

    мордовской народной сказки

    «Как собака друга искала»

                    (подготовительная к школе группа)

                                                      Автор: О. И. Хохлина, воспитатель

                                     первой квалификационной категории

        

Интеграция образовательных областей:«Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».

        Программное содержание:

  • развивать творческие способности детей с помощью

драматизации;

  • развивать диалогическую речь;
  • побуждать детей к активному участию в театрализации;
  • учить сочетать движение и речь;
  • воспитывать партнерские отношения.

Материалы и оборудования:костюмы для детей: собака, лиса, уж, медведь, зайка, рубашка мордовская, платье мордовское.

        Предварительная работа: чтение мордовской народной сказки  «Как собака друга искала», беседа, рассматривание иллюстраций к сказке, распределение ролей и разучивание слов, подборка костюмов, разучивание подвижной игры «В зайчиков».

Ход организованной образовательной деятельности детей

Под мордовскую песню входит девушка Катюша в мордовском национальном костюме.

Катюша:Шумбратада! Здравствуйте, дети!

Дети:Шумбратада!

Воспитатель: Дети, а вы знаете, кто к нам сегодня пришёл в гости?

Дети: Нет.

Воспитатель: К нам сегодня в гости пришла Катюша и она – сказочница.

Катюша: Правильно, я – сказочница, знаю много сказок, и сегодня я пришла рассказать вам одну из моих любимых сказок. Но для начала, я хотела бы с вами немножко поиграть в мордовскую подвижную игру «В зайчиков» (Приложение 1).

Катюша: Молодцы ребята, хорошо мы поиграли с вами, а теперь давайте послушаем мордовскую народную сказку «Как собака друга искала».

Катюша: Давным-давно в лесу жила собака. Одна-оденёшенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Встретила собака в лесу зайца и говорит ему.

Собака: Давай, зайка с тобой дружить, вместе жить!

Зайка: Давай.

Катюша: Вечером нашли они себе местечко для ночлега  и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь (пищит мышка), собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко! Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.

Заяц: Зачем лаешь? Вот услышит волк, придёт сюда и нас съест!

Собака: Неважный ты друг, раз волка боишься.

Катюша: Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит.

Собака: Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!

        Волк: Что ж, вдвоем веселее будет.

        Катюша: Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала (квакает лягушка), собака услышала да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку.

        Волк: Ах ты, такая-разэдакая! Услышит медведь твой лай, придёт сюда и разорвёт нас.

        Собака: И ты боишься, уж лучше мне подружится с медведем,

        Катюша: Пошла собака к медведю.

        Собака: Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!

        Медведь: Ладно, пошли ко мне в берлогу.

        Катюша: А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку.

        Медведь: Перестань! Придёт человек, шкуры с нас снимет.

        Собака: Ну и дела и ты оказался трусливым.

        Катюша: Сбежала она от медведя и пошла к человеку.

        Собака: Человек, давай дружить, вместе жить!

        Катюша: Согласился человек, накормил собаку, тёплую конуру ей построил возле избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает её за это – спасибо говорит. С тех пор собака и человек живут вместе.

        Катюша: На этом наша сказка подошла к концу! Спасибо, сюкпря! За  ваши улыбки! Обязательно приду к вам ещё раз, чтобы рассказать новую сказку, а какую – это будет секрет! До свидания!

        Дети: До свидания!

Список использованной литературы

  1. Бурляева О.В., Карпушкина Л.П., Киркина Е.Н. и др. «Мы в Мордовии живём». Примерный региональный модуль программы дошкольного образования, 2013, МордГПИ, г. Саранск;
  2. Брыжинский В.С. Сияньрисьминет – Серебрянныецепочки.Эрзянские и мокшанские народные игры и хороводы. – Саранск: Морд.кн.изд-во, 2002;
  3. Валдоня: программа и методические рекомендации: для ДОУ РМ/М-во образования РМ. – Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2001;
  4. Как собака друга искала: Мордовская народная сказка. – М.: ОЛМА-ПРЕСС ЭКСЛИБРИС, 2003. – 8с.: ил. – (Моя любимая книжка);
  5. Карпушкина Л.П., Ерошкина О.С. Хрестоматия к программе «Валдоня». – Саранск: тип. «Рузаевский печатник», 2007;
  6. Лаврентьева С.Г. Мордовские песни для детей. Саранск, 2002.

Приложение 1

Мордовская народная игра «В зайчиков»

Задачи:

  • продолжать развивать у детей самостоятельность в организации знакомых мордовских народных игр;
  • учить выполнять правила и нормы поведения в игре;
  • справедливо оценивать в игре свои результаты и результаты товарищей;
  • развивать инициативу, организаторские и творческие способности.

Ход игры

«В зайчиков» играют весной, летом и осенью мальчики и девочки вместе. Один игрок становится «собачкой», остальные – «зайчиками». «Собачка» отходит в сторону за условленную черту, а «зайчики» разбегаются по всей площадке. «Собачка» начинает ловить «зайчиков», а они при её приближении садятся на корточки. Пока «зайчики» сидят, их ловить нельзя. Как только они начинают бегать, «собачка» устремляется за ними. Кого «собачка» поймает, тот тоже начинает ловить «зайчиков». Когда все «зайцы» будут пойманы, игра начинается с начала.

Правила игра.Чтобы дети не путали «собачек» и «зайцев», нужно ребёнку, кто стал «собачкой» крикнуть: «Я тоже собачка». Или водящий говорит, что тот или та стали «собачками»