Широкая Масленица
История Масленицы берет начало в древности, задолго до Крещения Руси, и связана с весенним равноденствием. Про это время говорили: "Весна и Зима борются". Погода часто менялась — то оттепели, то морозы и метели. В день Равноденствия происходила основная битва Зимы с Весной, и чтобы Весна одержала победу, задабривали богов ритуалами и жертвенной пищей.
Само название "Масленица" появилось уже в христианские времена, а тогда праздник называли Комоедицей. Происходило это название от именования медведя — кома, которого считали одной из ипостасей Велеса. С пробуждением медведя приходило тепло и начиналась весна. Празднование начиналось за неделю до весеннего равноденствия.
Также в этот праздник славили Ярило — солнечного бога. Чтобы поддержать растущие силы солнца, пекли лепешки — круглые и желтые. Первую такую лепешку жертвовали медведю (кому). Часть приготовленной пищи отдавали огню. Рядом с костром ставили сделанное из соломы чучело Мары (Марены), чей образ отождествлялся со смертью и возрождением природы. В конце празднования чучело сжигали.
Масленичные традиции.
В начале масленичной недели все готовились к празднику. Пекли блины, пироги, готовили и прочее угощение, ведь после праздников начинался Великий пост. Основные гуляния начинались с четверга и длились до конца недели. Молодежь катались на санках с горки, парни участвовали в уличных состязаниях и даже в кулачных боях. Дети строили снежные крепости, взрослые тоже готовили ледяные крепости и делясь на команды разыгрывали целые представления: одни обороняли свои строения, другие нападали и захватывали их. В конце праздника обязательным атрибутом всего действия было сжигание чучела Масленицы в знак того, что зима уходит и наступает весна, тепло, пробуждается природа. Сжигание чучела являлось и продолжает быть кульминацией праздника. Чучело делали из соломы, наряжали его в тряпье и в конце праздника сжигали. Согласно традициям, каждый из семи праздничных дней недели имел свое название и в этот день необходимо было проводить определенные мероприятия.
Понедельник – Встреча Масленицы.
В этот день было принято встречать Масленицу. Из тряпья и соломы мастерили чучело, похожее на человеческую фигуру. В селах Масленицу-чучело катали по селу на санях и пели прибаутки. В понедельник дети и родители строили снежные горки, замки, крепости, на ночь заливали их водой, чтобы строения больше простояли. Первый день праздника был ознаменован проведением кулачных боев среди мальчишек, молодых парней и мужчин. Силой мерились поочередно, каждый в своей весовой категории в иерархическом порядке. Задавали тон боям мальчишки, затем парни и в конце доходила очередь и до опытных бойцов. Несмотря на то, что кулачные бои были достаточно жестокими, все участники строго соблюдали определенные правила. С вечера понедельника хозяйки начинали печь блины. Все старались наесться вдоволь и блинов, и прочего угощения, ведь впереди был Семинедельный пост.
Вторник – Заигрыши.
Во вторник молодежь каталась на санках и эти катания продолжались доконца недели. Сани и санки украшали пестрыми цветными лоскутами, колокольчиками и бубенчиками. Лошадей, которых запрягали в сани тоже не забывали, в эти праздничные дни они носились по селам очень нарядными, в разноцветных сбруях, дугах. На заигрышах парни выбирали себе невест, а девушки – женихов. Накатавшись на санях, народ ходил по гостям и угощался блинами.
Среда – Лакомка.
В среду женатые парни отправлялись к тещам на блины. Испокон веков отношения тещи и зятя были своеобразными, поэтому о них сложено не мало шуток, анекдотов и комичных рассказов. Угощение блинами знаменовало взаимную любовь мамы девушки и ее мужа. С старинные времена люди в Масленицу не работали, а только и делали, что ходили по гостям, угощались вкусными блинами, пели песни, устраивали пляски и праздновали Масленицу.
Четверг – Разгул.
