Интегрированное занятие по теме»Рыбы… Какие они?»
Интегрированное занятие по теме»Рыбы… Какие они?»
Исследовательница дошкольного детства Н. Гавриш в своей книге «Современное занятие» приводит детальный анализ процесса интеграции современного занятия. Она считает, что целью интегрированных занятий является изучение темы, которое проводится с разных сторон.
И действительно, интегрированные занятия для детей очень эффективны:
∙ Во-первых, основой занятия является тема (в нашем случае тема «рыбы»), которая рассматривается со всех сторон, в разном ракурсе;
∙ Во-вторых, на каждом этапе занятия даются задания – дидактические игры, которые раскрывают тему более глубоко;
∙ В-третьих, разнообразное использование приемов и средств активизации детей;
∙ В-четвертых, систематизируются знания по данной теме.
Каждый день такие занятия не проводятся, т.к. они требуют особой подготовки педагога и сформированного запаса знаний детей по изученной теме. Поэтому специалистами ДОУ был разработан план взаимодействия на учебный год, содержанием которого стали интегрированные занятия: логопед-инструктор по физкультуре (комплексные занятия), логопед-преподаватель по изо деятельности (интегрированные занятия), логопед-музыкальный руководитель(занятия по логоритмике).По плану темой интегрированного занятия были «РЫБЫ». В структуру занятия входило взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и преподавателя по изо деятельности.
Лексическая тема «рыбы» (морские, речные и аквариумные) достаточно сложна для детского восприятия множеством новых названий слов (морской ёж, медуза, каракатица, налим, окунь, ёрш, скалярия, меченосец, гуппи), новыми понятиями о жизнедеятельности водных обитателей, о схеме их строения.
Мотивом к содержанию темы был призыв о помощи от Золотой рыбки, которая не могла попасть домой в аквариум. Но если этот сложный материал предложить детям в игровой форме: в д/играх «Угадай, кто я?» «Что было, а что будет?», «Кто чьим обедом может стать?»; в форме исследовательского эксперимента «Чем рыбы дышат?», «Смог бы я стать рыбой?»; в экологической игре «Рассели водных обитателей»: море, река, аквариум, то результат получился отличным!
Дети установили логическую последовательность событий от икринки до взрослой рыбы, определили друзей и врагов, поиграли воздушными пузырьками, сделав вывод, что в воде есть воздух, из отдельных элементов собрали общую схему строения рыб. А главное - ребята помогли Золотой рыбке найти ее дом! А чтобы этой «красавице» не было скучно одной в аквариуме, дошкольники «запустили» (нарисовали) много аквариумных рыбок – подруг для Золотой рыбки.
Ребята узнали много нового, пополнили свой детский опыт. Тема была рассмотрена со всех сторон, раскрыты основные свойства и особенности рыб.
Проведение интегрированных и комплексных занятий предоставляет широкие возможности относительно использования разнообразной наглядности на занятиях. На следующих занятиях и в свободной деятельности по рисункам детей можно будет составлять рассказы или загадки.