Роль воспитателя в проведении музыкально-дидактических игр"

Романова Наталия Владимировна

В тексте представлена консультация для воспитателей о проведении с детьми музыкально-дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_vospit.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Роль воспитателя в проведении музыкально-дидактических игр

        Всем известно, насколько полезно вовлекать ребенка в их самостоятельную деятельность, воспитывать творческое отношение к музыке. Обучая детей, мы развиваем у них интерес, фантазию, т.е. непосредственность действий, увлеченность, стремление по-новому передать образ, импровизировать в игре, пении, танце. Среди видов самостоятельной деятельности в детском саду является музыкальная деятельность. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические движения. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Музыкально-дидактические игры должны быть наглядно оформлены.

Примерные музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста:

«Где мои детки?» Игра для развития звуковысотного слуха.

Игровой материал: карточки с изображением гуся, утки, кошки, коровы, гусенка, утенка, котенка, теленка.

Ход игры: Взрослый начинает рассказ: «В одном дворе жили гусь с гусенком, утка с утенком, кошка с котенком, корова с теленком. Однажды подул сильный ветер, пошел дождь, и все спрятались. Мамы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей мама утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря (поет низким голосом). «Кря-кря, я здесь» (поет высоким голосом), отозвался утенок (показывает картинку)». Взрослый спрашивает у ребенка, каким голосом спела мама утка (низким), просит спеть низким голосом (ребенок поет). Игра продолжается, пока все мамы не найдут своих  детей. На карточках могут быть изображены другие животные (птица с птенчиком, курица с цыпленком и др.),  вместо карточек могут быть игрушки.

«Птицы и птенчики» Игра для развития звуковысотног слуха.

Игровой материал: карточки с изображением большой птицы и птенчика, металлофон.

Ход игры: Взрослый играет на металлофоне низкие и высокие звуки. Ребенок отгадывает, кто поет мама птица или птенчик. Взрослый просит показать правильную картинку и пропеть высоким и низким голосом: «Чик-чирик».  Вместо металлофона может быть другой музыкальный инструмент или использовать пение взрослого низким и высоким голосом.

«Угадайка» Игра для развития звуковысотного слуха.

Игровой материал: карточки с изображением гуся и гусенка, коровы и теленка, кошки и котенка, утки и утенка.

Ход игры: Взрослый поет низким голосом: «Кря-кря», ребенок должен выбрать соответствующую карточку. Взрослый просит ребенка пропеть, как поет мама утка. Игра проводится, пока ребенок не отгадает всех персонажей. Карточки могут изображать других животных, вместо карточек могут быть использованы игрушки.

«К нам гости пришли» Игра на развитие чувства ритма.

Игровой материал: Игрушки или карточки с изображением медведя, зайца, лошадки, птички, металлофон, колокольчик.

Ход игры: Взрослый говорит, что в гости пришли игрушки. Показывает медведя и говорит: «Здравствуй, сегодня я пришел, чтобы поиграть и поплясать. Просит ребенка сыграть на металлофоне и пляшет. Ребенок медленно ударяет в бубен, мишка в руках взрослого медленно переступает с ноги на ногу. Аналогичным образом взрослый обыгрывает приход других персонажей. Можно заменить музыкальные инструменты  (погремушка, деревянные ложки, звоночек), игрушки другими персонажами.

«Что делают дети» Игра на развитие чувства ритма.

Игровой материал: карточки с изображением детей (спят, танцуют, поют).

Ход игры: Взрослый пропевает мелодию плясовой, колыбельной, маршевой музыки, дети должны отгадать, что делают дети и показать соответствующую карточку. Вместо пения можно использовать грамзапись.

«Зайцы» Игра на развитие чувства ритма.

Игровой материал: Карточки с изображением «Зайцы спят», «Зайцы пляшут».

Ход игры: Исполняется музыка колыбельной и плясовой, ребенок отгадывает, что делают зайцы и поднимает соответствующую карточку. Музыку можно исполнять голосом.

«Учитесь танцевать» Игра на развитие чувства ритма.

Игровой материал: Большая матрешка и маленькая (можно заменить любыми игрушками).

Ходигры: У взрослого большая матрешка, у ребенка маленькая. «Взрослая матрешка учит танцевать маленькую», - говорит взрослый и отстукивает своей матрешкой по столу ритмический рисунок. Ребенок должен отстучать ритм своей матрешкой.

«Тихо – громко» Игра на развитие диатонического слуха.

Игровой материал: любая игрушка.

Ход игры: Ребенок выходит из комнаты, взрослый прячет игрушку. Ребенок должен найти игрушку, руководствуясь громкостью звучания музыки(в грамзаписи или с голоса): звучание усиливается по мере приближения к игрушке, или ослабевает по мере удаления от игрушки.

«Найди щенка» Игра на развитие диатонического слуха.

Игровой материал: игрушка собачки.

Ход игры: Взрослый прячет игрушку и говорит:

«Вот щенок наш убежал, спрятался за бочку,

На дворе нас много так, не найти его никак,

Ну-ка, Саша(имя ребенка), поспеши и щенканам отыщи,

Мы не будем помогать, будем песню запевать».

Ребенок должен найти игрушку, руководствуясь силой звучания пения (если близко к игрушке, звук громкий, если далеко – звук тихий).