ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Цель: Развивать устойчивые навыки безопасного поведения детей на дороге.
Задачи:
Обучающие:
Обобщить знания детей о правилах дорожного движения.
Закрепить у обучающихся умение различать и понимать значение некоторых дорожных знаков и сигналов светофора.
Развивающие:
Развивать у детей наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, умение правильно оценивать ситуацию при выполнении заданий.
Расширить словарный запас детей по дорожной лексике.
Развивать связную диалогическую и монологическую речь обучающихся.
Совершенствовать координацию движений, умение действовать в неординарной ситуации, не подвергая свою жизнь опасности.
Воспитательные:
Воспитывать у дошкольников культуру поведения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы по теме (стихи, загадки, пословицы, поговорки); Чтение М. Дружинина «Наш друг светофор», Е. Житков «Светофор», З. Крутилова «Я на улице», В. Берестов «По городу», С. Михалков «От кареты до ракеты», А. Мальцева «По улице идеи и едем», А. Добрушен «Как уберечь детей от опасности при переходе улицы», Я. Пишумов «Пешеходный светофор». Заучивание стихов о светофоре М. Пляцковского и А. Северного.
- наблюдения на прогулках;
- беседы о ПДД, их роль в жизни человека;
- рассказ об истории возникновения светофора;
- рассматривание иллюстраций по теме, обсуждение;
- игры: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, настольные;
- игровые ситуации;
- игры-тренинги;
- анкетирование, консультации для родителей;
- использование макетов;
- деятельность в творческой мастерской.
Материал: Мнемодорожка: изображения дорожных знаков размером 30х30 см - «Пешеходный переход», «Велосипедная дорожка», «Осторожно, дети!», «Остановка автобуса»; символы - мнемоквадраты; макет светофора и круги-вставки для него красного, жёлтого и зелёного цветов диаметром 10 см; персонифицированные круги таких же цветов; магнитная доска-дорога, к которой крепятся фигурки
пешеходов, три полосы белого цвета; изображения двух знаков «Пешеходный переход» размером 5х5 см; 2 верёвки и 3 полосы белой ткани размером 1х0,2 м, белые и синие медальоны по количеству детей; круги зеленого, желтого, красного цвета диаметром 3 см; заготовки светофоров; карточки с изображением дорожных знаков (предупреждающие, запрещающие, указательные); жетоны, нагрудные знаки, дипломы.
Ход деятельности;
1. «Мозговой штурм»
2. Проблемная ситуация
3. Д/и «Вопрос-ответ»
4. П/и «Переход»
5. Игра «Будь внимательным»
6. Игра «Знаки» (мнемодорожка)
7. Физминутка «Наоборот».
8.Д/и «Какой светофор?»
9. Д/и «Закончи предложение»
10. П/и «Светофор».
11. Задание (с использованием мнемоквадратов)
12. Подведение итога деятельности
Ход деятельности
№ | Педагог | Дети |
1. | Кто шагает дружно в ряд В наш любимый детский сад? Это дружные ребята, Озорные дошколята! Будем бегать и играть, Правила дорожного движения изучать.
«Мозговой штурм» 1. Что произойдет, если исчезнет на перекрёстке светофор? 2. Что произойдёт, если на земле не будет транспортных средств? 3. Что будет, если исчезнут дорожные знаки? 4. Что произойдет, если убрать шлагбаум? | Дети заходят в группу
Дети обсуждают, высказывают идеи. |
2. | Проблемная ситуация - Ребята, нам пришло письмо. К нам за помощью обратились гости из страны «Правила Дорожного Движения». Зовут их «помощники сигналы», у них есть и конкретные имена — Красный, Жёлтый и Зелёный. Злой волшебник заколдовал в их стране единственный Светофор, и он исчез. А сигналы, оказались в нашем садике, словно на иной планете. - Как мы можем им помочь вернуться домой? (попытаться попасть в страну «Правила дорожного движения» и расколдовать светофор). - Не сомневаюсь, что вы готовы к настоящим приключениям, поэтому оправляемся в увлекательное путешествие, которое будет иметь соревновательный характер (жетоны за правильный ответ). По трассам, улицам, проулкам Машины едут взад-вперёд. А ты выходишь на прогулку, Теперь, мой друг, ты — пешеход! За рулём водители сидят, На трассу сквозь стекло глядят. Обязаны дорогу уважать. Водитель с пешеходом: Друг другу не должны мешать — Быть вежливым народом! Не быть помехою движения, Выполняя правила безопасного поведения! А. Сидорова |
Дети решают проблему |
3.
