Самоанализ занятия занятия с использованием музыкально-дидактических игр по сказке «Теремок»
Конспект занятия «Теремок» можно найти по ссылке https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2020/01/16/konspekt-muzykalnogo-zanyatiya-s-ispolzovaniem-muzykalno
Музыкально-дидактические игры - это игры, специально созданные для решения задач музыкального воспитания, обучения и развития детей.
Музыкально - дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов: обучающая задача, игровые действия, правила.
Цели и задачи проведения музыкально-дидактических игр в детском саду.
Музыкально-дидактические игры развивают музыкальные способности детей (слух, намять, ритм, эмоциональную отзывчивость).
Развивают творческие способности дошкольников.
Развивают сенсорные способности, то есть способности ощущать, различать свойства музыкальных звуков (высоту, длительность, громкость, тембр).
Помогают в игровой, доступной форме усвоить основные выразительные средства музыки, различать музыкальные произведения но жанру, форме, характеру.
Требования к играм
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Музыкально-дидактические игры имеют свой игровой сюжет, игровые действия, правила, которые необходимо соблюдать. Игры должны быть просты, доступны, занимательны, красочно и эстетически оформлены. Карточки с изображением музыкальных образов - яркими, художественны, точно соответствующими содержанию игры. Важно вызвать у детей желание играть.
Методика освоения музыкально-дидактических игр.
Созданию прочных навыков музыкально-сенсорного восприятия (Сенсорное восприятие - целостное отражение предметов, явлений и событий в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств. ) способствует четырёхэтажное освоение музыкально-дидактических игр.
На первом этапе дети знакомятся с музыкальным произведением, составляющим основу игры, выделяют характерные для него музыкальные звуки и их свойства. Происходит первоначальное знакомство со зрительными образами игры. (3-4 занятия по 2 - 4 минуты).
На втором этапе (также 3-4 занятия) дети знакомятся с внешним видом игры, её содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. Параллельно идёт усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений, необходимых для игры.
На третьем этапе осуществляется перенос полученных музыкально-сенсорных умений и навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей. Происходит дальнейшее совершенствование этих навыков под косвенным руководством воспитателя, роль которого на данном этапе активная.
На четвертом этапе дети самостоятельно используют игры. Но это не означает, что дети, играя, должны быть предоставлены сами себе. Воспитатель наблюдает за ходом игры, регулирует коллективные взаимоотношения детей.
Играть в музыкально-дидактические игры можно после дневного отдыха, в летний период - на участке детского сада в часы, отведённые для игр.
Виды музыкально - дидактических игр:
1. Игры, развивающие звуковысотный слух детей;
2. Игры, развивающие чувство ритма;
3. Игры, развивающие тембровый слух;
4. Игры, развивающие динамический слух;
5. Игры, развивающие ладотональный слух;
6. Игры, развивающие представления о содержании, жанрах, выразительных средствах музыки.
Цель: Развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.
Задачи:
учить детей ориентироваться в игровой ситуации;
развивать эстетическое восприятие, интерес и любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость и творческую активность;
совершенствовать звуковысотный, тембровый, динамический слух, чувство ритма и темпа; слуховое внимание, музыкальную память;
воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу.
В занятии использованы игры различной направленности.
Музыкально – дидактическая игра «Ритмическое Эхо»
Цель: развитие памяти, внимания, чувства ритма.
Музыкально – дидактическая игра «Маршировать — бежать - прыгать»
Цель: развитие у детей восприятия различного характера музыки и ассоциация музыки с движениями животных, умение действовать под разную по характеру музыку.
Музыкальная разминка- игра «Пяточка-носочек»
Цель: создание настроения, развитие внимательности, танцевальных, ритмических навыков, осанки, координации движений.
Музыкальная игра «Зайка серенький сидит»
Цель: создание художественного образа, умение слушать и выполнять движения под музыку, координация в пространстве.
Музыкально-дидактическая игра «На чем играю»
Цель: различение звучания детских музыкальных инструментов. Развитие тембрового слуха.
Вокально-интонационное упражнение «У окошка мы сидели»
Цель: развитие вокальных и интонационных навыков, голосоведения, навыков правильного интонирования, координации движений с пением.
Заключение
При определении значимости использования музыкально-дидактических игр в обучении дошкольников становится ясно, что если в процессе музыкальной деятельности будут развиваться музыкально-сенсорные способности у всех детей без исключения это не пройдет бесследно для их последующего музыкально развития. Поэтому развивающая функция музыкально-дидактических игр очень важна.
Предлагаемые музыкально-дидактические игры, способствуют развитию не только музыкально-сенсорных способностей, но и творческих.
Необходимо вызвать интерес, активность у детей, развить самостоятельность в музыкальной деятельности, которая приобретает творческий характер.
Именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребенка, в том числе и музыкально-сенсорных. И развитие этих способностей у каждого ребенка должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкально руководителя, осуществляться различными методами и средствами. И музыкально-дидактические игры являются очень важным и действенным средством.