Статья « Современные отечественные исследования и эмоциональных факторов развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Калаганова Лидия Валерьевна

Статья « Современные отечественные исследования и эмоциональных факторов развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

                                                                                 Автор: воспитатель

                                                                         МБДОУ «Детский сад №72»

                                                              город Энгельс, Саратовская область

                                                                       Калаганова Лидия Валерьевна

 

 

Познавательное развитие является развитием всех психических процессов. Основным показателем развития ребенка дошкольного возраста является уровень овладения им разными видами детской деятельности, которая, с одной стороны, является движущей силой и источником развития ребенка, а с другой - собственно в них наиболее ярко выражаются все его достижения [6].

По мнению Л.С. Выготского развитие произвольности является одним из главных характеристик дошкольного возраста и он связывал это с появлением высших психических функций сознания.

В оценке уровня развития каждого вида детской деятельности можно выделять 2 основные характеристики. Первая представляет собой степень освоения деятельности как способа передачи своего видения действительности. Вторая характеристика – это уровень освоения операционально-технической стороны деятельности, т.е. изучение нужными навыками.

Данные особенности деятельности наблюдаются во всех ее видах, наиболее значительным из которых является игра. Игра - это ведущая деятельность дошкольника, т.к. собственно в игре случаются наиболее значительные изменения в его психике: развивается воображение и мышление: ребенок, создавая общий замысел игры, его выполнение планирует, по ходу игры импровизирует творчески.

Ребенок учится в игре управлять собой, своим поведением в целом и отдельными действиями. Ребенок, приобретая ту или иную роль, усваивает и нужные для этой роли нормы поведения. Собственно в игре ребенок становится полностью субъектом своей деятельности и игра делает его самостоятельной личностью.

Понятие «развитие» в психологии и педагогике является общепринятым. Д.Б. Эльконин считает, что развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями психических функций, возникновением в них определённых новообразований. Развитие состоит в качественных преобразованиях разных системных процессов, что приводит к появлению отдельных структур, когда одни из них отстают, иные забегают вперёд. Целостный акт познавательной деятельности служит основой развития познавательной активности - учебно-познавательная задача. Развитие познавательной активности в соответствии с теорией Д.Б. Эльконина реализовывается путём накопления положительного учебно-познавательного опыта [16].

Д.Б. Эльконин в своем обобщающем труде, который посвящен значению игры в психическом развитии, выделял структуру игровой деятельности, в число главных элементов которой входят содержание (как играют), сюжет (во что играют), игровые отношения, воображаемая ситуация, роль, правила, игровые действия. Д.Б. Эльконина полагает, что в игре наибольшее значение имеет не воображаемая ситуация, как полагал Л.С. Выготский, а роль, которая разрешает ребенку своим поведением овладеть. Исследования Д.Б. Эльконина обнаружили не только этапы и структуру развития игры, но и ее большое значение для формирования личностных качеств и психических функций детей.

Как показывают исследования (А.А. Люблинская, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина), появление у детей интереса к предметам и явлениям окружающего мира зависит прямо от тех знаний, которыми ребенок обладает в той или иной области, а также от тех способов, которыми воспитатель для него открывает «меру его незнания», т.е. то новое, что его знания дополняет о предмете.

В своем исследовании М.И. Лисина доказала, что в раннем детстве уровень познавательной активности обусловливаться пережитым ребенком в первые годы жизни воздействием окружающей среды, основным фактором которой является общение ребенка с окружающими его людьми, прежде всего со существенными взрослыми, отношения с которыми устанавливают отношения ребенка со всем остальным миром [9].

Е.А. Панько полагает, что позитивное отношение к познанию достигается, в первую очередь, основанием комфортной атмосферы общения между ребенком и взрослым и в коллективе между детьми, где любой ребенок признается активным субъектом собственной деятельности и жизни. В дошкольном возрасте ребенок очень зависим от отношения к нему взрослых (воспитателя, родителей), во многом которое определяет самооценку ребенка, развивает чувство уверенности в себе. Потому детям так значительна участие, поддержка, внимание и интерес взрослого к его проблемам и делам [12].

Л.А. Беляева считает, что педагог является одним из главных побудителей познавательной активности детей. Реакции на побудительные действия бывают различные: мотивированные на познавательную активность и не мотивированные. Мотивированные на каждые побуждающие действия реагируют в познавательную деятельность включением, в каких-либо специальных побудителях не нуждаются. У этаких детей сформировался познавательный интерес, сформировалась установка на познавательную деятельность. Однако встречается немало детей с не мотивированной реакцией на побудительные действия со стороны педагога[3].

Таким образом, нужно учитывать индивидуальный темп развития любого ребенка, наблюдать за его развитием и ростом, сравнивать итоги работы с его собственным продвижением, а не с успехами групповым уровнем или других детей, никогда не разрешать себе личность ребенка оценивать, а только высказываться относительно итогов его работы. Ребенка нельзя наказывать и ругать за неуспех в той или иной деятельности, так как данное может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к процессу познания нового, образовательной системе в целом, педагогу.