| Д/и «Вопрос-ответ» - развитие диалогической речи. - Как более точно называются правила, которые помогают сделать дорогу безопасной? (Правила дорожного движения). Верно, именно так называется и страна, в которую мы направимся. Для того, чтобы быстрее туда попасть, надо безопасно перейти дорогу. (Демонстрирует магнитную доску-дорогу, на которой нанесён тротуар, где закреплены две «детские» магнитные фигурки.) - Как нам правильно перейти дорогу, чтобы оказаться в той стране, где злой волшебник заколдовал Светофор, и он внезапно исчез? (Если нет светофора, то дорогу нужно переходить по пешеходному переходу) - А, как же мы узнаем, где он? (Место, где находится пешеходный переход, обозначается специальным знаком. Он устанавливается с каждой стороны дороги). (Выставляет на доску-дорогу намагниченные знаки) - Как более кратко люди называют такой переход? (По раскраске он напоминает зебру, поэтому и получил в народе такое название. Его обозначают белыми полосками). | Д/и «Вопрос-ответ»
Ответы детей. (за правильный ответ дети получают жетоны)
«Только там переходить положено, Где на проезжей части «зебра» расположена». |
4. | - Давайте в этом месте попробуем перейти дорогу. П/и «Переход». (На полу двумя верёвками и тремя полосами ткани воспитатель обозначает место пешеходного перехода)
Ходить по улице, малыш, Не надо в одиночку, Идёшь, бежишь или стоишь — За руку взрослого держись. Смотри сначала влево! Направо посмотри! Машины рядом нету? Теперь переходи. А. Сидорова | П/и «Переход» Дети выстраиваются в колонны, обозначенные жетонами синего и белого цветов. Первая — выступает в роли родителей, вторая — детей. У перехода обе колонны выстраиваются рядом. Выполняют движения: (Соседние пары у перехода берутся за руки.) (Смотрят в указанном направлении.) (Поворачивают головы.) (Парами пересекают переход.) |
5. | - Вот мы и оказались в стране «Правила Дорожного Движения». Не заблудиться здесь нам помогут дорожные знаки. С помощью таких знаков мы быстрее попадём в Школу Безопасного Движения, где Главный светофор учит детей правилам поведения на дороге. - Какие виды дорожных знаков вы знаете? (предупреждающие, запрещающие, указательные). Игра «Будь внимательным» - закрепить знания о дорожных знаках; развитие зрительного внимания, памяти; воспитывать умение работать в командах. На столе лежат дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, указательные. Воспитатель дает каждой команде задание, какой взять знак. Предупреждающие знаки (изображены в красном треугольнике). Запрещающие знаки (изображены в круге красного цвета (ободок)). Предписывающие знаки (изображены в круге голубого цвета). Знаки особых предписаний (изображены в квадрате голубого цвета или в прямоугольнике). Информационные знаки (изображены в квадрате голубого цвета). Знаки сервиса (изображены в прямоугольнике голубого цвета). Молодцы, дети! Вы правильно разобрались в дорожных знаках. |
Ответы детей. (за правильный ответ дети получают жетоны)
Игра «Будь внимательным». Дети делятся на три команды, по сигналу воспитателя находят соответствующие знаки и объясняют, что они означают. |
6. | Игра «Знаки» (мнемодорожка) Намечается «маршрут» до места назначения, в соответствии с ним выставляются знаки. Детям предлагаются мнемодорожки, в которых зашифрованы форма, цвет, расположение и назначение знака. Ведущий (педагог) идет по кругу и говорит слова: «По дороге я иду и на знаки я смотрю. Я хочу спросить про знак, нарисован он вот так». Педагог останавливается перед любым ребенком и передает мнемодорожку. 1. (мнемодорожка – стоянка автобуса) Сейчас надо пересесть на автобус, место его остановки обозначает первый знак. 2. Мы в очередной раз правильно и безопасно перейдём дорогу там, где установлен второй знак (мнемодорожка – «Пешеходный переход»).
