Проект в старшей группе "Финансовая грамотность"
Актуальность
Уже в дошкольном возрасте важно способствовать финансовому просвещению и воспитанию посредством формирования у детей уважительного отношения к труду, осознания того, что благодаря труду создается предметный мир, а человек получает средства к существованию. Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Важно подвести дошкольника к выводу, что весь окружающий мир, все товары создаются трудом. Важно чтобы дети поняли, что такое деньги с рациональной позиции.
Проект закладывает основу будущей финансовой грамотности и благополучия детей, позволяет сформировать единую систему финансовых ценностей, которая найдет свое развитие в школе и поможет им в будущем. Работа проводимая в тесном взаимодействии с родителями позволит создать благоприятные условия для личностного и творческого развития каждого ребенка. Родители не только станут не только средством информации и поддержки, но и получат возможность обогатить свой педагогический опыт.
Цель: способствовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, формированию здорового отношения к деньгам как вознаграждению за проделанную работу и в то же время как средству, облегчающему обмен товарами и услугами.
Задачи:
- Формирование у детей понятия денег, как удобного средства обмена для торговли товарами и услугами.
- Способствовать пониманию взаимосвязи между деньгами и трудом.
- Формировать интерес к видам денег, их производству, основы экономической культуры у детей-дошкольников.
- Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.
- Совершенствовать коммуникативные качества детей.
- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
- Познакомить с возможными бытовыми и специальными способами хранения денег.
- Формировать уверенность в себе, положительный социальный опыт публичного выступления, развивать эмоциональную отзывчивость, выразительность.
- Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).
Планируемый результат:
Активно используют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
Понимают взаимосвязь между деньгами и рудом. Знают виды денег, об их производстве.
Знают различные профессии, средства труда, проявляют интерес к профессиональной деятельности взрослых.
Знакомы с возможными бытовыми и специальными способами хранения денег.
Получили представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда.
Понимают что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
Дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;
Родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansy.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №143 Невского района
Проект
в старшей группе
Тема: «Формирование основ финансовой грамотности»
подготовили воспитатели
Устинова Я.А.
Кузнецова С.В.
г. Санкт-Петербург
2020
Актуальность
Уже в дошкольном возрасте важно способствовать финансовому просвещению и воспитанию посредством формирования у детей уважительного отношения к труду, осознания того, что благодаря труду создается предметный мир, а человек получает средства к существованию. Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Важно подвести дошкольника к выводу, что весь окружающий мир, все товары создаются трудом. Важно чтобы дети поняли, что такое деньги с рациональной позиции.
Проект закладывает основу будущей финансовой грамотности и благополучия детей, позволяет сформировать единую систему финансовых ценностей, которая найдет свое развитие в школе и поможет им в будущем. Работа проводимая в тесном взаимодействии с родителями позволит создать благоприятные условия для личностного и творческого развития каждого ребенка. Родители не только станут не только средством информации и поддержки, но и получат возможность обогатить свой педагогический опыт.
Цель: способствовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, формированию здорового отношения к деньгам как вознаграждению за проделанную работу и в то же время как средству, облегчающему обмен товарами и услугами.
Задачи:
- Формирование у детей понятия денег, как удобного средства обмена для торговли товарами и услугами.
- Способствовать пониманию взаимосвязи между деньгами и трудом.
- Формировать интерес к видам денег, их производству, основы экономической культуры у детей-дошкольников.
- Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.
- Совершенствовать коммуникативные качества детей.
- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
- Познакомить с возможными бытовыми и специальными способами хранения денег.
- Формировать уверенность в себе, положительный социальный опыт публичного выступления, развивать эмоциональную отзывчивость, выразительность.
- Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).
Планируемый результат:
Активно используют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
Понимают взаимосвязь между деньгами и рудом. Знают виды денег, об их производстве.
Знают различные профессии, средства труда, проявляют интерес к профессиональной деятельности взрослых.
Знакомы с возможными бытовыми и специальными способами хранения денег.
Получили представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда.
Понимают что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
Дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;
Родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;
Неделя, предшествующая проекту.
Д/и «Разложи по полочкам», лото «Магазин». Организация целенаправленной просветительской и консультативной деятельности с родителями по вопросам формирования у детей основ финансовой грамотности. Чтение художественной литературы: Романов А. «Чудеса в кошельке», Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха». Размещение книг и иллюстраций в РППС среде группы.
В семье:
Рекомендовать родителям к просмотру дома мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад». Информационный материал в родительские уголки: папки–передвижки «5 советов, чтобы научить ребенка грамотно распоряжаться деньгами» и "Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста", консультация «Зачем ребенку нужна финансовая грамотность?». Создание памятки для родителей "Финансовая грамотность детей. Дайте ребенку знания о деньгах".
