Рекомендации для родителей во время адаптации ребенка в ДОУ
Наступает время, и родители задумываются о том, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад. Как помочь себе и ребенку пройти этот период наименее безболезненно и плавно. Рекомендации от педагогов и психологов примерно одинаковы.
Все из нижеперечисленных рекомендаций я лично опробовала совместно с родителями во время работы в группах раннего возраста и непосредственно в периоды адаптации детей.
Позволю себе прокомментировать некоторые из них:
1. Каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети играют и гуляют, маме надо заняться делами семьи).
Моё мнение: с ребенком от 3—х лет этот метод возможно сработает, но с детьми, которые отправляются в группу раннего возраста (от 2 до 3 лет) мало вероятно, это связано с тем, что ребенок еще не нуждается в дополнительном обществе, друзьях. Ему достаточно знакомой обстановки, его привычного круга общения. И когда он на самом деле придет в группу он испытает некоторого рода разочарование (игрушки не все и не всегда в свободном доступе, а за понравившуюся возможно придется и побороться) ложность заключается в психологических особенностях детей до трех лет.
Моя рекомендация: Говорить с ребёнком конечно нужно, ребенок должен быть готов к предстоящим переменам. Не нужно недооценивать своего ребенка –он все понимает. Говорите с ним честно, объясните почему именно сад необходим вашей семье. Объясните элементарные правила взаимодействия со сверстниками и воспитателем.
2. Заранее спланируйте прогулки на территорию выбранного учреждения. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребенка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.
Моё мнение: Хороший метод, но это обязательно должно согласовываться с руководством ДОУ. И к сожалению опыт показывает, что детки привыкают лишь к прогулкам, а когда дело доходит до возвращения в группу, то чаще всего автоматически срабатывает у ребенка рефлекс «Стоп- мамы там точно нет, я туда не хочу»
Моя рекомендация: Идеально было бы заранее знакомиться с группой и воспитателем. К сожалению, на практике этого нет. Гулять или не гулять на территории сада дело каждого, на мой взгляд это малозначительный фактор по облегчению адаптации.
3. С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.
Моё мнение: почему бы и нет?!
Моя рекомендация: Общительный родитель-общительный ребенок. Расширяйте круг общения вашего ребенка. Ребенок, который с раннего возраста взаимодействует с бабушками, дедушками, тетями и т.д. намного легче проходит адаптацию!
4. Еще до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь.
Моё мнение: да, все правильно.
Моя рекомендация: Привычка, традиция, ритуал и главное режим – ваш главный помощник в организации и воспитании ребенка! И чем раньше вы введете в жизнь малыша режим и определенные правила, тем легче и естественнее ваш ребенок пройдет период адаптации. К сожалению, в наше время актуальна проблема современного ритма жизни – соблюдение режима теперь скорее роскошь. Но позвольте ее себе позволить, и вы будете пожинать плоды вплоть до начальной школы!
5. Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, с какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.
Мое мнение: да, положительный настрой обязателен. Но это примерно, как в пункте 1.
Моя рекомендация: Показывайте личный пример своему ребенку. У общительных и коммуникабельных родителей - общительные дети. Если у ребенка нет примера и практики, то маловероятно, что он ринется в общение с малознакомыми детьми со словами и фразами, специально приготовленными по этому случаю.
6.Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.
Моё мнение: да, все так; дети в раннем возрасте потеряв из вида маму, считают, что она пропала на всегда и остро переживаю ее потерю.
Моя рекомендация: не стесняйтесь поделиться с воспитателем особенностями поведения, волеизъявления вашего ребенка, «секретными ключиками» (любимые сказки, мультфильмы, его ласковое имя и так далее). Если воспитатель владеет подобной информацией, то это облегчает процесс обеим сторонам. Хороший педагог и сам подберет эти «ключики», но почему бы не помочь в этом деле?
7. Предупреждайте малыша, что могут быть и трудности из-за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению. Но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним.
Моё мнение: да, предупреждайте. Но залог успеха в большей мере зависит от того на сколько развиты у вашего ребенка навыки самообслуживания.
Моя рекомендация: Не оправдывайте свою лень – сформируйте у ребенка умение сообщать о нужде, держать ложку, надеть трусики после туалета, надеть колготы и прочее. Чем более развиты навыки, тем менее ваш ребенок зависит от помощи воспитателя и, следовательно, вспоминает о нехватке мамы пока ожидает очереди среди множества других ребят. По опыту могу сказать, что всегда ребята с хорошо сформированными навыками самообслуживания легко проходят адаптацию, быстрее осваиваются. В то время пока остальные учатся надевать сандалии, кушать, писать (куда нужно) и т.д. эти дети осваивают приятные стороны пребывания в саду. Ну а если ребенок сам не ест, не одевается и до сих пор не распрощался с подгузником, то конечно тут остается лишь запастись терпением. Но представьте себя на месте малыша в одной из возможно сложившихся ситуаций… хотели бы вы быть самостоятельными или обладающими терпением?)
8. Поиграйте с ребенком дома в игру "Детский сад". Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.
Мое мнение: играйте
Моя рекомендация: В игре вы не только сможете смоделировать предстоящею ситуацию и способы взаимодействия со сверстниками, но и в дальнейшем наблюдая как малыш продолжает играть в детски детский сад вы узнаете почти все, что необходимо знать о том, как проходят дни пребывания ребенка в саду, как строится режим дня, какими словами оперирует воспитатель при разных ситуация, что волнует и радует вашего ребенка.
