Открытое занятие на тему "На бумажной фабрике"
Цель. Формирование представлений детей о бумаге, её свойствах и качествах.
Задачи:
1. Закрепить и систематизировать знания детей о бумаге, познакомить с историей его возникновения, о назначении бумаги в быту.
2. Формировать представления детей о бумаге, её свойствах на основе экспериментирования – изготовления бумаги, учить делать выводы.
3. Обогащать словарный запас детей, используя методы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии.
4. Развивать познавательную активность детей, связную речь, воображение.
5. Воспитывать бережное и экономное отношение к бумаге.
Материал и оборудование:
Мультимедийная установка, видеофрагменты «Откуда появилась бумага», «Фиксики о бумаге», черный ящик с книгой для игры «Да-нетка»,бумажная фабрика с видами бумаг, 8 шапочек, 8 фартуков, резиновые перчатки, правила безопасности – на листах, блендер, гуашь 2 цвета, 3 подноса, крахмал, клей ПВА, одноразовые ложки, салфетки.
Предварительная работа: замачивание кусочков бумаги в теплой воде, проведение опытов «Свойства бумаги».
Ход занятия
Дети:
«Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!»
Здравствуйте, гости дорогие!
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Отгадайте, в какую игру будем играть? Как вы думаете, что лежит в черном ящике? выбрать ведущего ребенка.(в ящике лежит книга)
Игра «Да-нетка» (приложение1)
Воспитатель: А как вы думаете, из чего сделана книга? (Из бумаги)
Когда я была маленькая как вы, моя любимая книжка была про Буратино. Из чего сделан Буратино? (Из полена, дерева)
Воспитатель: Почему дерево и бумагу называют родственниками? – ответы детей.
Воспитатель: Потому, что бумагу делают из дерева. Слово «бумага» берет свое начало от итальянского bambagia (камбоджа), что значит – хлопок. Что делают из бумаги?
Дети: газеты, деньги, тетради, туалетную бумагу, салфетки, картон и наши любимые книжки и учебники.
Воспитатель: Мы сегодня узнаем где появилась бумага, какие виды и свойства есть у бумаги, и из чего её делают.
Воспитатель: Бумагу изготавливают на бумажной фабрике или на целлюлозно-бумажном комбинате. Посмотрите вот на эту бумажную фабрику.
Из какой бумаги сделана фабрика – ответы детей.
На этой фабрике выпускают бумагу ручной работы. Хотите попасть на эту фабрику и попробовать изготовить бумагу?
Воспитатель и дети: Топ-топ, хлоп-хлоп, повернись и на фабрике бумажной очутись!
Воспитатель: Вот мы и очутились на фабрике. Давайте повторим свойства бумаги. Посмотрите зарисовки опытов и расскажите, какой опыт вы делали и обязательно не забыть про вывод о свойстве бумаги (приложение 2)
Воспитатель: Виды и свойства бумаги вспомнили, а что бы узнать, как и когда появилась бумага на нашей фабрике есть кинозал. Проходите (фрагмент видеоролика)
Первая бумага появилась в Китае. - Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную.
Воспитатель: Фиксики вам расскажут, как делают бумагу в наше время (фрагмент «Фиксики о бумаге»).
Воспитатель: Что необходимо сделать, чтобы не рубить лес?
Дети: Не выкидывать бумагу, а сдавать макулатуру. Ее переработают и снова получится новая бумага.
ФИЗМИНУТКА (приложение 3)
Как-то утром, спозаранку
Появились на полянке:
Не грибы и не цветочки,
А бумажные листочки.
Все листочки собрались?
Не ленись, и подтянись!
Ну, пожалуй, мы начнем,
Уголочки все загнем.
А теперь нетрудно нам
Все сложить их пополам.
Снизу-вверх - наискосок
Загибаем уголок.
А теперь мы из листочков
Превращаемся в комочки!
Прыг да скок, прыг да скок
Выпрямляется листок.
Мимо ветерок летит
И листочки шевелит.
Листки все в книгу соберем
И вместе мы ее прочтем.
Воспитатель: Приглашаю вас в зал нашей фабрики. Посмотрите вокруг и назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага.
Дети: Книги, альбомы, раскраски, плакаты и т. д.
Воспитатель: Отправляемся в лабораторию. Для проведения опытов вспомним о правилах безопасности в лаборатории.
Не пробуй на вкус ничего, никогда, иначе тебя оживает беда Никогда никому не мешай, соседа всегда своего выручай. Все за собой ты убери, будь аккуратным и не сори.
Воспитатель: Вспомним, что мы вчера с вами делали…
Дети: Рвали бумагу на мелкие кусочки и заливали теплой водой.
