«Прогулки – походы в природу как средство взаимодействия с родителями в экологическом образовании детей».

О.А.Козлова

Наш поселок расположен в живописном месте, его со всех сторон окружают поля, луга, лес. Есть пруд и речка, которые находятся недалеко от детского сада. Поэтому у нас есть возможность организовывать прогулки – походы в природу для ознакомления детей с флорой и фауной родных мест в разное время года.

Прогулки-походы не только помогают познать мир природы, они способствуют воспитанию духовно-нравственной личности, укреплению здоровья, совершенствуют движения в естественных природных условиях, обогащают двигательный опыт детей.

Организовывать, подготавливать и проводить прогулки – походы помогают нам родители наших воспитанников.

Вместе с родителями и детьми мы составили карту местности, обсудили маршруты путешествий в природу и нанесли их на карту. А что бы прогулки-путешествия были интересными и стали для детей эмоционально значимым событием в жизни, а также помогли им познать природу родного края, увидеть и понять взаимосвязи, приспособления насекомых, птиц и растений к среде обитания, изменения в их жизни в связи со сменой сезонов, родителям и детям было дано задание подобрать интересный познавательный и литературный материал о жизни животных, насекомых, растений. Найти загадки, народные приметы для каждого времени года.

Перед каждым походом мы собираемся в группе и обсуждаем тематику похода, еще раз просматриваем маршрут, обсуждаем его безопасность и длительность. А так же  вспоминаем правила безопасного поведения на улице и в природе, где будут места стоянок (отдыха), что необходимо взять для привала (отдыха), какую одежду и обувь лучше всего надеть, обсуждаем так же и содержимое рюкзака.  В зависимости от цели экологического похода, продумываем программу ознакомления с природой. Собираем папку с познавательной и художественной литературой, подбираем дидактические игры, оборудование и материал для творчества, а также спортивный инвентарь для организации спортивных и подвижных игр.

Особенно яркими и незабываемыми являются походы летом. Например, прогулки - походы на пруд. Одно из более запоминающихся стало путешествие «Головастик – это рыбка или лягушонок?». В этом походе, в ходе наблюдения, нам удалось увидеть несколько стадий развития лягушки. День был теплый головастики плавали около берега, их хорошо было видно в прозрачной воде.  Мы увидели головастиков без лапок они были похожи на маленьких рыбок, с двумя задними лапками, с четырьмя лапками и небольшим хвостиком.

В путешествии на луг «В гости к фее Цветонии», запомнились детям тем, что они узнали много интересного о травах и их названиях, научились узнавать и различать их по внешнему виду. В данном походе у детей появился устойчивый интерес к познавательной литературе. Они были увлечены работой с атласом – определителем «От земли до неба» Плешакова, самостоятельно искали знакомые растения и сравнивали их с картинками в атласе. В ходе данных походов нами были собраны гербарий «Лекарственные травы», оформлен альбом «Луговые травы».

Запомнился также и поход «В гости к муравью». В данном походе мы познакомились с семейством муравья. Узнали о разновидностях муравьев, о их приспособлениях к среде обитания. Смогли понаблюдать за их работой.

Прогулки – походы оставляют незабываемые впечатления не только у детей, но и у родителей. Совместные игры, наблюдения за насекомыми, птицами, растениями, сбор гербария, природного материала, изготовление совместных творческих работ в ходе прогулок – походов объединяют, сплачивают детско-взрослый коллектив, помогают установлению взаимопонимания и взаимоуважения между педагогами, детьми и родителями, способствуют обогащению знаний о природе родного края.

Наша работа не закончена, мы продолжаем работать по данной теме, так как видим увлечённость, заинтересованность детей и их родителей.