Методическая разработка «Коробочка с секретом»

Федорова Ольга Юрьевна и Рослякова Ирина Витальевна

Методическая разработка «Коробочка с секретом»

д         для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korobochka_s_sekretom_igra_na_konkurs.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 14

Московского района Санкт-Петербурга

Конкурс методических материалов по профилактике

детского дорожно-транспортного травматизма.

Номинация 2. «Организационно-массовая работа (культурно-досуговая деятельность)»

    Дидактическая игра

Учебно-методическое пособие по познавательной деятельности

«Коробочка с секретом»

для детей старшего дошкольного возраста

Авторы-составители:

Батенкова Оксана Игоревна

воспитатель

Федорова Ольга Юрьевна

воспитатель

Санкт-Петербург

2019 г

Содержание

  1. Введение
  2. Содержательная часть методической разработки
  3. Заключение
  4. Приложения

Введение

Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты, однако главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения, поэтому проблема обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах является особенно актуальной. Создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения, систематическая воспитательно-образовательная работа по ознакомлению их с правилами дорожного движения особенно актуальны в связи с введением во ФГОС ДО в качестве одного из целевых ориентиров дошкольного образования способности ребёнка соблюдать данные правила.
Главной задачей для воспитателей является формирование у ребенка сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения на улице, выработка прочной привычки в применении знаний и выполнении правил в обыденной жизни. В современном обществе знание основ безопасного участия в дорожном движении – одна из главных задач для формирование активного и защищенного человека.

Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях, а основное направление по формированию навыка безопасного участия в дорожном движении-предупреждение детского дорожно — транспортного травматизма.

Анализ современной методической литературы показал, что при обучении детей правилами поведения на улицах и дорогах широко используются разнообразные виды игр, в том числе и дидактические.  Они позволяют в кротчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед дошкольниками проблемы и указать пути их решения, вызвать в сознании яркие картины и дорожные ситуации, активизировать память и чувства. Содержание образования в них определяется действующими Правилами дорожного движения. Выполняя игровые задания в рамках предложенных педагогом игр, а также игр, организованных детьми самостоятельно, дети старшего дошкольного возраста ведут наблюдения, исследуют, расширяют кругозор и т. д. У них очень хорошо развивается творческое воображение, которое оставляет яркие моменты в сознании детей, помогает закрепить ему полученные знания на практике, воплощая их в творческом решении игровой задачи.

Актуальность определяется реальными потребностями системы дошкольного образования в раннем информировании ребенка о правилах безопасного поведения на дороге, освоения им соответствующих умений; потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения на дороге и пополнением научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников.

Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике. Для успешной реализации  задач необходимо гармоничное соединение современных технологий с традиционными формами работы, что позволит организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению правил дорожного движения, способствовать развитию познавательных интересов детей, логическому мышлению, творческим способностям, умению обобщать, рассуждать, классифицировать, развивать внимательность, быстроту реакции, ориентировку в окружающей обстановке. Мы считаем, что грамотное сочетание индивидуальной работы и коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде, направленная на активное включение детей в диалог, позволит улучшить работу педагога с детьми по данной теме.

Что же должен усвоить маленький человечек, чтобы у него сформировались навыки правильного поведения на улице? Сюда относится много факторов. Дети могут научиться понимать, кто является участником дорожного движения, какие бывают элементы дороги (дорога, проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, обочина, перекресток). Очень хорошо, если дети умеют различать виды транспортных средств (автобус, трамвай, троллейбус, легковой и грузовой автомобили, велосипед, мотоцикл). Также детям необходимо рассказать про средства регулирования движения и цвета сигналов светофора. Маленькие пешеходы должны знать правила движения по тротуарам и обочинам и правила перехода проезжей части, какие бывают пешеходные переходы. Немаловажным в процессе обучения правил дорожного движения для дошкольников является и изучение правил поведения, посадки и высадки в общественном транспорте. И главное, что дети должны запомнить и понять – это то, что они ни в коем случае не должны выходить на прогулку без взрослых.

 Вопросы по:

  •  расширению представлений детей о правилах безопасного поведения на улицах
  • пробуждение эмоциональной заинтересованности в познании ПДД
  • воспитанию интереса к познанию ПДД, развития стремления проявлять интеллектуальные и конструктивные способности, научение наших детей навыкам организации безопасного образа жизни, активизации внимания, наблюдательности, изобретательности, инициативности

включают в себя дидактические игры, одним из примеров которых, будет разработанная нами игра.