Возраст, особенности развития ребенка | Результат и продукт проекта | Системная паутинка проекта |
Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Творческая активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала. Ведущая деятельность – игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Отвечать ребенку нужно развернуто, спрашивать его мнение, заставлять думать и рассуждать. В этом возрасте ребенок правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?». «Который по счету?» Уравнивает неравные группы предметов двумя способами. Различает и называет различные профессии, предметы, облегчающие труд человека в быту. Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны. | Социально-коммуникативное развитие. У детей формируется умение творчески развивать сюжет игры, брать на себя роль и действовать в соответствии с ней, учить ролевому взаимодействию. Они бережнее относятся к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей, учатся рационально использовать вещи б/у. Формируется культура взаимоотношений между продавцом и покупателем. Дети интересуются как зарабатывают деньги в семье, имеют представление о труде взрослых. Начинают понимать, что у них есть обязанности, что они часть семьи. Речевое развитие. Дети способны использовать форму полного пересказа, хорошо владеют глаголами, которые обозначают проявление отношений между людьми. Могут на основе своего опыта придумать продолжение истории, в которой отражается отношение между близкими людьми в семье. Способны рассказать о том, откуда берутся деньги, историю их возникновения. Могут привести примеры правильного использования денег, опираясь на художественные произведения. Словарь: монета, купюра, рубли, обмен, траты, средства, товар, стоимость, цена, покупатель, продавец, реклама. Художественно-эстетическое развитие. Дети самостоятельно с небольшой помощью взрослого создают декорации, подбирают костюмы и атрибуты к драматизации. Формируется умение раскатывать тонкую колбаску-жгутик из пластилина и выкладывать ее по контуру рисунка, заполнять весь рисунок пластилином приемом "размазывание и надавливание". Дети имеют представление о деньгах, их внешнем виде, свойствах, качествах. Способны вырезать деталь по контуру. Познавательное развитие. У детей формируется понятие "потребность", они учатся отличать не важные для жизни покупки от товаров первой необходимости. У детей сформировано понятие денег, как выработанное в процессе исторического развития цивилизации удобное для торговли товарами и услугами средство обмена. Дети знают цифры, умеют соотносить цифру и количество. Они хорошо конструируют из ТИКО конструктора, знают основные детали, умеют без затруднений скреплять детали, создавать конструкцию по образцу. Дети получают представления о театральной деятельности, этапах подготовки спектакля. | Инсценировка сказки «Муха-Цокотуха» 1. Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих, нашей страны и денег других стран (закрепить понятие монета, купюра, рубли). 2.Обсудить как и для чего человек придумал деньги (дать понятие денег - как средств обмена). 3.Нарисовать и изготовить монеты и купюры из бумаги и пластилина, основываясь на жизненном опыте и полученных знаниях. 4.Дать представление о том, откуда берутся деньги и как их можно заработать (рисуем денежное дерево). 5.Выяснить в каких сказках упоминаются деньги, как герои сказок с ними обходятся (лепим белочку из "Сказка о Царе Салтане"). 6.Обсудить какую сказку можно инсценировать и показать детям другой группы, что потребуется для инсценировки (какие атрибуты потребуются? из чего их можно изготовить? есть ли в группе необходимые материалы для атрибутов или что-то есть дома?). 7.Изготовить атрибуты для инсценировки сказки. 8.Показать сказку детям другой группы. Обсудить роль денег в сказке. 9.Обсудить: все ли получилось? поняли ли дети другой группы заложенную в сказке мысль? какую еще сказку было бы интересно инсценировать? можно ли использовать в игре изготовленные атрибуты? |
Планирование старшая группа. Продукт - инсценировка сказки "Муха-Цокотуха".
