Инновационные технологии в образовательной деятельности
1. Актуальность представленного опыта работы по внедрению инновационных технологий дошкольного образования
1.1. Соответствие внедряемой инновационной технологии направлениям государственной образовательной политики Российской Федерации
Сегодня дошкольное образование выступает в качестве начального уровня общего образования, на основе зарегистрированного в Минюсте РФ 14 ноября 2013 года приказа «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который вступил в силу с 1 января 2014 года.
Государство регламентирует единое образовательное пространство, но помимо этого существует много практик, дополняющих процесс обучения. Одно из таких явлений - социальное партнерство в образовании.
Одним из путей повышения качества дошкольного образования является установление прочных связей с социумом.
Построение взаимоотношений между дошкольной организацией и семьей в системе социального партнерства является главной и неотъемлемой частью обновления содержания работы дошкольной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Взаимодействие дошкольных учреждений с разнообразными социальными организациями, учреждениями приобретает особое значение с точки зрения непрерывности системы образования.
1.2. Соответствие внедряемой инновационной технологии направлениям развития системы образования г. Салехарда
Достижение основных целевых ориентиров стратегического развития, муниципальной системы образования города Салехарда осуществляется через реализацию Указов Президента Российской Федерации, поручений Правительства РФ, направлений окружной и муниципальной программ развития образования других, значимых для Салехарда проектов.
Построение взаимоотношений между дошкольной организацией и социальными партнерами является главной и неотъемлемой частью обновления содержания работы дошкольной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Актуальным становится вопрос правильного выбора социальных партнеров, с которыми ДОУ осуществляет взаимодействие.
Грамотно организованное и продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам в образовательной и воспитательной деятельности.
Именно поэтому, внедряемая инновационная технология соответствует развитию образования в г.Салехард.
1.3. Обоснованность востребованности заявленного результата работы конкурсанта в образовательных учреждениях г. Салехарда
Одной из задач муниципальной программы муниципального образования город Салехард «Развитие образования» на 2017-2020 годы является создание условий, соответствующих федеральным требованиям к реализации образовательной программы, во всех дошкольных организациях с учетом специфики социокультурного окружения и запроса родителей.
ДОУ наряду с семьей ребенка формирует в нем те базовые характеристики личности, которые впоследствии определяют многие жизненные установки и, в частности, кругозор, выбор профессии, возможность профессионального роста, комфортность существования в коллективе.
Социальное партнерство в дошкольном учреждении направлено на достижение положительных изменений, на повышение качества образования и воспитания ребенка.
С этой целью, мною была разработана программа и организована работа кружка дополнительного образования по театрализованной деятельности дошкольников 4-6 лет «Волшебные превращения».
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Театрализованная деятельность, для детей, это «игра», которая применяется во всех образовательных областях, направленная на формирование личностных качеств, знаний, умений и компетенций.
Работа в кружке построена на тесном сотрудничестве с учреждениями города, чтобы ребенок:
- раскрыл свой творческий потенциал,
- увидел необычное в обыденном,
- ставил цели и задачи,
- расширил кругозор,
- раскрепостился,
- умел вести диалог,
- легко мог общаться с окружающими,
- быстро запоминал,
- чувствовал себя значимым для коллектива,
- гордился своими успехами и достижениями,
- оценивал свои возможности и результаты.
2. Степень инновационности реализуемой технологии дошкольного образования.
2.1. Реализуемая инновационная технология востребована в российской системе дошкольного образования
Развития системы образования в России связаны с обновлением его содержания.
В ФЗ РФ «Об образовании» ст. 2, п.2 и в Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится цель: создать условия для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных, творческих, профессиональных развитий человека, удовлетворение его образовательных потребностей и интересов; воспитывать культурного человека, творческую индивидуальность.
Актуальность и значимость поставленных обществом целей позволяет сделать вывод, что социально-личностное развитие ребенка является одним из ведущих направлений в деятельности образовательных учреждений. Одной из функций образовательного учреждения является обеспечение базы для осуществления этого процесса.
Образовательные учреждения, учитывая их материально-техническое, финансовое обеспечение не всегда способны обеспечить соответствующее качество процесса социализации, дать ребенку возможность познать мир целостно во всем его многообразии, поэтому для детского сада очень важно привлекать к процессу воспитания дополнительные образовательные резервы.
Одним из таких резервов является социальное партнерство.
Социальное партнерство в образовании - это сотрудничество, организуемое образовательным учреждением между равноправными субъектами, для развития, направленные на повышение качества образования.
