" ветка мимозы"

Головченко Анна Александровна
 
Совместная деятельность с детьми: мастер - класса
на тему: " Живопись шерстью"
«8 Марта и веточка мимозы»
                                                      
                      
 
                                                Воспитатель: Головченко А.А.
 
 
 
 
 
 
2020г.
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой валяния – «фелтинг», основных этапах работы, технические приемы выполнения выкладывание картин из шерсти. Показать способы развития творчества для наиболее полного раскрытия образа. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость, художественный вкус.
Образовательная область: художественно эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Тема занятия: «8 Марта и веточка мимозы.»
Программное содержание:
1 .Учить из шерсти создавать композицию
 2. Рассказать откуда берется шерсть и познакомить с разновидностями изделий из шерсти в жизни человека.
3. Развивать творческие способности детей и познавательные 
4. Воспитывать аккуратность  , желание делать подарок  любимой маме, бабушке к празднику.
 Словарная работа: войлок, валяние.
Индивидуальная работа на занятии:
Оборудование: шерсть разных цветов, рамка для картины, подносы для материала, аудиозапись, Наглядный материал; валенки, картины из шерсти, варежки. 
Методы и приемы:  словесные -рассказ педагога, художественное слово, пальчиковая гимнастика. Наглядные- презентация, совместная  творческая деятельность, мини выставка изделий из шерсти. 
Организационный момент.   При входе висит плакат с нарисованным деревом, «Деревом чувств», когда ребята входят они выбирают и вешают листочек, бабочку, цветочек или яблоко по выбору воспитателя, а затем при окончании урока если настроение изменилось, то листочек, яблоко, цветочек, бабочка,  меняет свой цвет.
 Здравствуйте ребята. Посмотрите перед вами висит дерево предлагаю вам немного поиграть. Выбирите  себе бабочку по цвету вашего настроения и прикрепите ее на дерево. А по окончании занятия повесите еще по одной бабочке . Может ваше настроение изменится.
 «ДЕРЕВО ЧУВСТВ»
Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево бабочку красного  цвета, если нет,  зелёного.
красный - восторженное;
оранжевый - радостное, теплое;
желтый - светлое, приятное;
зеленый – спокойное;
синий - неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый - тревожное, напряженное;
черный - упадок, уныние.
Таким способом воспитатель может контролировать нравятся или нет его уроки и кому
  
Ход занятия.
 
I часть- вводная
Художественное слово:
Мотивация образовательной деятельности
Подскажите мне пожалуйста какой у нас с вами праздник прошел совсем недавно ,утренник был для кого? ( ответы детей) . И в этот праздник принято всем женщинам: бабушкам , мамам  девушкам и девочкам, дарить подарки. И я предлагаю сделать нам с вами подарок своими руками. Скажите ,а  что можно сделать своими руками в подарок мамам? Я вам предлагаю нарисовать в подарок  картину.  Скажите а чем можно нарисовать картину? ( ответы детей).Но рисовать мы будем необычным способом. А что нам для этого понадобится, мы сейчас узнаем с  помощью вот этого волшебного  сундучка.
Давайте  посмотрим что же в нем есть.
 Но сначала   я коснусь волшебной палочкой до сундучка: раз, два, три, сундучок твори.
(Прошу кого-нибудь из детей открыть сундучек .) Настя, проверь, пожалуйста, лежит что- ни будь в сундучке?
Настя: Да.
Воспитатель: что это такое?
Дети: шерсть.
Воспитатель: откуда человек берет шерсть?
Дети: стригут овец.
Воспитатель: скажите, пожалуйста, что вяжут из шерсти?
Дети: варежки, свитер, шапки и т. д.
II часть- основная
Беседа
Воспитатель: Предлагаю вам сесть на стульчики . А теперь посмотрите на экран телевизора.( слайд презентация « Откуда берется шерсть?»)
 Ознакомление детей  с выставкой.  Ребята приглашаю вас на небольшую выставку.(дети проходят к выставке: рассматривают, трогают ).  Словесно- демонстрационный  рассказ.
Войлок - от тюркского ajlyk – «покров, покрывало».. Он очень теплый. Но все эти названия образовались в ходе истории валяния. Началось же все, согласно легенде. Первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, содержались в очень тесных стойлах. Шерсть, с их боков, падая на пол, намокала, утаптывалась и сбивалась под копытами. Когда овцы покинули ковчег – на полу остался лежать красивый шерстяной ковер.  Валяя шерсть  диких животных, собранную во время линьки, древние люди изготавливали первую примитивную одежду, и лишь спустя века они научились прясть, вязать и ткать.  
      В Россию техника валяния пришла вместе с монголо-татарским игом и прижилась       благодаря суровым зимам. Самое распространенное русское валяное изделие, конечно же, валенки.
 Сегодня  в России войлок один из самых старых, традиционных материалов вновь обретает актуальность. Полузабытое народное ремесло последнее десятилетие возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям, и на современных машинах находит применение при изготовлении обуви и шитья одежды. Здесь вы видите есть разные валенки (показываю). И в основном  они выглядяли и выглядят так ,показываю. А сейчас валенки встречаются и такие .показываю, красивые расписные валенки. Ребята скажите чем валенки отличаются друг от друга? ( ответы детей). А еще из шерсти можно сделать например варежки ( показываю), носки,шали,а также картины ( показываю).
 