Первая неделя (16.03.20-20.03.20)
Понедельник. Первая половина дня: занятия. | Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащение РППС. |
Познавательное развитие. Тема: "Что такое деньги и откуда они берутся". Цель: формировать у детей понятие денег, как выработанное в процессе исторического развития цивилизации удобное для торговли товарами и услугами средство обмена. (см. Л.В.Стахович "Занимательные финансы") Игра "Груши-яблоки". Цель: научить считать деньги и ресурсы. (см. картотека игр по финансовой гр.) | Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих, нашей страны и денег других стран (закрепить понятие монета, купюра, рубли) Чтение В.Осеева "Труд согревает" (см. Л.В.Стахович "Занимательные финансы") |
Вторник. Первая половина дня: занятия. | Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащение РППС. |
Беседа "Как и для чего человек придумал деньги" Цель: дать понятие денег - как удобного средства обмена. (см. Л.В.Стахович "Занимательные финансы") Просмотр презентации "История появления денег". | Художественно-эстетическое развитие. Тема:«Изготовление монет и банкнот». Цель: продолжить формирование у детей представлений о деньгах, их внешнего вида, свойств, качеств. Упражнять в вырезывании по контуру. Чтение "Золотая монетка" (см. Л.В.Стахович "Занимательные финансы") |
Среда. Первая половина дня: занятия. | Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащение РППС. |
Решение проблемной ситуации «Хочу и надо» (см. Л.В.Стахович "Занимательные финансы") Игра "Школа банкиров". Цель: продолжить закреплять знание цифр, уметь соотносить цифру и количество. (см. картотека игр по финансовой гр.) | Нарисовать и изготовить монеты и купюры из бумаги и пластилина, основываясь на жизненном опыте и полученных знаниях. Чтение "Пекарь и портной" (см. Л.В.Стахович "Занимательные финансы") |
Четверг. Первая половина дня: занятия. | Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащение РППС. |
Игра "Умелые руки". Цель: воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей, учить рационально использовать вещи б/у. (см. картотека игр по финансовой гр.) | Беседа "Откуда берутся деньги и как их можно заработать" (рисуем денежное дерево). Цель: приучать детей к бережному обращению с деньгами, рассказать про основные места хранения денег дома и вне его. (см. Л.В.Стахович "Занимательные финансы") Чтение "Где живут денежки" (см. Л.В.Стахович "Занимательные финансы") |
Пятница. Первая половина дня: занятия. | Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащение РППС. |
Познавательное развитие. Квэст-игра "Гуси-лебеди". Цель: продолжать формировать осознанное отношение к деньгам, понимание значимости труда и его оплаты, дать знания о банке и банковских продуктах. Дать понятие "жить по средствам". | Лепка "Белочка из "Сказки о Царе Салтане". Цель: продолжать формировать умение раскатывать тонкую колбаску-жгутик из пластилина и выкладывать ее по контуру рисунка, заполнять весь рисунок пластилином приемом "размазывание и надавливание", выяснить в каких сказках упоминаются деньги, как герои сказок с ними обходятся и почему. Чтение "Хранители бюджета"(см. Л.В.Стахович "Занимательные финансы") |
Вторая неделя (23.03.20-27.03.20)
Понедельник. Первая половина дня: занятия. | Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащение РППС. |
Познавательное развитие. Тема: "Покупаем, продаем, обмениваем". Цель: формировать понятие "потребность", учить отличать не важные для жизни покупки от товаров первой необходимости. Стимулировать познавательный интерес к значению слов "товар", "стоимость", "цена", "покупатель", "продавец", "реклама". (см. Л.В.Стахович "Занимательные финансы") Игра "Что важнее" (см. картотека игр по финансовой гр.) | Обсудить какую сказку можно инсценировать и показать детям другой группы, что потребуется для инсценировки (какие атрибуты потребуются? из чего их можно изготовить? есть ли в группе необходимые материалы для атрибутов или что-то есть дома?). Чтение "Колосок" (см. Л.В.Стахович "Занимательные финансы") |
Вторник. Первая половина дня: занятия. | Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащение РППС. |
Изготовление банкомата. Познавательный маршрут "Банкомат" (показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат и пр.) | Изготовление атрибутов для инсценировки сказки. Подготовка к инсценировке сказки Чуковского К. И. «Муха-Цокотуха» Игра "Мы художники" (рисуем рекламу и афишу к сказке) (см. картотека игр по финансовой гр.) |
Среда. Первая половина дня: занятия. | Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащение РППС. |
Конструирование из ТИКО-конструктора масок-налобников. Цель: продолжать знакомить с возможностями ТИКО конструктора, закрепить знание основных деталей. Формировать умение без затруднений скреплять детали, создавать конструкцию по образцу. Вызвать желание самому создать что-то своими руками. | Изготовление атрибутов для инсценировки сказки. Подготовка к инсценировке сказки Чуковского К. И. «Муха-Цокотуха» Чтение "Бережливая птица" (см. Л.В.Стахович "Занимательные финансы") |
Четверг. Первая половина дня: занятия. | Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащение РППС. |
Показать сказку детям другой группы. Обсудить роль денег в сказке. Обсудить: все ли получилось? поняли ли дети другой группы заложенную в сказке мысль? какую еще сказку было бы интересно инсценировать? можно ли использовать в игре изготовленные атрибуты? | Совместная деятельность «Путешествие денежки» Цель: в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. |
Пятница. Первая половина дня: занятия. | Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащение РППС. |
Игра "Дорого-дешево, выгодно - невыгодно" (см. Л.В.Стахович "Занимательные финансы") Чтение басня "Муравей и пшеничное зерно" (см. Л.В.Стахович "Занимательные финансы") | Сюжетно ролевая игра "Магазин". Цель: формировать умение творчески развивать сюжет игры, брать на себя роль и действовать в соответствии с ней, учить ролевому взаимодействию. Закрепить полученные знания о товарах, их цене. Воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем. (см. картотека игр по финансовой гр.) |