Основные положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования о социальном партнерстве утверждают основные принципы содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
2.2. Реализуемая инновационная технология востребована в региональной системе образования
Современные тенденции в развитии дошкольного образования ЯНАО объединены одним важным и значимым критерием - его качеством.
Мир вокруг нас меняется - меняются и дети. Современные дошкольники легко воспринимают изменения.
Социальное партнерство, это инновация, которая дает ребенку огромный и современный, огромный мир!
С помощью социального партнерства, возможно, построить образовательно-воспитательный процесс. У детей появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, проектирования.
В учреждениях ЯНАО учитывается специфика региона, используются региональные, культурные компоненты, что очень важно!
В региональной системе образования ЯНАО используются современная технология - социальное партнерство, которое способствуют всестороннему развитию дошкольника, мотивируют его на процесс обучения.
Современные технологии позволяют интегрировать разные области образовательного процесса.
Социальное партнерство в театрализованной деятельности - одна из таких технологий!
Процесс воспитания и образования в регионе доступный для детей. Для воспитанников и родителей открыты безграничные возможности для выбора дошкольного образовательного учреждения.
Именно поэтому, каждое дошкольное образовательное учреждение использует технологии, которые востребованы, которые дают возможность, сделать процесс обучения и воспитания интересным, разнообразным и качественным.
2.3 Реализуемая инновационная технология востребована в системе образования г. Салехард
Современные дети могут похвастаться своей одаренностью и энергичностью. Для них чужды рамки и готовые методики воспитания, поэтому, занимаясь их развитием, воспитанием, обучением, нужно придумывать новые принципы, технологии, давая возможность развитию личности каждого воспитанника.
Первостепенная цель дошкольных учреждений города Салехард - создание условий для разностороннего развития личности и социализации.
Современный педагог должен обладать необходимым уровнем знаний, творческим потенциалом и использовать все это в своей практике.
Инновационная технология-социальное партнерство, широко используется педагогами дошкольных образовательных организаций города.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», детским садам дает право на оказание платных, образовательных услуг.
Кружки дополнительного образования дают возможность дошкольнику, развить и самое главное реализовать свои возможности.
В городе много учреждений, которые готовы сотрудничать с детскими садами, предоставить для организованной работы все необходимое, заключать договоры, составлять планы взаимодействия, организовывать мероприятия, обменяться опытом.
Социальные партнеры и кружки дополнительного образования - это главные помощники в системе образования города Салехард.
2.4. Реализуемая инновационная технология значима для данного образовательного учреждения
В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие ребенка. Чтобы деятельность привела к положительному результату, ее нужно организовать и направить.
В МБДОУ Детский сад № 4 «Снегурочка» функционирует подготовительная группа комбинированной направленности, которую посещают 4 ребенка с общим недоразвитием речи.
С целью всестороннего развития ребенка, с учетом того, что дети имеют нарушения в звукопроизношении и связной речи, была составлена адаптированная программа по театрализованной деятельности и открыт кружок дополнительного образования «Волшебные превращения». Деятельность кружка построена на взаимосвязи с организациями, учреждениями города. Заключены договора, составлен индивидуальный план работы.
Театрализованная деятельность дает ребенку возможность раскрыться, реализовать свои способности. Социальное партнерство дает возможность легко адаптироваться в окружающем мире, понять значимость того, что он необходим обществу, коллективу.
. 3. Системность и полнота описания
инновационной технологии дошкольного образования
3.1. Детали описания реализуемой инновационной технологии
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что социальное партнерство в театрализованной деятельности, применимо ко всем сферам в учебной и воспитательной деятельности.
Через игру в воспитательно-образовательной деятельности, в том числе в театральном кружке, у дошкольников формируются знания, умения, навыки, необходимые для успешного обучения в школе. Благодаря тому, что театрализованная деятельность целенаправленно взаимосвязана с социальными партнерами, происходит формирование гармоничной, интеллектуальной, нравственной, всесторонне-развитой личности. Попадая в общество, с помощью общения с другими людьми, ребенок получает информацию, усваивает нормы и правила поведения, перенимает социальный опыт. С помощью социального партнерства в театрализованной деятельности, дошкольники учатся добывать, узнавать, использовать, распространять информацию.
Инновационная технология направлена на достижение результатов, необходимых для успешного усвоения знаний в условиях современной системы образования.
