СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

О.А.Козлова

       Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. По мнению З.Ф. Аксеновой, чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень…[1]. Спорить с этим сложно!

        Вместе с тем, в силу своей возрастной специфики, ребенок познает мир природы только лишь с помощью взрослых. Особое значение здесь имеют родители.  Видя, отношение к окружающему миру природы со стороны родителей, ребенок начинает подражать их поступкам и действиям.

        Однако, к сожалению, не всегда поступки взрослых людей бывают гуманными по отношению к природе.

Поставив перед собой задачу приобщить к миру природы не только детей, но и их родителей, мы решили акцент в нашей работе сделать на использовании в работе с ними праздников и развлечений экологического содержания.

Праздники и развлечения оставляют у детей незабываемые и яркие впечатления. С помощью их, в игровой и доступной детям форме систематизируются и закрепляются экологические знания детей, воспитываются гуманно-ценностные отношения к миру природы. Родители наших воспитанников не просто гости на наших праздниках, а активные участники.

В нашем ДОУ мы проводим как групповые, так и общие совместные с родителями экологические праздники и развлечения. Например, традиционные сезонные: «Праздник Осени», «Праздник Зимы», «Веснянка» ...  Фольклорные: «Рождество», «Проводы русской зимы – Масленица», «Троица», «Праздник русской березки», «Праздник Ивана-Купалы», «Яблочный спас». Тематические: «День защиты Земли», «Путешествие по царству природы», «В стране Цветонии», «Праздник воды», «Загадки Лесовичка», «Встреча с феей экологии», «Путешествие к Робинзону Крузо», КВН «Знатоки природы» и т.д.

В ходе экологических праздников и развлечений решаются следующие задачи:

  • развитие устойчивого интереса детей к природе, ее живым и неживым объектам и явлениям;
  • развитие представлений о многообразии природного мира на Земле (растений, грибов, животных, природы родного края и разных климатических зон);
  • знакомство с ростом, развитием и размножением живых организмов, с их потребностью в пище, свете, тепле, воде;
  • понимание, что Земля – общий дом для всех растений, животных, людей.
  • освоение особенностей поведения в природе культурного человека (человек знает и выполняет правила поведения, направленные на сохранение природных объектов и собственного здоровья), о природоохранной деятельности человека.
  • воспитание гуманно-ценностных отношений к миру.
  • воспитание эстетических и патриотических чувств;
  • укрепление дружеских отношений между детьми;
  • установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогами, детьми и родителями. [2]

       Положительным результатом нашей деятельности мы считаем позитивные проявления воспитанников в отношении к объектам природы; повышения уровня их экологической воспитанности, желание детей заботиться, оберегать, сохранять объект природы, умение не только замечать «неблагополучие» в окружающей среде, но и предложение о том, как его исправить. Заинтересованность же родителей этой проблемой позволяет нам говорить о том, что мы на правильном пути.

 

Библиографический список

1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. – М., 2008.

2. Акулова О.В., Бабаева Т.И. Примерная образовательная программа дошкольного образования Детство. – СПб., 2014.