Сообщения из опыта работы по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста

               Сообщения из опыта работы  по социально-нравственному воспитанию

детей дошкольного возраста

   Социально-нравственное воспитание  - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить.

   Значение понятия «социально-нравственное воспитание» охватывает широкий спектр сфер - социально все, что касается человека, живущего в обществе.

Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства, привычки и культура поведения.

Современные дети все больше становятся «другими»: стремительный информационный век имеет свои пороки в социально - нравственном воспитании детей. Они не всегда умеют общаться друг с другом, держать ответ за свои проступки, требуют повышенного внимания к себе, нарушают установленные правила поведения в социальном мире.

Я считаю, причиной этому может быть недостаточная работа с детьми в области социально-нравственного воспитания.

Поэтому на современном этапе развития образования эта проблема, является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.

Воспитатель для ребенка – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе.

          2. Для достижения этой цели перед нами, педагогами поставлены следующие задачи:

 - воспитывать у детей нравственные качества и культуру поведения в общении со сверстниками и взрослыми, дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное  отношение  к окружающим;

- развивать нравственное сознание (справедливо оценивать свои поступки и поступки других людей, умение управлять своими эмоциями)

 - воспитывать у детей гуманные чувства (умение сочувствовать и понимать другого, доброту, внимание, вежливость, честность, справедливость, отзывчивость, заботу и уважение к старшим, общительность);

- развивать представления о правилах поведения в общественных местах, в природе, об обязанностях в группе детского сада и дома;

- развивать   стремление  выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;

- обогащать словарь детей вежливыми словами;

- побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки.)

- приобщать детей к истокам народной культуры, традициям;

-повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу формирования нравственных качеств личности ребенка.

3. Отсюда следуют основные формы взаимодействия с детьми:


— знакомство с произведениями литературы, художественная продуктивная деятельность, сюжеты которых отражают нравственные проблемы;
— нравственно-этические беседы, практические задания, упражнения;
— сочинение историй, сказок, театрализованная деятельность;
— наблюдение, игровое проектирование проблемных ситуаций, образец, объяснение;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        ---    прослушивание музыкальных произведений и т.д.

Возможности обучения значительно возрастут, если применять интегрированные занятия или использовать примеры из жизни самих ребят. Необходимо включать малышей в разнообразные виды деятельности, в которых они приобретают конкретный опыт моральных поступков и отношений.

4.

Работу по воспитанию  социально нравственных качеств у дошкольников мы начали с создания в группе развивающей  - предметной среды.

Расположение игровых центров организованы        таким образом, чтобы детям было  комфортно, удобно играть. Есть развивающие зоны (уголки по интересам).  Игрушки разместили в определенном порядке по видам игровой деятельности. Познакомили детей с местом хранения игрушек. Способ хранения целесообразный и доступный детям: ребенку удобно достать и убрать игрушку после игры.  

Для работы с детьми пополнили методическую копилку: настольно – печатные игры, дидактические игры по нравственному воспитанию, подборка стихотворений пословиц, поговорок, загадок, художественная литература по теме, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие определенные ситуации.

В нашей группе есть дети застенчивые, агрессивные, замкнутые, социально неуверенные, и каждому нужно помочь найти «тропинку» к преодолению своего комплекса. Поэтому свою работу в группе мы начинаем  с разнообразного  утреннего приема детей, встречаем  детей с улыбкой, стараемся   увлечь в интересную беседу, выслушиваем  каждого ребенка, учим  не перебивать рассказчика, а уметь терпеливо выслушать и по необходимости продолжить беседу.  Стараемся  увлечь ребенка играми, книгой или познавательными рассказами, из которых они узнают много нового, интересного, непознанного.  

В  группе планомерно и систематически (ежеминутно) проводим образовательную деятельность по социально - нравственному  воспитанию детей. Реализуем через НОД, совместная деятельность воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности детей, работу с родителями.