3.Теперь дорога идёт через парк. На чем лучше проехать (мнемодорожка – «Велосипедная дорожка»).
4. Вот мы добрались до школы, возле которой установлен четвёртый знак (мнемодорожка – «Дети»).
- О чём он предупреждает водителя? (рядом находятся школа или детский сад, поэтому водитель должен быть особенно внимательным, ведь дорогу могут переходить дети).
(Намечается «маршрут» до места назначения, в соответствии с ним выставляются знаки). | Игра «Знаки».
Ответы детей. (за правильный ответ дети получают жетоны)
1. В прямоугольнике голубого цвета, на белом фоне изображен автобус. Это место стоянки автобуса – знак особого предписания.
2. Знак квадратный, синего цвета, расположен у дороги. На знаке нарисован человек, идущий по зебре. Это знак - «Пешеходный переход» - предупреждающий знак.
3. Знак круглый, синего цвета, расположен у проезжей части, на знаке нарисован велосипед. Это знак «Велосипедная дорожка» - предписывающий знак. 4. Знак треугольной формы, красного цвета, расположен на проезжей части около школы, на знаке бегущие дети. Это предупреждающий знак для водителей «Дети».
Четверо обучающихся берут в руки знаки «Остановка автобуса» «Пешеходный переход», «Велосипедная дорожка», «Осторожно, дети!». Показывают знаки остальным детям. |
7. | - Со знаками вы хорошо знакомы и успешно выполняете их предписания. Я уверена, что с нашей помощью «помощники сигналы» смогут вернуться домой и отыскать Светофор, а мы обязательно победим злого волшебника. Пока же немного отдохнём. Физминутка «Наоборот» - развивать мышление и движения, активизировать словарный запас. Закреплять в представлении и словаре ребенка слов-антонимов. Говорю «бежать!» — Вы должны стоять. Говорю «вниз!» — Вы покажете вверх. Говорю «налево!», Вы повернётесь направо. Говорю «вставайте!» Вы будете садиться! |
Дети выполняют движения. Физминутка «Наоборот».
(Стоят.)
(Поднимают руки.)
(Поворачиваются.)
(Присаживаются на стульчики.) |
8. | - Сейчас мы находимся в Школе Безопасного Движения. Для того, чтобы перестали действовать чары колдуна, необходимо правильно закончить следующие предложения. Д/и «Закончи предложение» - развитие слухового внимания, логического мышления. Автомобили движутся по дороге, а мы идём… (по тротуару). Если ты за рулём, то ты … (водитель). Если идёшь пешком, то ты… (пешеход). Если едешь в автобусе, то ты… (пассажир). - Вы правильно завершили все предложения, поэтому «помощники сигналы» скоро встретятся со своим Светофором | Ответы детей |
9. | -Что такое светофор и, когда он появился на городских улицах? Первый светофор поставили на железной дороге. А в 1868 году в г. Лондоне - на городских улицах . У первого светофора было 2 сигнала-зеленый и красный, они менялись вручную. В начале ХХ века Появился трехцветный электрический светофор. Д/и «Какой светофор?» - развивать умение детей выполнять сравнение предметов с образцом светофором, подбирать недостающие фонари, отражать в речи цвет фонарей: красный, желтый, зеленый. - Назовите различные виды светофоров и расскажите о них. (Транспортный светофор – регулирует движение транспортных средств. Верхний сигнал красного цвета, по середине желтый, нижний – зеленого). (Движение пешеходов регулирует пешеходный светофор, с красным запрещающим и зеленым разрешающим сигналами). (Светофоры с кнопками, которые включают сами пешеходы). (Светофоры со звуковым сигналом для людей с нарушением зрения). | Ответы детей (за правильный ответ дети получают жетоны) |
10. | - Отгадайте загадку. «Три моих волшебных глаза Управляют всеми сразу. Я моргну – пойдут машины, Встанут женщины, мужчины. Отвечайте вместе хором. Как зовусь я – Светофор».