В кружке дополнительного образования по театрализованной деятельности «Волшебные превращения» сложилась система сотрудничества со многими социальными структурами города:
План мероприятий взаимодействия с социумом на 2016-2017 учебный год
№ п/п | Учреждения | Формы работы с детьми | Задачи, решаемые в совместной работе |
1. |
МБУК ЦБС (договор о сотрудничестве | Октябрь - беседы, дидактические, настольные игры, сюжетно-ролевая игра «Библиотека» Январь - тематические встречи с сотрудниками библиотеки, викторины, участие в конкурсах Март - экскурсия в библиотеку, познавательное мероприятие «Библионочь». | Знакомство с трудом сотрудников библиотеки, приобщение детей к культуре чтения художественной литературы. |
2. | ОГИБДД г. Салехарда (договор о сотрудничестве)
| Ноябрь - беседа с инспекторами ГИБДД «Внимание: дорога!» Февраль - Открытое мероприятие «Веселый светофор» с инспектором ОГИБДД Апрель - беседы, дидактические, настольные игры, сюжетно-ролевая игра «Автобус», участие в конкурсах, целевая прогулка к светофору. | Знакомство с трудом сотрудников ОГИБДД, приобщение детей к правилам дорожного движения. |
3.
| «Управление аварийно-спасательной службы Ямало-Ненецкого автономного округа», ПЧ №1 (договор о сотрудничестве) | Сентябрь - беседы, дидактические, настольные игры, сюжетно-ролевая игра «Пожарные» Январь - экскурсии в пожарную часть города № 1, встречи с сотрудниками пожарной части Март - участие в конкурсах.
| Знакомство с трудом сотрудников пожарной охраны, приобщение детей к правилам пожарной безопасности.
|
4. | ГБУ «МВК» (договор о сотрудничестве) | Октябрь – Экскурсия в «Музейно-выставочный комплекс» Декабрь – Открытое мероприятие «Поздравляем, Ямал с юбилеем!» Март – Экскурсия в музей-квартиру Л.Лапцуя | Экскурсия в музей-квартиру Л.Лапцуя. |
План мероприятий при взаимодействии с социумом
на 2017-2018 учебный год
№ п/п | Учреждения | Формы работы с детьми | Задачи, решаемые в совместной работе |
1. | МБУК ЦБС (договор о сотрудничестве | Ноябрь – Экскурсия в библиотеку города Январь – Мероприятие «В гостях у сказки» Март - Открытое мероприятие в библиотеке «Любимые книги детства» | Открытое мероприятие «Любимые книги детства» |
2. | ОГИБДД г. Салехарда (договор о сотрудничестве)
| Ноябрь – Развлечение ко Дню мамы в сотрудничестве с инспектором ОГИБДД Февраль – Открытое мероприятие в МБОУ СОШ № 2 «Правила дорожного движения для зверюшек» Март – Мероприятие на лыжной базе города с инспектором ОГИБДД. | Награждение детей за знание правил дорожного движения |
3.
| «Управление аварийно-спасательной службы Ямало-Ненецкого автономного округа», ПЧ №1 (договор о сотрудничестве) | Сентябрь - беседы, дидактические, настольные игры, сюжетно-ролевая игра «В доме случился пожар» Январь - экскурсия в пожарную часть города, встречи с сотрудниками пожарной части Март - участие в конкурсе «Осторожно, огонь!»
| Познавательная экскурсия
|
4. | ГБУ «МВК им. С.И. Шемановского» (договор о сотрудничестве) | Октябрь – Ознакомительная экскурсия в музей-квартиру Л.Лапцуя Октябрь – мероприятие «Установка осеннего чума» Декабрь – Экскурсия в МВК им. С.И. Шемановского «Путешествие по Ямалу» Январь – Мероприятие «Любимые куклы детей тундры» Май – Экскурсия в музей-квартиру Л.Лапцуя.
|
Экскурсия в музей-квартиру Л.Лапцуя
|
3.2. Условия реализации инновационной технологии дошкольного образования в практической деятельности
В МБДОУ Детский сад № 4 «Снегурочка» для проведения занятий в кружке дополнительного образования по театрализованной деятельности «Волшебные превращения» предоставлен музыкальный зал, в котором есть все необходимое для реализации программы:
Чтение |
Наблюдение |
Социальное партнерство
|
Игры |
Импровизация |
Виды театра |
Игра |
Проекционное оборудование |
Ширма |
Медиотека |
Обсуждение |
Разучивание |
|
Инсценировки |
Беседы |
Оборудование:
|
Маски |
Костюмы |
Декорации |
В кружке дополнительного образования «Волшебные превращения» занимаются дошкольники 5-6 лет. У некоторых из них имеется общее недоразвитие речи.
Программа разработана с уклоном на развитие связной речи, с учетом национально-регионального компонента, сотрудничества с социальными партнерами.
Ребята принимают активное участие в различных мероприятиях, концертах.
В декабре 2017 г. приняли участие в городской благотворительной акции
«Сотвори добро» для фонда Ямине, очень этим гордятся!
Дошколята показывали в МКУ «Молодежный центр» инсценировку ненецкой сказки «Кукушка»
С участием воспитанников выходят сюжеты, которые освещает городское и окружное телевидение и радиовещание.
Ребята демонстрируют свои знания школьникам показывают
сценки, обмениваются опытом
В городской библиотеке демонстрируют знания об авторах детских книг
На лыжной базе школы Олимпийского резерва соревнуются в конкурсах, эстафетах
С большим удовольствием, участвуют в реализации городского проекта
«Лето-2017»
Могу с уверенностью утверждать, что социальное партнерство в театрализованной деятельности является источником развития гармоничной личности, закладывает основу для будущего успешного обучения в школе.
Дети, непринужденно, в игровой форме, получают знания, колоссальный опыт, учатся помогать, брать на себя ответственность. Каждый день, в детский сад идут с большим удовольствием! Любят пересматривать видео сюжеты со своим участием. Ждут новых мероприятий и развлечений. Считаю, что кружок дополнительного образования «Волшебные превращения» - это «механизм», который дает старт в успешную, благополучную, счастливую школьную жизнь.
Для оценки качества результатов усвоения программы, в начале и конце учебного года проводится мониторинг:
Вывод: Программа по театрализованной деятельности «Волшебные превращения» дает положительные результаты по речевому развитию, познавательному развитию, социально-коммуникативному разв
3.3. Методическое обеспечение внедрения инновационной технологии дошкольного образования в образовательный процесс МДОО
Материально-техническая база детского сада | |
Помещения | Музыкальный зал Информационные стенды |
Оборудование | Мультимедийное оборудование Ноутбук Фото, видео – аппаратура |
Методическое обеспечение | |
Литература | Г.В. Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г. И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г. И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г. А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002. Е.В. Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г. А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г. |
Нормативно и учебно-методическое обеспечение | |
Нормативные документы | - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 22.11.89); - СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. №26; - Указ Президента РФ от 01.06.2012 №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»; - Приказ Департамента образования ЯНАО № 606 от 12.04.2013 г. «Об утверждении региональной Модели выявления, поддержки и развития одаренных детей»; - Постановление Губернатора ЯНАО № 166-ПГ от 20 ноября 2012 г. «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи в ЯНАО» |
Учебно-методический комплекс | Программа по театрализованной деятельности «Волшебные превращения» для детей 5-6 лет Конспекты занятий Мониторинг Медиотека Консультации для родителей Договоры с учреждениями города Салехард |
Инструкция по технике безопасности | Инструкция по технике безопасности при работе с компьютером, Инструкция по технике безопасности во время экскурсий, Инструкция по пожарной безопасности |
4. Активность педагога в методической, экспериментальной, инновационной работе
4.1. Участие педагога в работе инновационных площадок различного уровня
Инновационная педагогическая деятельность как особый вид творческой деятельности направлена на обновление системы образования. Она является результатом активности человека не столько в приспособлении к внешней среде, сколько в изменении его личных и общественных потребностей и интересов.
Одной из важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Начиная посещать детский сад, дети начинают часто болеть. Сотрудники детского сада проводят комплекс мероприятий, направленных на закаливание и улучшение здоровья, профилактику болезней.
Приказом департамента образования Администрации МО г. Салехард № 562-о от 15.09.2008. «Об участии в экспериментальной деятельности федерального уровня МДОУ», приказ ФГУ «ФИРО» № 50 от 04.05.2008 г., свидетельством о присвоении статуса Экспериментальная площадка ФГУ «ФИРО» № 185 МБДОУ был присвоен статус федеральной экспериментальной площадки ФГУ «ФИРО» по теме «Создание технологий оздоровительной физической культуры и личностно-ориентированного здоровье-сбережения дошкольников в образовательных учреждениях разного вида».
Я принимала участие в разработке проекта в рамках эксперимента «Развитие двигательных умений и навыков дошкольников через национальные подвижные игры». С проектом МБДОУ принял участие в конкурсе научно-методических разработок образовательных учреждений и организаций, имеющих статус «Экспериментальная площадка ФГУ «ФИРО» и получил грамоту ФИРО за участие в конкурсе в номинации «Мир вокруг нас».