Воспитатель: Процесс изготовления очень длительный, для этого нам понадобится клей, крахмал. /крахмал нужен чтобы бумага не рвалась и хорошо сгибалась/. Цвет бумаги выбираете сами. В миску с массой перемешиваете 2 ложки клея и добавляете 2 ложки крахмала. Аккуратно все перемешиваете. Добавляете гуашь нужного вам цвета. Сначала мы перемешаем массу одного цвета, затем только другого. У одних получится бумага красного цвета, у других желтого. Миксер нужен нам для того, чтобы масса получилась однородная.
Аккуратно выкладываем массу на противень, сверху кладем доску, чтобы масса была под гнетом и лишняя вода стекала. Через дня два посмотрим, какая бумага у нас получилась. (Дети работают в лаборатории).
Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем в игру «Хорошо-плохо». Давайте вспомним правила игры: я называю объект, а вы определяете его положительные и отрицательные свойства.
Воспитатель: Человек изобрел бумагу. Бумага - это хорошо, почему?
Дети: С помощью бумаги мы учимся читать и писать. Рисуем на бумаге. Из картона можно делать поделки.
Воспитатель: Бумага - это плохо. Почему?
Дети: Это не прочный материал. Она может сгореть, намокнуть, ее можно смять, разрезать, порвать.
Мозговой штурм. Что будет, если бумага исчезнет из нашей жизни?
Дети: Мы не сможем писать, рисовать. Не будет книг, учебников. Не будет бумажных денег и мы не сможем ничего купить. В магазине продукты будут без упаковок.
Воспитатель: Ну а нам пора возвращаться обратно. Раз, два – повернись и в нашей группе очутись.
Воспитатель: Ребята, что больше всего вам понравилось на бумажной фабрике?
Что интересного узнал ты сегодня Матвей? Что дома маме расскажешь маме? – ответы детей.
Воспитатель: Мне, и я думаю, что и нашим гостям тоже сегодня понравилось наше путешествие и ваше трудолюбие, упорство и желание узнать что-нибудь новое. Спасибо.
Приложение 1
Игра «Да-Нетка»
Цель: формирование навыков фонематического анализа и синтеза; умения задавать вопросы, развитие слухового внимания и памяти.
Ведущий - педагог или ребёнок загадывает слово или предмет (предмет помещается в черный ящик). Задаются вопросы пока дети не угадают задуманное, например: «Это живое? Это стеклянный, железный предмет? Посуда? Это растение? Это животное? Оно большое? и т. д. Ведущий отвечает только «да» или «нет».
Приложение 2
Опыты с бумагой.
«Бумага режется» (схема «ножницы») | Предложить детям узнать режется бумага или нет. Два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага. Попробовать разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения. Вывод: картон толще, чем бумага, бумага рвется по легкости в зависимости от толщины. |
2. «Бумага рвется» (схема «рваная бумага») | Дети пытаются порвать картон, бумагу, фольгу. Вывод: картон толще, чем бумага, бумага рвется по легкости в зависимости от толщины. |
3.«Бумага мнется» (схема «мятая бумага») | Смять сначала бумагу, потом картон. Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется. |
«Бумага намокает» (схема «капля воды») | Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный. |
«Бумага впитывает масло» (схема «растительное масло») | Намочить ватку в масле и оставить ею след на бумаге. Что произошло? Вывод: масло пропитывает бумагу. |
«Бумага издаёт звук» (схема «нота») | Предложила взять разноцветную бумагу и выполнять движение «стирка белья». Бумага шуршала, скрипела. Вывод: при смятии, трении – бумага издаёт звук. |
«Бумага летает» (схема «самолет») | Может ли бумага летать?. для этого нужно сделать самолетик.(дети делают оригами ) Вывод: так как бумага бывает легкая и тонкая, она может летать |
«Бумажные поделки» (схема «веер») | Предложить детям цветную бумагу и вместе с ними сделать поделку веер. Вывод: из бумаги можно делать красивые поделки. |
«Бумага горит» (схема «спички») | Поджечь разные виды бумаги. Вывод: бумага горит. |
Приложение 3
Как-то утром, спозаранку Появились на полянке: Не грибы и не цветочки, | ходьба на месте |
А бумажные листочки. | руки в стороны |
Все листочки собрались? Не ленись, и подтянись! | поворот головы вправо-влево |
Ну, пожалуй, мы начнем, Уголочки все загнем. | сгибать и разгибать руки перед грудью |
А теперь нетрудно нам Все сложить их пополам. | повороты влево-вправо |
Снизу-вверх - наискосок Загибаем уголок. | наклоны наискосок |
А теперь мы из листочков Превращаемся в комочки! | приседания, руки вперед |
Прыг да скок, прыг да скок Выпрямляется листок. | подскоки на месте |
Мимо ветерок летит И листочки шевелит. | упражнение на дыхание |
Листки все в книгу соберем И вместе мы ее прочтем. |