Воспитание патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста

Гуз Виктория Николаевна

Воспитание патриотических чувств у детей

среднего дошкольного возраста

В современных условиях, когда в жизни общества происходят самые глубокие изменения, патриотическое воспитание становится одним из центральных направлений работы с восходящим поколением. Теперь в период нестабильности в обществе необходимо вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к вечным понятиям, таким как род, родство, Родина.

Смысл патриотизма многогранен в его содержании: это и любовь к своим местам происхождения, гордость своего народа, и чувство преемственности с другими, и желание сохранить, умножить богатство своей страны.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотического воспитания имеют свои особенности. В период среднего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. То, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит от дальнейшего развития. В этот период начинают развиваться чувства, черты характера, которые незаметно связывают его с его народом, с его страной. Корни этого влияния находятся в народном языке, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родной страны, о работе, повседневной жизни, нравах и обычаях людей, среди которых он живет

Под патриотическим воспитанием детей подразумевается взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование у ребенка универсальных человеческих нравственных качеств, приверженность истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоциональных и эффективных отношений, чувство принадлежности, привязанность к другим.

Цель воспитания патриотизма у детей среднего дошкольного возраста - формирование необходимости делать добрые поступки и действия, чувство принадлежности к окружающим и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Задачи патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста включают:

  • формирование духовного и нравственного отношения и чувства принадлежности к семье, дому, детскому саду, городу, деревни;
  • формирование духовного и нравственного отношения и чувства принадлежности к культурному наследию своего народа;
  • формирование духовного и нравственного отношения к природе Родины и чувство принадлежности к ней;
  • воспитание любви, уважение к своей нации, понимание ее национальных особенностей, чувство самоуважения, как представителя своего народа, и терпимость к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).

Содержание патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста раскрывается следующим образом:

  • участие детей в культурном наследии, праздниках, традициях, народном искусстве и применении, прикладном народном творчестве, музыкальном фольклоре, народных играх .
  • знакомство с семьей, историей, членами семьи, родителями, предками, генеалогией, семейными традициями; с детсадом, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, деревней, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего;
  • проведение целенаправленных наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного сельскохозяйственного труда в природе цветочных, овощных культур, посадки кустарников, деревьев;
  • организация продуктивной и игровой творческой деятельности детей, в которой ребенок проявляет симпатию, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года.

Работа по патриотическому воспитанию проводится с использованием различных форм и методов:

  • целевые прогулки;
  • экскурсии;
  • разговоры;
  • личный пример;
  • праздники, утренники;
  • игры-занятия.
  • Занятия, посвященные изучению государственных символов России.
  • Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате и т.д.
  • Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа.
  • Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»;
  • Экскурсии в музей города, в музей костюма;
  • Тематические досуги: «Мой край», «Моя семья», «Мой папа», «Моя мама лучшая», «Русское народное творчество».
  • Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются: «Герои войны – наши земляки», «Занятия мужества»;
  • Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны.
  • Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья», «Мой город», альбом «Преданья старины глубокой»
  • Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.
  • Природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.

Материально-техническое сопровождение:

  • дидактические и наглядные пособия;
  • современные средства ТСО;
  • методическая литература;
  • репродукции картин;
  • картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город», «Моя семья»;
  • художественная литература;
  • грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет.