Опыт работы
ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ:
«Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников»
Выполнила:
Воспитатель МАДОУ
детский сад «Родничок»
Журавкова Е.Н.
г.Жуковка 2020г.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал.
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учёными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.
Чтобы определить с чего нужно начать развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста, обратимся в ФГОС. В рамках ФГОС ДО, которые предлагают непрерывную образовательную деятельность, я разработала дополнительный курс развития дошкольников с использованием элементов ментальной арифметики. Этот курс охватывает не только математическую область, но и помогает ребенку в других образовательных сферах.
В законе РФ «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Считаю, что в педагогических методиках воспитания всегда найдется место для неординарных форм и методов развития, а детям всегда нравится что-то новое, необычное. Поэтому и тему я выбрала интересную. «Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников».
Что такое арифметика, знает каждый. Но что такое ментальная арифметика? Это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка. Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем мозг ребенка, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным для него, становится простым и понятным.
Польза ментальной арифметики в том, что каждое из полушарий человеческого мозга отвечает за свои направления. Так, правое из них позволяет развить творчество, образное восприятие и мышление. Левое же в ответе за логическое мышление. Деятельность полушарий активизируется в тот момент, когда ребенок начинает работать руками. Если активна правая из них, то начинает работать левое полушарие. И наоборот. Ребенок, работающий левой рукой, способствует активизации работы правого полушария.
Целью своего педагогического опыта считаю:
- максимальное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, а также возможностей восприятия и обработки информации, через использование методики устного счета.
Работая над данной темой, я поставила перед собой задачи:
- На основе анализа научно-методической литературы подобрать методику проведения занятий и разработать упражнения для мозговой гимнастики;
- Проверить эффективность разработанной методики:
детям, которые не интересуются точными науками или неуверенно чувствуют себя, решая примеры по математике, помочь найти в занятиях ментальной арифметикой творческое начало, которое поможет им заинтересоваться учебой и проявить себя.
Моя задача как педагога состоит в том, чтобы в использовании элементов ментальной арифметики, задействовать весь мозг в образовательном процессе. То есть развивать логику, творческое аналитическое мышление, фотографическую память, быстроту реакции. Увеличить уверенность в себе.
Свою работу я начала с того, что познакомила своих воспитанников с понятием «Ментальная арифметика». Рассказала, что такое ментальная арифметика, что ребят ждут увлекательные, интересные игры и занятия, какой их ждет результат. Перед работой на абакусе, мы подготавливаем и тренируем свои пальчики, используя пальчиковую гимнастику, такую как «Крабик», «пространственное рисование». Эти пальчиковые упражнения не только развивают мелкую моторику рук, но и полезны для координаций движений детей.
В работе с абакусом и приемами работы на нем, я рассказываю детям сказку про двух братьев. Именно эта сказка помогает обучить детей правильным приемам и навыкам счета на абакусе.
Далее мы продолжаем гармонично развивать умственные способности и в этом нам помогают карточки интерактивные игры, ментальные карточки, ментальный коврик.
Ребенок все время вовлечен в активную деятельность. Задачи представлены в виде игры, и часть занятия обязательно уделяется счету, часть творческим заданиям, для развития внимания, памяти, мышления, логики.
В своей практике я использую различные упражнения:
1. Мозговая гимнастика, так называемая «Гимнастика мозга», упражнения которой активизирует полноценную работу левого и правого полушария, помогает управлять эмоциональными, физическими и умственными навыками и способностями. Данная гимнастика способствует лучшему восприятию информации. («Перекрестные шаги», «Ленивая восьмерка», игра «Робот»)
2.Кинезиологические упражнения,
улучшают мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю. (« -ухо – нос – хлопок») ;
развивает моторику и тактильные ощущения.(«Колечко»,«Кулак –ребро–ладонь»,)
3. Таблицы Шульте, помогают определить устойчивость внимания и динамику работоспособности. («Красный, черный», «Покажи и назови правильно»)
Мною разработано
Тематическое годовое планирование
с использованием ментальной арифметики в образовательной деятельности.
Тема | |
1-2 | Знакомство с ментальной арифметикой |
3-4 | Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья» |
5-6 | Правила передвижения бусинок, использование большого и указательного пальцев. Тренировка пальцев. |
7-8 | Знакомство с числами 1-4 на абакусе. Изучение цифр 1-4 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 1-4. |
9-10 | Выполнение заданий на добавление и вычитание на абакусе чисел 1-4. |
11-12 | Изучение чисел 5-9 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 5-9 |
13-14 | Выполнение заданий на простое сложение и вычитание в пределах от 1 до 10. |
15-16 | Набор чисел от 1 до 10 |
17-18 | Определение чисел с абакуса. Набор чисел от 1 до 10 |
19-22 | Выполнение упражнений на простое сложение и вычитание в пределах 1 до 10 |
23-24 | Набор двузначных чисел от 1 до 10 на абакусе |
25-28 | Простое сложение. Примеры на простое сложение |
29-32 | Простое вычитание. Примеры простое вычитание |
23-35 | Выполнение упражнений на простое вычитание и сложение в пределах от 1 до 10 |
36 | Закрепление пройденного. Решение примеров на простое сложение и вычитание. |
Продумана структура непрерывной образовательной деятельности дошкольников с использованием элементов ментальной арифметики.
1. Постановка проблемы.
2. Упражнения на развитие мелкой моторики.
3. Игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, логики.
4. Работа с абакусом.
5. Работа с использованием ментальных карт, интерактивных игр.
6. Расслабление, релаксационные упражнения.
7. Рефлексия.
8. Здоровьесберегающие технологии.
Для отслеживания результатов образовательной деятельности мною была проведена диагностика воспитанников группы на начало работы по выбранной теме и в ходе ее реализации.
Отмечу, что показатели в ходе реализации проекта изменились в лучшую сторону.
В своей работе особую роль отвожу тесному сотрудничеству с родителями моих воспитанников. Родители группы заинтересовались данной методикой .
Мы обсудили реализацию курса развития дошкольников с использованием элементов ментальной арифметики.
Я рассказала, о целях, задачах, этапах, формах и методах обучения детей, представила свои наработки.
Пригласила принять участие в мастер-классе «Ментальная арифметика для дошкольников», на котором родители решали математические примеры с помощью новой методики.
Каждый ребенок уникален и обладает своими талантами и способностями. Обучение ментальной арифметике помогает выявить их и раскрыть, независимо от того в какой области они находятся – гуманитарной или технической.
Методика обеспечивает всестороннее развитие ребенка, благодаря чему повышается его успеваемость в школе, усиливается его мотивация к учебе и уверенность в своих силах.
В связи с этим можно сделать вывод, что ментальная арифметика может стать для дошкольников не просто предметом по освоению вычислительных навыков, но и основной из ступеней к формированию всесторонне развитой личности.
Максимальный потенциал мозга, который «включается» во время занятий, позволяет воспитать здорового и успешного ребенка, маленького гения, который получив такую надежную точку опоры, в будущем способен перевернуть мир.