У детей группы имеются представления о нравственных качествах, но они неточные. По картинкам определяют «хорошо» и «плохо», но сами часто поступают безнравственно. Есть дети, которые не  умеет жалеть, сочувствовать, поддержать, поделиться.

Результаты наблюдений помогли нам выстроить дальнейшую работу по этой проблеме.

 Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Можно сказать, что социально-нравственное воспитание у малышей начинается с вопросов: «Что такое хорошо? Что такое плохо?»

Так как в  организованной образовательной деятельности дети знакомятся  с правилами поведения и общения, следовательно, нами были проведены  в ООД  занятия «Поможем отремонтировать машину»,  «Грустный и веселый», «Нарисуй свою улыбку», «Улыбнемся друг другу»,  «Помоги товарищу»,  «Покормите птиц»,  «Дружба начинается с улыбки» и др. рождения у куклы Даши» .

1. Беседа. Побуждает их думать и говорить, оценивать поступки своих    сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя,  что хорошо, а что плохо. «Например «Мои добрые поступки», «Я и мои друзья» , «Мы не будем злиться», «Как вести себя в театре»,  «Над чужой бедой не смейся», «Помоги другу» и т.д.

На занятиях по Х.Т. постоянно просим детей, помочь тому, кто не справился с заданием. Дети с удовольствием помогают. Помощь от детей проявляется самостоятельно, уже не по просьбе взрослого.

С  младшей группы  учим детей правилам вежливого поведения:  т.е.  придя в сад здороваться со взрослыми, со сверстниками,  уходя из детского сада прощаться, благодарить за помощь.

Тихо разговаривать, не бегать по группе. Не ломать игрушки, умению просить их у друга и делиться ими  с товарищами, использовать «волшебные слова».

5.  У нас в группе создан Центр нравственного воспитания и эмоционального настроения.

6. Для воспитания положительных эмоций в своей работе мы используем  художественное слово: это пословицы и поговорки о поведении, загадки о волшебных словах.

7.  В Центре имеются картотеки «Пословицы и поговорки», «Загадки про вежливые слова», «Дневник настроения и добрых дел», дидактические игры по названной тематике.

8. Книжный уголок.        Знакомим  с произведениями. Чтение и анализ художественных произведений незаменим в социально-нравственном воспитании ребѐнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои  собственные.

 В. Маяковский «Что такое «хорошо» и что такое «плохо?»

 К. Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр»

А. Барто «Вовка -добрая душа»

С. Михалков «Два барана»

А. Барто «Помощница»

О труде в жизни людей

К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

С. Маршак "Пожар", "Почта"

 С Михалкова «Дядя Стёпа», «А что у вас?».

 В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом».

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Книга - это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка - особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.                                                                                                                                                                    

 Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

9. Своим чудесным содержанием сказка всегда зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, призывает бороться за справедливость, добро, гуманизм. В сказке много пословиц и поговорок очень метких и поучительных: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и др. все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания детей дошкольного возраста.

Таким образом, первый воспитательный аспект сказки – это ее содержание. Ребенку можно просто рассказывать сказку, комментируя важные в воспитательном отношении идеи. Прочитав сказку, мы привлекают детей к инсценировке сказок, к участию в игровой деятельности, имитирующей взаимоотношения между ее героями. Детьми инсценируются и исполняются сказки: «Курочка рябя», «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят» и др.

 

10. Театрализованная деятельность .

Уже с младших групп мы  знакомим детей со сказками и конечно же их обыгрываем (кук.театр, настольный театр, пальчиковый и т.д.)

11. В  группе есть театрализованный уголок, где дети самостоятельно могут взять тот или иной театр по сказкам «Репка», «Теремок», «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят» и т.д.

Посещаем и иногородние кукольные театры.

Театрализованная  деятельность  позволяет  формировать  опыт  социальных навыков, навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение  или  сказка  для  детей  дошкольного  возраста  всегда  имеют  нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Использование театрализованного творчества, позволяет воспитывать у дошкольников отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширять и углублять знания об окружающем мире. Занятия  театрализованной  деятельностью  не  только  знакомят  детей  с  миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют  мышление,  воображение,  а  главное  помогают  и готовят к  адаптации ребенка в коллектив; формированием навыков взаимного общения, коллективной работы.