Использование проблемной ситуации
Активизация умственной деятельности ( сравнивание)
Воспитатель: Вот и мы с вами будем рисовать картину к 8 марта с мимозой вот такую ( показываю пример.)Прежде чем приступить к творчеству.  Нам с вами нужно рассмотреть цветок мимозы ,как он выглядит. ( показываю детям живой цветок мимозы. Если нет то картинку. Рассматриваем , изучаем, задаю наводящие вопросы) .Ребята вы молодцы все правильно рассказали. А теперь нам необходимо  с вами перейти в нашу мастерскую. Но для начала нужно немного размяться перед работой.
Физкультминутка « Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться).
 А сейчас ребята проходим к столам и занимаем места, к работе мы готовы? Фартуки у всех есть? ( ответы детей). 
Воспитатель: хорошо, присаживайтесь, пожалуйста. Начинается самый интересный процесс: появления волшебства. (Звучит фоном музыка).
Воспитатель: возьмем с вами основу для картины и на нее из войлока методом вытягивания раскладываем прядки небольшие (воспитатель показывает). 
Воспитатель: выкладываем до тех пор, пока не закроется основа нашей картины.
Воспитатель: теперь настала очередь цифры 8, и для этого выбираем шерсть того цвета какой вам нравится ,при этом учитываем что мимоза будет желтого цвета, а листочки зеленые и веточки. Выбираем такой цвет для цифры чтоб он хорошо смотрелся. Берем немного выбранного цвета войлока и вытягиваем из него прядку ( показываю).Формируем из него цифру. Прикладываем ее на фон.
Воспитатель: теперь Когда у нас с вами есть уже и фон и цифра приступаем к изготовлению веточки мимозы. . Возьмем небольшую прядь войлока зеленого цвета, положим ее на ладонь и будем раскатывать между ладонями, пока не получится стебель.
Воспитатель: вот у нас и получился стебелек, его мы выложим немного поверх цифры и в сторону вот так показываю. Чтобы посмотреть что у нас получается давайте приложим к нашему рисунку стекло сверху , посмотрели и уберем пока в сторону стекло.
А сейчас ненадолго остановим нашу с вами работу, наши пальчики разомнем. Ведь работа кропотливая и пальчики усталь.
Мы валяли Мы валяли
Наши пальчики устали
Мы немного отдохнем
 И опять валять начнем. 
Воспитатель: теперь пришла очередь листьев и цветочков. Чтобы у нас с вами получились красивые листочки у мимозы будем отстригать немного зеленого войлока и прикладывать  вот так вдоль стебелька. 
Воспитатель: нашей мимозе не хватает цветочков. Берем желтый войлок ,  отрезаем маленькие кусочки  при помощи ножниц желтого цвета, положим его на ладонь и будем скатывать, валять его круговыми движениями между ладонями, пока не придадим ему форму овала или круга. Теперь выложим его на стебель. Делаем цветочков побольше.
Воспитатель: и последний момент в нашей картине это буквы. Давайте вытянем прядь войлока для букв, сформируем их по очереди и выложим на нашу картинку.
А теперь положим на картинку стекло и рамку. Скрепляем. Наш подарок готов.
III часть- заключительная
Воспитатель: Что нового и интересного для себя вы узнали сегодня? 
Дети: Откуда берется шерсть?
Воспитатель: А что мы с вами сегодня делали?
Воспитатель: А что вам запомнилось больше всего.?
Окончание работы в виде небольшой выставки. Ребята а давайте сейчас когда у нас с вами уже все готово сделаем небольшую выставку из наших работ. Посмотрим как красиво у нас все получилось.
также возможно применение одного из видов рефлексии. 
Использование музыки
IV часть – итог занятия
Пример: При входе висит плакат с нарисованным деревом, «Деревом чувств», когда ребята входят они выбирают и вешают на него бабочку, а затем при окончании урока если настроение изменилось, то и цвет бабочки меняют
 «ДЕРЕВО ЧУВСТВ»
Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево бабочку красного  цвета, если нет,  зелёного.
красный - восторженное;
оранжевый - радостное, теплое;
желтый - светлое, приятное;
зеленый – спокойное;
синий - неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый - тревожное, напряженное;
черный - упадок, уныние.
Таким способом воспитатель может контролировать нравятся или нет его уроки и кому.
Спасибо всем за внимание!