С четверга начинались массовые гуляния в селах. Соломенное чучело снова вес день катали на санях, вместе с ним ездили ряженые, с песнями и плясками народ выходил на улицу. Нередко застолья приобретали коллективный характер. Но самым главным занятием этого дня было взятие снежной крепости, которая к четвергу становилась очень прочной и крепкой. Все желающие принять участие в игре делились на команды и одни обороняли выстроенную крепость, а другие, напротив, штурмовали ее. Победители подергались почетному купанию в проруби, особо отличившиеся ратники потчевались вином.
Пятница – Тещины вечерки.
В пятницу тещи отправлялись в гости в семьи своих дочерей. Зять лично шел к теще и, кланяясь в пояс, приглашал тещу к себе. В знак согласия теща отправляла с зятем в дом дочери все необходимую утварь, чтобы печь блины: сковородки, миски, плошки и прочее. Тесть же отправлял муку и молоко. Смыслом таких действий было налаживание отношений в семьях. Зять приглашал в дом и других гостей, чтобы таким образом показать теще свое уважение и почет.
Суббота – Посиделки у золовки.
В этот день молодые жены приглашали к себе родню мужа и главным образом сестер мужа. Если золовка была незамужней, то можно было позвать и своих незамужних подруг на посиделки. Если же золовка уже была семейной дамой, то и в гости могли прийти только такие же семейные подруги молодой жены. Невестка должна была одарить сестру мужа подарками, угостить блинами и после застолья все вместе отправлялись гулять на улицу и кататься на санках.
Воскресенье – Проводы Масленицы и Прощеное Воскресенье.
В этот день провожали Масленицу, снова возили по селу в санях чучело Масленицы в сопровождении тех же ряженых, выехав за околицу, устраивали песни и хороводы и сжигали чучело. После этого расходились по домам. В последний день праздника было принято просить друг у друга прощение за старые обиды. После окончания Масленицы в понедельник наступал строгий Великий пост.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_maslenitsy_beret_nachalo_v_drevnosti.docx | 15.97 КБ |
Предварительный просмотр:
История Масленицы берет начало в древности, задолго до Крещения Руси, и связана с весенним равноденствием. Про это время говорили: "Весна и Зима борются". Погода часто менялась — то оттепели, то морозы и метели. В день Равноденствия происходила основная битва Зимы с Весной, и чтобы Весна одержала победу, задабривали богов ритуалами и жертвенной пищей.
Само название "Масленица" появилось уже в христианские времена, а тогда праздник называли Комоедицей. Происходило это название от именования медведя — кома, которого считали одной из ипостасей Велеса. С пробуждением медведя приходило тепло и начиналась весна. Празднование начиналось за неделю до весеннего равноденствия.
Также в этот праздник славили Ярило — солнечного бога. Чтобы поддержать растущие силы солнца, пекли лепешки — круглые и желтые. Первую такую лепешку жертвовали медведю (кому). Часть приготовленной пищи отдавали огню. Рядом с костром ставили сделанное из соломы чучело Мары (Марены), чей образ отождествлялся со смертью и возрождением природы. В конце празднования чучело сжигали.
Масленичные традиции.
В начале масленичной недели все готовились к празднику. Пекли блины, пироги, готовили и прочее угощение, ведь после праздников начинался Великий пост. Основные гуляния начинались с четверга и длились до конца недели. Молодежь катались на санках с горки, парни участвовали в уличных состязаниях и даже в кулачных боях. Дети строили снежные крепости, взрослые тоже готовили ледяные крепости и делясь на команды разыгрывали целые представления: одни обороняли свои строения, другие нападали и захватывали их. В конце праздника обязательным атрибутом всего действия было сжигание чучела Масленицы в знак того, что зима уходит и наступает весна, тепло, пробуждается природа. Сжигание чучела являлось и продолжает быть кульминацией праздника. Чучело делали из соломы, наряжали его в тряпье и в конце праздника сжигали. Согласно традициям, каждый из семи праздничных дней недели имел свое название и в этот день необходимо было проводить определенные мероприятия.