Учебно-методическое пособие по познавательной деятельности

Дидактическая игра

по правилам безопасного поведения на дороге

«Коробочка с секретом» (предметная коробочка)

Старший дошкольный возраст

Цель: Прививать устойчивую мотивацию к соблюдению правил дорожного движения

Задачи:

  1. Закрепить представление детей о назначении светофора, о его сигналах, об их правильном, неизменном расположении
  2. Расширять представления детей о правилах безопасного поведения на улицах
  3. Расширять и закреплять знания о дорожных знаках для пешеходов
  4. Развивать внимание, зрительное восприятие и речь, быстроту реакции и смекалку, мелкую моторику
  5. Развивать доказательную речь в процессе выполнения заданий

Материалы: Яркая коробочка, в которую собираются предметы (по выбору педагога либо выбирают дети из предложенного большего количества, или, как усложнение, далее, предметы могут собирать и наполнять коробочку сами дети), у педагога заранее подготовленные вопросы, отражающие различные ситуации по правилам дорожного движения (как усложнение, вопросы могут составлять сами дети)

Игра проводится индивидуально или в малой подгруппе 2-5 человек. Когда дети освоят правила игры, то в игре могут принять участие большее количество детей.

Используемые технологии:

Игровая

Мнемотехника

Содержательная часть

Ход игры:

Игроки наугад вытаскивают из «Коробочки с секретом» по одному предмету, рассматривают и раскладывают свободно на полу (игровом поле)

Водящий:

А теперь я вас проверю

И игру для вас затею,

Буду задавать вопросы,

Отвечать на них не просто

Ответом на вопрос будет выбор предмета на игровом поле, игроку нужно из предметов выбрать тот, который в себе «спрятал» ответ на вопрос (найти ассоциацию). Водящий задает вопрос, например:

  • Что напоминает о разрешающем сигнале светофора? (это может быть «зеленый» предмет)
  • Какой предмет напоминает, как выглядят знаки, запрещающие движение? (это могут быть предметы с «красным кольцом»)
  • Какой предмет напоминает о том, что необходимо стать заметным в темное время суток? (Световозвращатель или предметы , на которых есть «яркий огонек»)
  • Что подскажет, в какую сторону нужно смотреть, когда переходишь дорогу? (предмет со стрелкой влево)
  • Какой предмет напоминает о правилах перехода через проезжую часть пешеходам? («полоски» на предмете, например, полосатый носок)

Игроки, услышав вопрос, выбирают на игровом поле предмет, который, по их мнению, может дать ответ на вопрос (ищет ассоциацию), встают рядом с этим предметом. Причем, на игровом поле может быть несколько предметов, подходящих к ответу (варианты выбора). Игроки должны обосновать свой выбор, объясняя выполнение необходимого в данной ситуации правила дорожного движения.  Водящий уточняет выбор игрока, а игрок доказывает правильность своего выбора (спрашивает у всех игроков или выборочно)

Как вариант: Водящий, после выполнения задания игроками, может отметить самый оригинальный ответ (самую интересную ассоциацию), тогда этот игрок назначается ведущим и задает следующий вопрос

Заключение. 

Данная игра, на наш взгляд, включила в себя два очень важных момента: наглядность и словесное пояснение, что дает возможность эффективно расширять воспитание самостоятельности мышления старших дошкольников. Игра построена на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, а действия с предметами позволяют развивать непосредственно восприятие и творческое воображение  детей, активизировать познавательно-речевую деятельность старших дошкольников, что соответствует стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними для изучения правил дорожного движения,  обучению внимательности на дороге, приучению  к правильному поведению на дороге и пешеходных переходах.

Основной идеей игры является повторение, уточнение и расширение знаний правил дорожного движения. Данное пособие имеет широкий спектр применения: в образовательной деятельности, как познавательно-игровой материал, возможно использование на прогулке. Практическая значимость нашей работы заключается в возможности использования разработанной игры в системе работы по обучению ПДД в условиях ДОУ и дома в семье.

И в заключении хочется сказать, что каждому воспитателю, которому доверено воспитание детей, необходимо овладеть современными научно – педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте. Понимая проблему безопасности дорожного движения и осуществляя планомерную, и целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах и улицах города, мы можем предположить, что полученные знания пригодятся воспитанникам в дальнейшем и сохранят не только здоровье, но и жизнь.

Список литературы

Абросимова Ж.Д Формирование основ безопасности у дошкольников через ознакомление с правилами дорожного движения // Молодой ученый.-2017.-№11

Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет: ФГОС. М.: Мозаика-Синтез, 2014.

Шорыгина, Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет / - М.: ТЦ Сфера, 2015