" Волшебный песок"
Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества. Раннее детство – это основа общего развития ребенка, период активного ознакомления детей с окружающим миром, овладения речью, знакомство с предметной деятельностью, становления первичных форм игры. Здесь я хочу обратить внимание на уникальное, современное изобретение, новейший материал, который имеет свойства лепиться как мокрый и рассыпаться как сухой – кинетический песок. Благодаря этому волшебному песку происходит развитие эмоционально-личностной сферы и мелкой моторики рук у детей. Игра с песком это естественная для каждого ребенка форма деятельности. Из него можно лепить различные фигуры, либо вырезать их при помощи формочек, а затем он одним движением руки, может превратиться обратно в рассыпчатую песчаную массу. Игра с песком развивает тактильную чувствительность, мелкую моторику рук, наглядно-действенное мышление, восприятие и память. Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. При работе с этим материалом рассматривается многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, речи и усидчивости. Важно помочь детям освоиться в жизненном пространстве, а не перегружать их лишними занятиями. В этом помогают кружковые занятия, которые проходят в форме игры, где дети с легкостью усваивают новую информацию, приобретают умения и навыки. Учитываются возрастные возможности детей, имеющих разный уровень развития навыков самообслуживания, различный опыт предметной и игровой деятельности, различные задатки речевого общения. Занятия кружка «Волшебный песочек» в свою структуру включают игровые упражнения, которые можно разделить на группы: - игры с песком и предметами (бросовым материалом, природным материалом, мелкими игрушками и т.д.); - игры с песком и ладошками (лепка объёмных форм); - игры с формами (наполнение формочек для песка и вырезание из песка фигур формами); - пальчиковые игры; - подвижные и музыкальные игры с предметами; - дидактические игры. На занятиях особый акцент делается на формирование начальных представлений о ближайшем окружении ребёнка: - о близких ребёнку людях (о маме, бабушке); - о труде взрослых (повар); - о предметах и действиях с ними (скалка, кастрюля, тарелка, ложка); - о явлениях общественной жизни (праздниках – Новый год, Мамин праздник); - о живой и неживой природе (овощи, фрукты, домашние животные, дикие животные); - особенности времён года. Отличительной чертой занятий кружка является использование сюжетно-игровых замыслов, которые развивают у детей начальные элементы ролевого поведения и простейшие ролевые действия. Для проведения игр-занятий были созданы специальные условия, изготовлена песочница с мягкими бортиками и жёстким дном. Для занятий осуществлялся подбор: - демонстрационного и раздаточного материала (формочки для песка, фигурка животных, мелкие игрушки, прищепки); - музыкального сопровождения; - литературно-речевого материала; - видео материала для эмоционального настроя и погружения в тему; - природного материала (шишки, орехи, камушки, горох, фасоль и др.); - пальчиковых игр; - подвижных игр; - изготовлены специальные игрушки из бросового материала, которые можно использовать в процессе деятельности. Широко представлена предметная деятельность, в процессе которой развиваются сенсорные способности детей и наглядно-действенное мышление. Выполняя игровые задания с кинетическим песком, дети овладевают способами действий с предметами (нащупывание, украшение постройки, вырезание форм из песка, дополнение постройки деталями до полноты образа, отпечатки), выполняют конструктивные задания (составление целого из частей), а также учатся играть без предметов, создавая элементарные постройки из песка. Игра с песком доставляет ребёнку радость, удовольствие, позволяет расслабить мышцы рук и снять мышечный тонус. Процесс обучения на занятиях кружка «Волшебный песочек» не выступает как средство «отработки» технических навыков и умений, главное – познакомить ребёнка со способами и вариантами игр в песочнице, создать благополучный эмоциональный настрой на творческую деятельность. Очень важно, чтобы ребёнок применял опыт, приобретённый на занятиях кружка, и увлечённо играл во дворе в песочнице. Проработав год по этой программе, мы с уверенностью можем сказать, что дети с радостью идут на кружок, ждут его с нетерпением. Игры в песочнице у ребят стали разнообразными. Заметно повысился уровень развития мелкой моторики. В игре дети научились договариваться и уступать друг другу. Обогатился и расширился словарный запас. Взрослым необходимо с раннего дошкольного возраста заниматься развитием мелкой моторики рук малышей через организацию специальных игр и упражнений, а играя с ребёнком в кинетический песок, это стало сделать на много проще и интереснее.