Правила поведения на водоемах ранней весной
«Правила поведения на водоемах ранней весной»
Цель: систематизация знаний о правилах поведения на водоёмах ранней весной.
Задачи:
- Закрепить представления детей об изменениях в природе, происходящие ранней весной
- Расширить знания детей о правилах безопасности в природе (на водоёмах в весеннее время года).
- Способствовать развитию у учащихся общей культуры в области безопасности жизнедеятельности;
- Формировать умение оказывать элементарную первую помощь.
Оборудование: лед, фен, ноутбук, картинки с ситуациями по теме, обручи, предметы (шарф, веревка, палка и т.п)
Ход:
Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Повсюду тает снег, бегут бурные звонкие ручьи. Лед на реках, прудах и озерах покрывается трещинами, становится рыхлым, темнеет и тает, начинается ледоход. Льдины плывут по реке, с треском ломаются, а талая вода заливает луга и низины.
Когда это происходит? (ранней весной)
Какой это будет месяц года? (март)
Почему лед становится рыхлым, тонким? (солнце припекает с каждым днем все сильнее и лед начинает таять).
Ребята проверим, так ли это!
Опыт «Хрупкий лед»
Педагог заносит в группу сосульку (или кусок льда) и спрашивает, что растапливает лед весной? (солнце)
Как оно греет? (жарко).
Посмотрите, потрогайте какой у нас лед? (твердый, холодный)
Предлагает немного «подогреть» лед, но только вместо солнышка мы будем использовать фен (выполняет воспитатель, 2-3 минуты).
Что произошло со льдом? Какой он стал? (начал таять, стал рыхлым)
Вы уже знаете, что зимой на лед без взрослых выходить нельзя. Потому что не во всех местах, даже зимой лед бывает прочный. Можно ли выходить на лед ранней весной? (нет, это опасно)
Педагог предлагает детям посмотреть мультфильм «Осторожно! Тонкий лед».
Как вы думаете, что за знак был в начале мультфильма? (предупреждающий, что здесь тонкий лед)
Если вы увидите такой знак, можно ли выходить на лед? (нет)
Педагог вывешивает на доске таблицу со знаком (можно с разными вариантами знаков. см. ниже)
Что сделал мальчик? (пошел кататься на речке и провалился)
Что делал мальчик, когда провалился? (махал руками)
Так делать нельзя! Нужно:
- широко раскинуть руки, чтобы не погрузиться в воду;
- не делать резких движений;
- громко звать на помощь;
- скинуть с себя все тяжелое, лишнее;
- попытаться самостоятельно выбраться, навалившись всем туловищем на лед.
Педагог вывешивает на доске картинку с провалившимся мальчиком.
Кто приехал в мультфильме на помощь мальчику? (МЧС, на судне на воздушной подушке, которая может ездить по льду и плавать) Кто знает как звонить в МЧС? (112)
Вы заметили, как спасатель вытаскивал мальчика? (лежа)
Почему нельзя стоя? (лед может продолжить ломаться и можно тоже провалиться, а лучше кинуть веревку или протянуть палку и т.п.)
Педагог вывешивает на доске картинку со способом помощи.
А что если спасателей не будет рядом? (нужно попытаться оказать помощь самому)
Предлагаю вам попробовать себя в роли спасателей.
Игра – инструктаж «Помоги другу» (на оказание взаимопомощи)
Педагог предлагает нескольким детям присесть на корточках в обручах – это полыньи, в которые они провалились. Остальным детям он предлагает спасти утопающих, выбрав из представленных предметов, то чем он будет пользоваться. Спрашивает, как дети будут подбираться к полынье? (ползком) Дети оказывают помощь свои товарищам.
Что нужно дальше сделать? (отправиться к ближайшему дому и попросить согреться)
Педагог вывешивает на доске картинку закутанным в одеяло мальчиком.
Ребята, вы сегодня были молодцы!
Всегда слушайтесь взрослых, не ходите по тонкому льду! Это очень опасно!