Консультация для педагогов на тему: «Инновационные технологии в ДОУ»
Инновационные технологии в ДОУ.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования.
Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей. (ФГОС ДО).
В современных условиях востребован педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным психолого-педагогическим мышлением, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а также, потребностью в профессиональном самовоспитании. (Стандарт педагога).
Отсюда следует, что качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства, способный к внедрению инноваций.
Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.
Основные виды инновационных технологий, применяемых в ДОУ.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
• здоровьесберегающие технологии;
• технологии проектной деятельности;
• технологии исследовательской деятельности;
• развивающие технологии;
• коррекционные технологии;
• информационно-коммуникационные технологии;
• личностно-ориентированные технологии; игровые технологии.
1. Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.
Основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.Здоровьесберегающие технологии могут быть по-разному реализованы. В зависимости от целей:
• они могут быть направлены на сохранение здоровья и реализовываться медицинским персоналом: контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровьесберегающей среды;
• они могут быть направлены на физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая, закаливания, динамических пауз, стретчинга, альтернативных способов — например, хатха-йоги);
• они могут знакомить с культурой здоровья (в программе Ю. Аристовой «Будь здоров, как Максим Орлов!»);
• они могут обучать здоровому образу жизни через коммуникативные игры, игровые сеансы, логоритмику, физкультурные занятия (в программе «ОЗОЖ»).
2. Технологии проектной деятельности
Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы. Проект - это система обучения, дающая возможность воспитанникам приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.
Проекты различаются:
• по количествуучастников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;
• по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;
• по приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;
• по тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.
Проекты можно классифицировать следующим образом:
- «Игровые» - занятия, которые проводятся в группе в форме игры, танцев, увлекательных развлечений.
- «Экскурсионные» - проекты, целью которых является всестороннее и многогранное изучение окружающего мира и социума.
- «Повествовательные», посредством которых дети учатся объяснять свои чувства и эмоции при помощи речи, вокала, письма и т. д.
- «Конструктивные», направленные на то, чтобы научить ребенка создавать собственным трудом полезные предметы: построить скворечник, посадить цветок и др.
3. Технологии исследовательской деятельности.
Внедрение инновационных технологий в ДОУ предполагает, кроме всего прочего, использование педагогами так называемой исследовательской деятельности. Что это означает? Прежде всего, речь идет о том, что усилия воспитателей направлены в первую очередь на то, чтобы сформировать у детей исследовательский тип мышления.Основной целью исследовательской деятельности является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.
Для этого в процессе обучения дошкольников педагоги прибегают к таким распространенным методам, как: постановка проблемы, ее всесторонней анализ, моделирование, наблюдение, экспериментирование, фиксация результатов, поиск решений и выбор лучшего из них.Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.
4. Развивающие технологии.
В традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.
Например, кубики Никитина, технология «ТРИЗ», бизиборд и др.
5. Коррекционные технологии.
Их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.
6. Информационно-коммуникационные технологии.
Преимущества использования информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе очевидны. Например, благодаря увлекательным программам, разработанным с целью обучить ребенка чтению, математике, максимально развить его память и логическое мышление, дошкольника удается заинтересовать и привить ему любовь к знаниям. Анимационные компьютерные картинки заставляют малыша буквально примкнуть к монитору и внимательно наблюдать за происходящим. Дети легко запоминают новую информацию, а затем обсуждают ее в группе.
С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. Широко используется мультимедийный проектор для демонстрации презентаций, просмотра мультфильмов, сказок, фото, иллюстраций.
В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.
7. Личностно-ориентированные технологии.
Использование личностно-ориентированных, а также игровых технологий способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности ребенка и его специфических особенностях.
Цель личностно-ориентированной технологии –создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.
В зависимости от способностей ребенка, педагог подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша. Здесь нет места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к воспитаннику. В группе, как правило, царит атмосфера любви, взаимоуважения и сотрудничества.
Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.
Диалоговая технология – ведущая роль принадлежит педагогу, осуществляется при взаимодействии на основе личностного и деятельностного компонента.
Технология коллективного взаимообучения имеет цель -сделать каждого ребёнка индивидуально сильнее в его собственной позиции и развить его личностные качества (работа в группах, парах).
Предусматривается разнообразие тем и заданий, обучение в соответствии со способностями ребёнка.
8. Игровые технологии.
Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.При этом игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Примеры технологий: Игры В.В. Воскобовича, «Дары Фрёбеля».
Социально - игровые технологии преследуют решение следующих задач:
1) Развитие взаимодействия «взрослый-ребёнок», «ребёнок-родитель», «ребёнок- ребёнок» для обеспечения душевного благополучия (коллективные дела, работа в малых группах, тренинги на умение договариваться).