Читая и играя в народные сказки, которые учат видеть добро и зло, дети знакомятся и с традициями своего народа. В настоящее время, в эпоху стремительно изменяющегося мира, в период, когда былые духовные ценности теряют свою актуальность, и все больше в наше сознание проникает  «инородная» культура и происходит подмена человеческих качеств: доброты, уважения, терпимости, соучастия.

 

12. Старинная мудрость напоминает нам:

«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

 Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Огромную роль в приобщении к истокам народной культуры играет знакомство с поэтическим, музыкальным, народным творчеством, с декоративно-прикладным искусством.

Очень сложно строить будущее, не зная прошлого. Именно поэтому  нами уделяется внимание формированию любви к традициям и обычаям родного края.

 13. В игровой, занимательной  форме даем детям краеведческие сведения о родном городе,  его достопримечательностях, знаменитых земляках. В группе мы играем в башкирские игры в частности «Юрта»,р.и.  «Гори, гори ясно»

Знакомим с праздниками русского народа, это Масленница, Пасха.

На занятии мы украшали фартук башкирским орнаментом, знакомя с Пасхой, украшали яйца.

Выполняли совместную газету «Хоровод дружбы», дали детям понятие, что у нас многонациональная республика и мы все живем  в дружбе и в уважении друг к другу.

Родина – это край, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом,  и деревце под окном, и пение птички, и журчание родника, и родная речь. Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями, о том, что им близко и дорого, оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и с ближайшим окружением.

Реализуя воспитательный процесс в ознакомлении с родным краем, в группе есть альбомы о Мелеузе, о республике Башкортостан, есть государственные символы республики и страны (герб, флаг, иллюстрации столиц и т.д.)

 

   14. Как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, народным традициям и обычаям своей семьи, гордость за свою малую Родину, патриотизм? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен и поколений,  вернуть утраченные когда-то ценности.

Проведен праздник к 23 февраля. День Защитника Отечества. Была проведена предварительная работа: объясняли детям, кто защищает нашу Родину и от кого. Кто такие защитники Отечества. Сказали, что почетная миссия – это служить в Армии и быть защитником своей страны. Выпускались газеты к Дню матери, к 8 Марта, «Я бабушкин и дедушкин помощник»

 

15. Доброта — это душевное качество человека, которое проявляется в терпимости, отзывчивости, милосердии, стремлении сделать приятное людям: совершать поступки, вызывающие радость, благодарность и другие позитивные эмоции. Доброта – понятие исключительно нравственное. А только нравственное делает человека человеком. Это одна из древнейших моральных категорий, самый главный талант который больше других ценился людьми в разные времена. Это наивысшее благо, абсолютная добродетель, которая приближает к идеалу.

16. Уже стало традицией в «День особенных людей и детей» делать подарки детям группы «Дельфинчики». И наши дети не остаются безучастными в неделе «Доброты».

Каждый год мы принимаем участие в изготовлении подарков. Мы изготавливали вместе с детьми елочные игрушки. Сделали коллективную поделку «Рука помощи» и порадовали детей сладкими призами.

17. Дети очень стараются, сопереживают и конечно с удовольствием идут дарить их особенным деткам.

18. У детей и в группе проявляется чувство доброты. Это уже самостоятельная помощь другу, не по указанию старшего. Они стараются помочь , тем детям, которые не могут застегнуть сандалии, вывернуть колготки…

Самостоятельно проявляют желание помочь помыть игрушки…

    19.   День рождение.

Каждому ребенку мы прививаем чувство коллективизма, доброжелательного и заботливого отношения друг к другу.

20. Широко применяем в своей работе по воспитанию этих качеств. малоподвижные игры «Передай сердечко»,  «Обними и расскажи» в которых раскрываются нравственные качества ребенка.

Например,  в день рождения каждого ребенка,  мы поем поздравление «Каравай.