С 2012 г. МБДОУ Детский сад № 4 «Снегурочка» на основании приказа № 34-о от 27 апреля 2012 г. ФАГУ «ФИРО» г. Москвы присвоен статус Экспериментальной площадки Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» МБДОУ Детский сад № 4 является федеральной площадкой по теме «Проектирование системы здорового образа жизни дошкольников с ОВЗ в условиях Крайнего Севера».
4.2. Использование информационно-коммуникативных технологий в деятельности педагога
Информатизация дошкольного образования – это большой простор для проявления творчества, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне.
Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. В настоящее время, большое внимание уделяется расширению материально-технической базы. На данный момент в детском саду имеются ноутбуки (есть возможность выхода в сеть Internet), ксерокс, сканер, принтер, мультимедийный проектор. Создан банк медиотеки.
В моей группе накоплены фото и видеоматериалы о праздниках и развлечениях детей, открытых занятиях, экскурсиях. Просмотр видеозаписей позволяет осуществлять современный, качественный, всесторонний анализ мероприятий, что способствует повышению качества педагогического процесса. Используются информационно-коммуникационные технологии в организации образовательного процесса с детьми. Теперь на занятиях используются красочные учебные презентации для детей, фрагменты мультфильмов, фильмов, видеороликов, слайд-шоу и т.д.
В интернете я создала свою страницу, на которой можно увидеть фотографии детей, награды детей, рисунки и много полезной информации (http://nsportal.ru/abaydulina-oksana-vladimirovna).
4.4. Использование в работе с детьми
информационно-коммуникативных технологий (ИКТ)
Новая система образования предъявляет повышенные требования к педагогу. Воспитатель должен соответствовать всем требованиям, быть динамичным, творческим, уметь направлять.
Компьютеры, планшеты, ноутбуки, гаджеты вошли в нашу жизнь, нужно использовать их для обучения и воспитания детей грамотно. Мультимедийное оборудование привлекает внимание детей, так как информационные технологии окружают ребенка в повседневной жизни. Дошкольники усваивают ту информацию, которая заинтересовывает, вызывает.
У детей развито непроизвольное внимание, которое становится концентрированным, благодаря творческому интересу.
Для развития устойчивого внимания, я стараюсь организовать занятия, мероприятия так, чтобы они были яркими, насыщенными, запоминающимися.
С помощью слайдов и воображения, дети перемещаются в другие города, страны, попадают в сказочный мир, могут полететь в космос, к звездам, из зимы попасть в лето и т.д. Ограничений для творчества не существует, именно поэтому, мультимедийное оборудование используется систематически в любом виде деятельности.
В результате моей работы, с использованием ИКТ, я отметила преимущество перед традиционными средствами обучения.
4.5. Проведение опытно-поисковой и исследовательской работы с детьми
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью имеет огромное значение опытно-поисковая и исследовательская деятельность в развитии личности ребенка, в процессе усвоения знаний, умений, навыков.
В процессе этих видов деятельности развивается память, речь, активизируются мыслительные процессы, дети учатся анализировать, видеть проблему, решать, ставить цели, сопоставлять, делать выводы.
Мною был разработан и реализован долгосрочный проект «Север глазами детей».
Цель проекта: Развитие познавательной активности дошкольника с помощью регионального компонента».
Опытно-экспериментальная работа в проекте была направлена на изучение нового материала. Дети учились ставить проблему, учились задавать вопросы, ставили задачи, искали возможности решения задач, рассуждали, доказывали, спорили, предполагали.
Дошкольники изучали фольклор народов севера и находили общее с русским фольклором. Проводили эксперимент по выращиванию клубники в условиях вечной мерзлоты, выясняли причины того, что на севере не растут высокие деревья. Проводили опыты с ненецкой одеждой, для того, чтобы понять, что в национальной одежде на улице тепло, она не продувается ветром, не пропускает холод. По завершению проекта было проведено развлекательно-познавательное мероприятие в МВК им. С.И. Шемановского «Путешествие по северному краю».
Считаю, что уникальность проекта в том, что в нем объединены все сферы образовательной деятельности, проведена опытно-поисковая, исследовательская работа, учтен региональный компонент, реализован в кружке дополнительного образования по театрализованной деятельности с помощью социального партнерства. Проект соответствует современным стандартам образования.