проектная деятельность
«Развитие конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Актуальность.
Исследования ученых (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) доказывают, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте с 5 до 11 лет, так как уникальные условия больше не повторятся и то, что будет «недобрано» здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудным или вовсе невозможным.
Игра как ведущий вид деятельности стимулирует умственное развитие дошкольника, создает условия для развития логического мышления. .Игры содержат в себе задания логико-конструктивного характера, в результате чего процесс обучения происходит в естественных условиях для дошкольника. Поэтому развитие мышления дошкольника лучше всего осуществить на основе развивающих игр.
Мышление у ребенка развивается с прямым участием речи, а у ребенка с ОНР при отсутствии коррекционно-развивающих мероприятий замедляется темп интеллектуального развития. Таким образом, актуальным на сегодняшний день является не просто развитие мышление дошкольников с общим недоразвитием речи, а развитие мышления дошкольников с ОНР через игру (складывание разрезных картинок).
Цель проекта: развитие конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками на индивидуальных логопедических занятиях в соответствии с лексической темой.
Задачи проекта:
- Развитие зрительного внимания и памяти в работе с парными и разрезными картинками, кубиками и пазлами по всем изучаемым лексическим темам.
- Развитие мышления в упражнениях на группировку и классификацию предметов.
Ожидаемые результаты:
Ребенок складывает картинку из трех-четырех частей, фигуру из четырех-пяти элементов по образцу и словесной инструкции.
Владеет обобщающими понятиями (овощи, фрукты, одежда, посуда, зимующие птицы) и классифицирует предметы и объекты по определенным признакам.
Вид проекта: индивидуальный, познавательный.
Категория детей: дети средней группы с общим недоразвитием речи.
Продолжительность проекта: краткосрочный - 1 месяц.
Этапы работы | Задачи | Ожидаемые результаты | Механизмы реализации | Сроки реализации | Участники проекта |
Подготовительный этап | Создание разрезных картинок по проекту в соответствии с темой недели | Подготовлены разрезные картинки в соответствии с темой недели | Привлечение родителей | 20.01 -22.01. | Учитель-логопед и родители |
Практический этап | Развитие конструктивного праксиса (картинки разрезаны на 3-4 части горизонтальный и вертикальный разрезы)
| Дети складывают картинки из 3-4 частей по образцу. | Тема недели «Овощи» Сказка по теме недели «Репка». Сюжет индивидуального занятия «Поможем деду» Складывание картинки с изображением репки. | 22.01 – 18.02 | Учитель-логопед |
Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса (картинки из 3-4 частей) | Дети складывают картинки из 3-4 частей | Тема недели «Фрукты» Сказка по теме недели «Крошечка-хаврошечка» Сюжет индивидуального занятия «Спасение Хаврошечки» Складывание картинки с изображением яблока. | |||
Развитие зрительного внимания, восприятия, конструктивного праксиса. Складывание картинок из 3-4 частей горизонтальный и вертикальный разрез. | Дети складывают картинки из 3-4 частей. | Тема недели «Грибы». Сказка индивидуального занятия «Под грибом» В. Сутеев. Сюжет индивидуального занятия «Собери друзей» Складывание гриба из 3-4 частей. | |||
Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Складывание картинок из 3-4 частей горизонтальный, вертикальный и диагональный разрез. | Дети складывают картинки из 3-4 частей с разными видами разреза. | Тема недели «Посуда». Сказка недели «Лиса и журавль». Сюжет индивидуального занятия «Помири лису и журавля»
| |||
Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса. 4-6 частей, диагональ, горизонталь, вертикаль. | Дети складывают разрезные картинки из 4-6 частей. | Тема недели «Зимующие птицы» Сказка недели «Дюймовочка» Сюжет индивидуального занятия «Спасение Дюймовочки» | |||
Заключительный этап | Оформление картотеки разрезных картинок. Создание лэпбука «Разрезные картинки и сказки» | Оформлена картотека, создан лэпбук. | Создание совместно с родителями книги «Любимые сказки в картинках и пазлов к сказкам» | 18.02 – 22.02. | Учитель-логопед |
Используемая литература.
- Н.В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе».
- А.А. Гуськова «Развитие монологической речи детей 6 – 7 лет.