21. Затем  проводим  игру   «Подарок», дети образуют круг – в середину встает именинник, остальные дети – поздравляющие. Каждый из детей придумывает воображаемый подарок и говорит поздравление с помощью воздушного шарика, который вмещает в себя все поздравления, преподносит его имениннику. Именинник должен  поблагодарить.

 

22. Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Игры - уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми. Игра - это первая школа для ребенка. Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе.

Нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что хорошо, а что плохо.

Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности, а поможет ему в этом – игра.

«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их нравственного здоровья и правильного развития»

23. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе.

Взрослый организует игру и направляет ее – он помогает преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать к усвоению нового.

В процессе игры развиваю у детей самостоятельность, воспитываю любовь к младшим, уважение к старшим, учим играть вместе, дружно, внимательно относиться друг к другу, воспитываю любовь к труду.

Словесные игры

«Позови ласково»         Ребенку предлагают передать игрушку (сердечко)любому сверстнику по желанию, ласково назвав его по имени.

«Волшебный стул»             Один ребенок садится в центре на «волшебный» стул, остальные              говорят о нем добрые ласковые слова, комплименты. Можно погладить, обнять сидящего.

24, 25. . Дидактические игры являются осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно включается.

 

26. Игра имеет полярное влияние на развитие ребенка в зависимости от содержания деятельности: путем игры можно воспитать зверя, а можно - прекрасного человека, нужного обществу. В многочисленных психологических и педагогических исследованиях убедительно доказано, что в русле игры происходит разностороннее развитие ребенка.

27. С одной стороны, игра - самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения. Руководя играми, уделяем внимание воспитанию у детей дружбы, вежливости, умению считаться с коллективом. В нужную минуту мы включаемся в игру, разбираем конфликты.

28.  Воспитание через общение с природой

Природа – источник ощущения прекрасного.   Чувствовать природу человек начинает с колыбели. Важнейшая задача – ввести ребенка в природу, научить видеть, понимать и чувствовать ее красоту.   Эстетическое отношение к природе делает человека лучше и в нравственном отношении, так как человек, наделенный чувством прекрасного, стремиться жить по законом красоты. Кто отдаляется от природы, тот лишается не только многих знаний, но и ощущений прекрасного, наполняющих жизнь счастьем. 

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и значит, что она является источником первых конкретных знаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.   

  Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы.

  Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и   наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний.

 Родители.

Ребенок – великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины и папины  поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения, поэтому работу с детьми мы строим в двух направлениях: формирование представлений о нравственности и духовности и накопление практического опыта.

 Поэтому работу с родителями проводим по  принципу «семья и дошкольное учреждение – единое воспитательно-образовательное пространство» – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания ребенка.  Мы и родители стараемся быть  партнерами в рамках целостного процесса социально-нравственного воспитания ребенка.   В  группе  проводятся  совместные конкурсы детей и родителей (рисунки, поделки, стенгазеты к праздникам, изготовление каких либо атрибутов и т.д.)

 Широко применяем  индивидуальные формы работы с родителями: беседы, консультации,  посещения семей, поручения родителям и т. п. Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, выставки; выставляем  информацию  в  группы.

          Мы считаем, что работа по воспитанию у дошкольников социально-нравственного  воспитания  более эффективна, если она осуществляется в тесном контакте с родителями.

При общей встрече с родителями всегда говорю: «НЕ воспитывайте детей, а воспитывайте себя  – дети  все равно будут похожи на вас. Ибо вы пример ребенку.

«Ребёнок учится тому,  Что видит у себя в дому.    Родители пример ему».

Самым главным показателем результативности нашей работы,  являются слова благодарности, когда  оцениваются положительные и отрицательные поступки, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результата в игре, все это дает нам  знать о том, что маленькие « ростки» нравственности посеяны в душах детей, формирующие сознательные нравственные поступки.

 Воспитание социально-нравственных навыков и привычек – важнейшее звено формирования нравственного поведения и становления личности. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми. И поэтому работу в данном направлении мы будем продолжать.