проектная деятельность

Бородина Татьяна Владимировна

«Развитие конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками у дошкольников с общим недоразвитием речи»

 

 

 

Актуальность.

 

Исследования ученых (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) доказывают, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте с 5 до 11 лет, так как уникальные условия больше не повторятся и то, что будет «недобрано» здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудным или вовсе невозможным.

Игра как ведущий вид деятельности стимулирует умственное развитие дошкольника, создает условия для развития логического мышления. .Игры содержат в себе задания логико-конструктивного характера, в результате чего процесс обучения происходит в естественных условиях для дошкольника. Поэтому развитие мышления дошкольника лучше всего осуществить на основе развивающих игр.

Мышление у ребенка развивается с прямым участием речи, а у ребенка с ОНР при отсутствии коррекционно-развивающих мероприятий замедляется темп интеллектуального развития. Таким образом, актуальным на сегодняшний день является не просто развитие мышление дошкольников с общим недоразвитием речи, а развитие мышления дошкольников с ОНР через игру (складывание разрезных картинок).

 

Цель проекта: развитие конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками на индивидуальных логопедических занятиях в соответствии с лексической темой.

 

Задачи проекта:

  1. Развитие зрительного внимания и памяти в работе с парными и разрезными картинками, кубиками и пазлами по всем изучаемым лексическим темам.
  2. Развитие мышления в упражнениях на группировку и классификацию предметов.

 

Ожидаемые результаты:

Ребенок складывает картинку из трех-четырех частей, фигуру из четырех-пяти элементов по образцу и словесной инструкции.

Владеет обобщающими понятиями (овощи, фрукты,  одежда, посуда, зимующие птицы) и классифицирует предметы и объекты по определенным признакам.

 

Вид проекта: индивидуальный, познавательный.

 

Категория детей: дети средней группы с общим недоразвитием речи.

 

Продолжительность проекта: краткосрочный - 1 месяц.

 

 

Этапы

работы

Задачи

Ожидаемые

результаты

Механизмы

реализации

Сроки

реализации

Участники

проекта

Подготовительный этап

Создание разрезных картинок  по проекту в соответствии с темой недели

Подготовлены разрезные картинки в соответствии с темой недели

Привлечение родителей

20.01 -22.01.

Учитель-логопед и родители

Практический

этап

Развитие конструктивного праксиса (картинки разрезаны на 3-4 части горизонтальный и вертикальный разрезы)

 

Дети складывают картинки из 3-4 частей по образцу.

Тема недели «Овощи»

Сказка по теме недели

«Репка».

Сюжет индивидуального занятия «Поможем деду»

Складывание картинки с изображением репки.

22.01 –

18.02

Учитель-логопед

Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса (картинки из 3-4 частей)

Дети складывают картинки из 3-4 частей

Тема недели «Фрукты»

Сказка по теме недели

«Крошечка-хаврошечка»

Сюжет индивидуального занятия «Спасение Хаврошечки»

Складывание картинки с изображением яблока.

Развитие зрительного внимания, восприятия, конструктивного праксиса. Складывание картинок из 3-4 частей горизонтальный и вертикальный разрез.

Дети складывают картинки из 3-4 частей.

Тема недели «Грибы».

Сказка индивидуального занятия «Под грибом»

В. Сутеев.

Сюжет индивидуального занятия «Собери друзей»

Складывание гриба из 3-4 частей.

Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Складывание картинок из 3-4 частей горизонтальный, вертикальный и диагональный разрез.

Дети складывают картинки из 3-4 частей с разными видами разреза.

Тема недели «Посуда».

Сказка недели «Лиса и журавль».

Сюжет индивидуального занятия «Помири лису и журавля»

 

Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса.

4-6 частей, диагональ, горизонталь, вертикаль.

Дети складывают разрезные картинки из 4-6 частей.

Тема недели «Зимующие птицы»

Сказка недели «Дюймовочка»

Сюжет индивидуального занятия «Спасение Дюймовочки»

Заключительный

этап

Оформление картотеки разрезных картинок.

Создание лэпбука «Разрезные картинки и сказки»

Оформлена картотека, создан лэпбук.

Создание совместно с родителями книги «Любимые сказки в картинках и пазлов к сказкам»

18.02 – 22.02.

Учитель-логопед

 

                                       Используемая литература.

 

  1. Н.В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе».
  2. А.А. Гуськова «Развитие монологической речи детей 6 – 7 лет.