НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ – НА ЧЕМ ОНИ ОСНОВАНЫ И ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ЖДАТЬ,ЕСЛИ У РЕБЕНКА В 2 ГОДА НЕТ РЕЧИ

Борисова Татьяна Вячеславовна

НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ – НА ЧЕМ ОНИ ОСНОВАНЫ И ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ЖДАТЬ,ЕСЛИ У РЕБЕНКА В 2 ГОДА НЕТ РЕЧИ.

Речь – это функция мозга, мозговые структуры созревают в определенные сроки и неврологические критерии это конкретные этапы развития, работы мозга. 

Например, до 1,5 лет активизируется мозжечок – ребенок начинает ходить, и если ему 2 года и он не ходит – родители понимают что это не «индивидуальность», и что если рядом с ним будут бегать футболисты (в плане неговорящего ребенка говорящие дети, «отдать в сад чтобы научили говорить») это никак глобально не скажется на его состоянии. 

Если ребенок не говорит в 2 года, значит у него есть определенная проблема, которую надо найти, чтобы помочь ему компенсироваться. Ждать и верить в сказки о том что «заговорил в 5 лет и стал президентом» - это только упускать время реабилитации. Речь - это зона Брока (моторная функция – воспроизведение речи) и зона Вернике (сенсорная функция – понимание речи), они в норме активизируются до 2 лет, если у ребенка в 2 года нет фразовой речи - значит у него дисфункция речевых зон мозга или более серьезная причина задержки развития, поэтому бездействие и неправильная реабилитация приводят к последствиям, которые после 6 лет уже невозможно компенсировать. Пластичность мозга наиболее активна именно до 6-7 лет, если ребенка привели в 2-2,5, то шанс того что он выйдет в норму очень высокий, а если привели в 4-5 лет - то уже осталось год-два и за это время можно только улучшить его состояние, а не максимально восстановить, реабилитировать, как при раннем обращении. 

Дети, которые самостоятельно, без коррекции, начинают говорить с 3-х лет и позже, которых в пример ставят некоторые обыватели "а вот наш сосед в 3,5 заговорил, и у него все хорошо" - это КОМПЕНСИРОВАННЫЕ ДЕТИ. Значит, либо мозговая дисфункция была небольшая, и мозг смог сам наладить функцию речевой зоны, либо причина была в дефицитарном развитии - педагогической запущенности, или неврозе (психологической проблеме). В любом случае, на выходе - состоянии 7 лет, когда эти дети приходят в школу, в большинстве они приобретают диагнозы СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания) и дисграфию, дислексию - нарушение процессов восприятия чтения и письма. Чем раньше начнется логопедическая и психологическая работа с ребенком - тем меньше у него будет проблем в будущем. 

Какие обследования необходимо пройти если ребенок не говорит в 2 года? 
Конечно, необходимо начать с осмотра невролога, сурдолога (потому что иногда причина задержки речевого развития это нарушение слуха), психиатра. Пройти все назначенные функциональные исследования - МРТ, ЭЭГ, УЗДГ, КСВП. Пройти обследование у логопеда, дефектолога, нейропсихолога, которое покажет состояние интеллекта, особенности восприятия, высших психических функций у ребенка и поможет разработать реабилитационную программу, основанную на индивидуальных задачах именно вашего ребенка.