9. Важное средство общения в дошкольном учреждении - это детские игрушки. Чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки. Научите его делиться ими с другими детьми.
Мое мнение: Не совсем согласна по ряду причин:
- Важное средство общения в дошкольном учреждении- это речь вашего ребенка
- Не приучайте ребенка хвастать, есть вероятность того что ребята будут дружить с вашим малышом ради того, чтобы поиграть заветной игрушкой (есть личные наблюдения и примеры с практики)
- Дети в до трех лет не способны делиться. Не заставляйте ребенка отдавать свое, не ругайте его за отказ делиться! Вы с радостью делитесь своим?
- В саду за гигиену и здоровье детей несет ответственность воспитатель. Невозможно проконтролировать гигиену принесенных из дома игрушек всех детей группы, а они все нуждаются в «части семейной атмосферы». В добавок этому нужно учесть, что дети в этом возрасте практически не способны договариваться при решении конфликтов и выясняют отношения на уровне природных инстинктов, они толкают обидчика, кусают или бьют тем что в руке, и хорошо если это не толкушка металлическая (это тоже было). И как бы не повернулась ситуация – виноват воспитатель. К примеру, из самых ярких моих воспоминаний, принесенных в период адаптации и трепетно вложенных в руку малышу мамой «кусочков семейной атмосферы»: блин в пакете недоеденные кем-то, использованная губка для мытья посуды, очевидно грязные мягко набивные игрушки, соска, одеяльце, толкушка для картофеля, половник, палочки для китайской еды, сумочка со средствами личной гигиены мамы и множество подобного
- Случается так, что разгораются жестокие схватки за право обладания желанной игрушкой
- Другая история, если у заветной игрушки потеряется деталь или еще хуже она сама – представьте себе каково ребенку пережить потерю. А что остается воспитателю, оставить свои непосредственные обязанности и пустится на поиски?
- Ребенок, пришедший в сад с личной игрушкой не отпускает ее от себя, он с ней идет в туалет, берет ее за стол, несет в постель, боится оставить ее без присмотра, тревожится о ее сохранности, не играет групповыми игрушками и как следствие не сближается с остальными детьми.
Моя рекомендация: Не нужно полагать, что принесенная из дома вещь станет волшебной пилюлей в облегчении процесса адаптации. Адаптация — это всегда стресс и тревога для всех трех сторон процесса. Конечно кому-то проще дать ребёнку игрушку в руку и считать, что миссия выполнена. В саду много игрушек и интересных занятий. Лучше формируйте у ребенка необходимые качества и тогда все будет намного успешнее.
10. Обговорите с малышом, как вы будете прощаться и как встречаться в детском саду. Несколько раз проделайте несложные, но очень важные действия для малыша при прощании и встрече. Пытайтесь их в будущем придерживаться.
Мое мнение: да, все правильно
Моя рекомендация: Традиции и повторения вырабатывают у ребенка уверенность и спокойствие. С прощанием перед входом в группу сильно не затягивать. Если вы понимаете, что ребенок не готов расстаться на положительных эмоциях и его состояние переходит в по нарастанию в плач, позовите воспитателя и передайте ему ребенка пока он не впал в это состояние сильнее. Воспитатель сумеет переключить ребенка, отвлечь, заинтересовать. Затягивать прощание с ребёнком, который не отпускает маму и продолжает плакать эмоционально тяжело как маме и малышу, так и окружающим ребятам которые возможно тоже недавно попрощались со своими мамами.
11. Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.
Моё мнение: Да, все так.
Моя рекомендация: Эмоциональная связь между родителями и ребенком очень важна. Ребенку важно знать и чувствовать поддержку и участие. У общительных и открытых родителей – общительные и открытые дети.
12. Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребенка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребенке.
Моё мнение: Да. Взрослый возможно пересмотрит ситуацию и изменит свое мнение, а вот с ребенком всё иначе…
Моя рекомендация: Для каждого из нас счастье, здоровье, успех ребенка является самым значимым фактором-по другому и быть не может. Порой случаются разные ситуации, все они так или иначе разрешаются. Но помните о том, что для вашего ребенка все ваши слова и суждения являются истиной (мама и папа никогда не обманывают, они все знают, им нужно верить). Вот и представьте, как со всем услышанным ему взаимодействовать с педагогом. Эта рекомендация направленна не на защиту воспитателя, а на сохранение эмоционально-комфортного состояния ребенка.
13. Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома.
Моё мнение: Трудно переоценить роль физического контакта в жизни и развитии человека.
Моя рекомендация: Объятья необходимы всем и всегда. Дети, которые любят тактильный открыты миру, легче заводят дружеские отношения, у них сформировано базовое доверие к миру (личный опыт). Обнимайте своих детей как можно чаще, целуйте и берите на руки не бойтесь их «разбаловать», дети так быстро вырастают- второй попытки не будет.
Подведу итог. Всегда будьте примером своему ребенку. У счастливых родителей – счастливые дети. Помните о том, что ребенок всегда слышит, видит, чувствует – не оправдывайтесь фразой «он еще не понимает!». Всегда поддерживайте общение с воспитателем и следуйте его рекомендациям. Все вышеперечисленные рекомендации преимущественно ориентированы на детей раннего дошкольного возраста