Понедельник – Встреча Масленицы.
В этот день было принято встречать Масленицу. Из тряпья и соломы мастерили чучело, похожее на человеческую фигуру. В селах Масленицу-чучело катали по селу на санях и пели прибаутки. В понедельник дети и родители строили снежные горки, замки, крепости, на ночь заливали их водой, чтобы строения больше простояли. Первый день праздника был ознаменован проведением кулачных боев среди мальчишек, молодых парней и мужчин. Силой мерились поочередно, каждый в своей весовой категории в иерархическом порядке. Задавали тон боям мальчишки, затем парни и в конце доходила очередь и до опытных бойцов. Несмотря на то, что кулачные бои были достаточно жестокими, все участники строго соблюдали определенные правила. С вечера понедельника хозяйки начинали печь блины. Все старались наесться вдоволь и блинов, и прочего угощения, ведь впереди был Семинедельный пост.
Вторник – Заигрыши.
Во вторник молодежь каталась на санках и эти катания продолжались доконца недели. Сани и санки украшали пестрыми цветными лоскутами, колокольчиками и бубенчиками. Лошадей, которых запрягали в сани тоже не забывали, в эти праздничные дни они носились по селам очень нарядными, в разноцветных сбруях, дугах. На заигрышах парни выбирали себе невест, а девушки – женихов. Накатавшись на санях, народ ходил по гостям и угощался блинами.
Среда – Лакомка.
В среду женатые парни отправлялись к тещам на блины. Испокон веков отношения тещи и зятя были своеобразными, поэтому о них сложено не мало шуток, анекдотов и комичных рассказов. Угощение блинами знаменовало взаимную любовь мамы девушки и ее мужа. С старинные времена люди в Масленицу не работали, а только и делали, что ходили по гостям, угощались вкусными блинами, пели песни, устраивали пляски и праздновали Масленицу.
Четверг – Разгул.
С четверга начинались массовые гуляния в селах. Соломенное чучело снова вес день катали на санях, вместе с ним ездили ряженые, с песнями и плясками народ выходил на улицу. Нередко застолья приобретали коллективный характер. Но самым главным занятием этого дня было взятие снежной крепости, которая к четвергу становилась очень прочной и крепкой. Все желающие принять участие в игре делились на команды и одни обороняли выстроенную крепость, а другие, напротив, штурмовали ее. Победители подергались почетному купанию в проруби, особо отличившиеся ратники потчевались вином.
Пятница – Тещины вечерки.
В пятницу тещи отправлялись в гости в семьи своих дочерей. Зять лично шел к теще и, кланяясь в пояс, приглашал тещу к себе. В знак согласия теща отправляла с зятем в дом дочери все необходимую утварь, чтобы печь блины: сковородки, миски, плошки и прочее. Тесть же отправлял муку и молоко. Смыслом таких действий было налаживание отношений в семьях. Зять приглашал в дом и других гостей, чтобы таким образом показать теще свое уважение и почет.
Суббота – Посиделки у золовки.
В этот день молодые жены приглашали к себе родню мужа и главным образом сестер мужа. Если золовка была незамужней, то можно было позвать и своих незамужних подруг на посиделки. Если же золовка уже была семейной дамой, то и в гости могли прийти только такие же семейные подруги молодой жены. Невестка должна была одарить сестру мужа подарками, угостить блинами и после застолья все вместе отправлялись гулять на улицу и кататься на санках.
Воскресенье – Проводы Масленицы и Прощеное Воскресенье.
В этот день провожали Масленицу, снова возили по селу в санях чучело Масленицы в сопровождении тех же ряженых, выехав за околицу, устраивали песни и хороводы и сжигали чучело. После этого расходились по домам. В последний день праздника было принято просить друг у друга прощение за старые обиды. После окончания Масленицы в понедельник наступал строгий Великий пост.