Ротацизм.
Недостатки произношения звуков Р – Рь (Ротацизм и параротацизм).
Ротацизм – это недостаток (замена) произношения звука Р.
Артикуляция звука Р.
Между верхними и нижними зубами небольшое расстояние.
Язык в форме ложечки (чашечки). Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, а передний край языка поднят к альвеолам (бугорочку за верхними зубами) и «дрожит» под напором выдыхаемого воздуха.
Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос.
Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Мягкий звук отличается от твердого тем, что спинка языка поднята к небу и немного перемещается вперед.
Горловое произношение звука Р.
«Дрожит» не кончик языка.
Велярный звук - корень языка сближается с нижним краем мягкого неба.
Увулярный звук – вибрирует маленький язычок.
Двугубный звук Р.
«Кучерское» произношение (вибрация обеих губ).
Звук Р без вибрации с помощью образования двугубной щели (напоминает звук w).
Боковое произношение звука Р.
Вибрация присутствует, но место передвигается.
- Поднятая спинка языка и небо (рл)
- Кончик языка или один из боковых краев языка (щечный звук Р)
- Язык и верхняя губа (вибрация грубая и проскальзывает звук П)
- Кончик языка или один из боковых краев языка с небом правее или левее средней линии (звук Р несколько смягченный).
Носовой звук.
Смычка корневой части языка с мягким небом (похоже на сочетание звуков НГ).
Одноударный звук Р.
Отсутствует вибрация.
Глухое произношение звука Р.
Артикуляция чаще всего близка к норме.
Параротацизм.
У дошкольников чаще всего замена звука Р на Л. Когда замена Р на Й, Р на В, Р на Г изменяется и место произношения: Й – среднеязычный, В – губно-зубной, Г – заднеязычный.
Приемы постановки звуков.
В легких случаях по подражанию.
- Язык всей плоскостью присасывается к небу (упражнение «Грибок» и одновременно через нос вдыхается воздух, который затем быстрой и сильной струей выдувается на «прилипший» к небу язык.
- Постановка от звука Д (упражнение «Барабанщик» или «Дятел»).
- Чередующееся произношение звуков Т и Д в сочетаниях ТД, ТД, ТДДД. Ребенка просят сильно подуть на кончик языка.
- Упражнение «Болтушка». Высунутый широкий язык на звуке А быстро болтается сначала между губами, затем между зубами и, наконец за альвеолами.
- Фрикативный звук ставится от звука Ж.
Звук Рь.
Требуется более низкое положение кончика языка (у верхнего края зубов). Работу следует начать одновременно с твердым звуком Р.
Артикуляционные упражнения для постановки звука Р.
1. «Маляр».
Язык, как кисточка моя,
И ею небо крашу я.
Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо («потолок»), делая движения языком вперед-назад. Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык («кисточка»).
2. «Барабанщик».
За зубами в бугорок
Бьет широкий язычок.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчетливо и многократно повторяя: «д-д-д». Темп убыстряется постепенно.
Вариант 1.
Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («колокольчик»).
Вариант 2.
Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»).
3. «Лошадка».
Рот широко открываю,
К небу язык прижимаю.
Прыгает вниз язычок,
И раздается щелчок.
Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»). Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»). Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.
4. «Грибок».
Широко открою рот,
Будто щелкну я вот-вот.
Присосу язык на небо,
Челюсть вниз и вся учеба.
Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5 – 10 секунд.
5. «Гармошка».
Присосу язык на небо,
А теперь смотрите в оба:
Ходит челюсть вверх и вниз –
У нее такой круиз.
Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот все шире и долье удерживать язык в верхнем положении.