Интегрированное занятие по теме»Рыбы… Какие они?»

Лубяко Людмила Васильевна

Интегрированное занятие по теме»Рыбы… Какие они?»

Исследовательница дошкольного детства Н. Гавриш в своей книге «Современное занятие» приводит детальный анализ процесса интеграции современного занятия. Она  считает, что целью интегрированных занятий является изучение темы, которое  проводится с разных сторон.

   И действительно, интегрированные занятия для детей очень эффективны:

∙   Во-первых, основой занятия является тема  (в нашем случае тема «рыбы»), которая рассматривается со всех сторон, в разном  ракурсе;

∙   Во-вторых, на каждом этапе занятия даются задания – дидактические игры, которые раскрывают тему более глубоко;

∙   В-третьих, разнообразное использование приемов и средств активизации детей;

∙   В-четвертых, систематизируются знания по данной теме.

   Каждый день такие занятия не проводятся, т.к. они требуют особой подготовки педагога и сформированного запаса знаний детей по изученной теме. Поэтому специалистами ДОУ был разработан план взаимодействия на учебный год, содержанием которого стали интегрированные занятия: логопед-инструктор по физкультуре (комплексные занятия),  логопед-преподаватель по изо деятельности (интегрированные занятия),  логопед-музыкальный руководитель(занятия по логоритмике).По плану темой интегрированного занятия были «РЫБЫ». В структуру занятия входило  взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и преподавателя по изо деятельности.

   Лексическая тема «рыбы» (морские, речные и аквариумные) достаточно сложна для детского восприятия множеством новых названий слов (морской ёж, медуза, каракатица, налим, окунь, ёрш, скалярия, меченосец, гуппи),  новыми понятиями о жизнедеятельности водных обитателей, о схеме их строения. 

   Мотивом к содержанию темы был призыв о помощи от Золотой рыбки, которая не могла попасть домой в аквариум. Но если этот сложный материал предложить детям в игровой форме: в   д/играх  «Угадай, кто я?»  «Что было, а что будет?»,  «Кто чьим обедом может стать?»; в форме исследовательского эксперимента  «Чем рыбы дышат?»,  «Смог бы я стать рыбой?»; в экологической  игре «Рассели водных обитателей»: море, река, аквариум, то результат получился отличным! 

   Дети установили логическую последовательность событий от икринки до взрослой рыбы, определили друзей и врагов, поиграли воздушными пузырьками, сделав вывод, что в воде есть воздух, из отдельных элементов собрали  общую схему строения рыб. А главное -  ребята помогли Золотой рыбке найти ее дом! А чтобы этой «красавице»  не было скучно одной в аквариуме,   дошкольники «запустили»   (нарисовали) много аквариумных рыбок – подруг для Золотой рыбки.

   Ребята узнали много  нового, пополнили свой детский опыт. Тема   была рассмотрена со всех сторон, раскрыты основные свойства и особенности рыб.

   Проведение интегрированных и комплексных занятий предоставляет широкие возможности относительно использования разнообразной наглядности на занятиях. На следующих занятиях и в свободной деятельности по рисункам детей можно будет составлять рассказы или загадки.