- Нам осталось помочь Красному, Жёлтому и Зелёному занять свои прежние места. (Выставляет Светофор без огней.) П/и «Светофор» - упражнять детей в умении реагировать на цвет; закреплять представление детей о назначении светофора, о его сигналах; развитие внимания; умение распределять роли.
Участвуют команды: водителей и пешеходов. Воспитатель «зажигает» светофор для пешеходов: зелёный свет - пешеходы идут; красный свет - пешеходы стоят. Для водителей: красный - автомобили с водителями стоят; зеленый - водители едут на автомобилях. Затем команды меняются местами и ролями.
- Как вы убедились, сигналы светофора помогают и пешеходам, и водителям. Давайте ещё раз закрепим наши знания. (Устанавливает «помощники сигналы» в Светофор). - Красный свет…(Движенья нет!) - Зелёный свет … (Движение разрешено!) |
Дети играют в п/и «Светофор», меняются ролями.
Ответы детей. Дети берут круги зеленого, желтого и красного цвета и выкладывают на заготовки светофоры (светофоры для транспорта и для пешеходов). |
11. | - Ребята, давайте в Школе Безопасного движения запишем правило «Переходить проезжую часть можно только на зеленый сигнал светофора» с помощью символов (мнемоквадратов). | Дети находят нужные символы (мнемоквадраты) и выкладывают их в дорожку. |
12. | Итог деятельности: - Вспомните, как называются правила, которые должны соблюдать люди, если они собираются выйти на улицу и куда-нибудь пойти или поехать?
- Что мы с вами говорим о правилах дорожного движения?
- Кому мы помогли в нашем путешествии и чем? Светофор благодарит вас за то, что помогли «помощникам сигналам» вернуться домой и встать на свои места. В путешествии мы безопасно переходили дорогу, были внимательны к дорожным знакам, еще раз убедились, что сигналы светофора помогают и пешеходам, и водителям. - Где нам в жизни могут пригодиться полученные знания?
- Посчитайте, сколько жетонов вы получили в путешествие, и выберите себе нагрудный знак (активный игрок, надежный игрок, веселый игрок, смелый игрок, внимательный игрок). Сотрудники Школы безопасного движения награждают вас дипломами «Знаю правила».
- Нас ждёт автобус (показывает соответствующий знак), чтобы доставить в детский сад. Спасибо за активное участие в путешествии! Правила дорожные не такие сложные. Вы всегда их твердо знайте, На дороге соблюдайте! -Пока едем, можем поиграть. Я буду зачитывать вопросы и если вы согласны с утверждением, то дружно говорите фразу «Это я, это я, это все мои друзья!», если не согласны – молчите. «Кто ватагою весёлой каждый день шагает в садик? Кто вперёд всегда идёт, широко разинув рот? Кто автомашины пропускает, ПДД все соблюдает? Кто шагает без разбора на сигналы светофора? Кто дорогу перейдёт только там, где переход? Чтоб проветриться в автобусе немножко, Кто и голову, и туловище высунул в окошко? Знает кто, что красный свет – это значит, хода нет? Кто бежит вперёд так скоро, что не видит светофора? Знает кто, что свет зелёный означает – путь открыт? Кто ГИБДД помогает, за порядком наблюдает?»
В конце деятельности можно предложить детям настольные игры: «Светофор», лото «Водитель – пешеход», «Внимание дорога». | Ответы детей Хором: «Чтобы никогда не попадать в сложные положения, Надо знать и соблюдать правила дорожного движения!»
«Пусть движутся потоками машины, Водители спокойствие хранят Ведь правила движения едины- Для взрослых, пешеходов и ребят»
Ответы детей.
Дети подсчитывают жетон, выбирают нагрудные знаки, получают грамоты «Знаю правила».
Если дети согласны с утверждением, то дружно говорят фразу «Это я, это я, это все мои друзья!», если не согласны – молчат.
Играют в настольные игры. |