2) Коррекция импульсивного, демонстративного, протестного, агрессивного поведения детей происходит в играх с правилами, играх - соревнованиях, играх- драматизациях, сюжетно - ролевых играх.
3) Формирование умений и навыков дружеского коммуникативного взаимодействия (приёмы, социально направленные на создание ситуации успеха и комфортности).
4) Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов образовательного пространства (метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки).
5) Развитие навыков полноценного межличностного общения, помогающего ребёнку понять самого себя (самопрезентация).
Пример, социально-игровая технология С.Г. Якобсон.
Инновационные образовательные технологии в ДОУ способствуют физическому и психологическому развитию ребенка, помогают ему обрести веру в себя и в собственные силы, стать самостоятельным и ответственным.
Инновационные педагогические технологии в ДОУ помогают педагогамнайти подход к каждому отдельному ребенку, учитывать его особенности, черты характера и склад ума, и превращать занятия в увлекательное и необыкновенное «приключение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_innovatsionye_tehnologii_v_dou.docx | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №66» Энгельсского муниципального района Саратовской области
Консультация для педагогов на тему:
«Инновационные технологии в ДОУ»
Подготовила старший воспитатель
Бакулина Вера Анатольевна
Г. Энгельс, 2019 год.
Инновационные технологии в ДОУ.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования.
Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей. (ФГОС ДО).
В современных условиях востребован педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным психолого-педагогическим мышлением, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а также, потребностью в профессиональном самовоспитании. (Стандарт педагога).
Отсюда следует, что качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства, способный к внедрению инноваций.
Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.
Основные виды инновационных технологий, применяемых в ДОУ.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
• здоровьесберегающие технологии;
• технологии проектной деятельности;
• технологии исследовательской деятельности;
• развивающие технологии;
• коррекционные технологии;
• информационно-коммуникационные технологии;
• личностно-ориентированные технологии; игровые технологии.
1. Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.
Основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.Здоровьесберегающие технологии могут быть по-разному реализованы. В зависимости от целей:
• они могут быть направлены на сохранение здоровья и реализовываться медицинским персоналом: контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровьесберегающей среды;
• они могут быть направлены на физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая, закаливания, динамических пауз, стретчинга, альтернативных способов — например, хатха-йоги);
• они могут знакомить с культурой здоровья (в программе Ю. Аристовой «Будь здоров, как Максим Орлов!»);
• они могут обучать здоровому образу жизни через коммуникативные игры, игровые сеансы, логоритмику, физкультурные занятия (в программе «ОЗОЖ»).
2. Технологии проектной деятельности
Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы. Проект - это система обучения, дающая возможность воспитанникам приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.
Проекты различаются:
• по количествуучастников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;
• по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;
• по приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;
• по тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.
Проекты можно классифицировать следующим образом:
- «Игровые» - занятия, которые проводятся в группе в форме игры, танцев, увлекательных развлечений.
- «Экскурсионные» - проекты, целью которых является всестороннее и многогранное изучение окружающего мира и социума.
- «Повествовательные», посредством которых дети учатся объяснять свои чувства и эмоции при помощи речи, вокала, письма и т. д.
- «Конструктивные», направленные на то, чтобы научить ребенка создавать собственным трудом полезные предметы: построить скворечник, посадить цветок и др.
3. Технологии исследовательской деятельности.
Внедрение инновационных технологий в ДОУ предполагает, кроме всего прочего, использование педагогами так называемой исследовательской деятельности. Что это означает? Прежде всего, речь идет о том, что усилия воспитателей направлены в первую очередь на то, чтобы сформировать у детей исследовательский тип мышления.Основной целью исследовательской деятельности является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.
Для этого в процессе обучения дошкольников педагоги прибегают к таким распространенным методам, как: постановка проблемы, ее всесторонней анализ, моделирование, наблюдение, экспериментирование, фиксация результатов, поиск решений и выбор лучшего из них.Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.
4. Развивающие технологии.
В традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.
Например, кубики Никитина, технология «ТРИЗ», бизиборд и др.
5. Коррекционные технологии.
Их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.
6. Информационно-коммуникационные технологии.
Преимущества использования информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе очевидны. Например, благодаря увлекательным программам, разработанным с целью обучить ребенка чтению, математике, максимально развить его память и логическое мышление, дошкольника удается заинтересовать и привить ему любовь к знаниям. Анимационные компьютерные картинки заставляют малыша буквально примкнуть к монитору и внимательно наблюдать за происходящим. Дети легко запоминают новую информацию, а затем обсуждают ее в группе.
С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. Широко используется мультимедийный проектор для демонстрации презентаций, просмотра мультфильмов, сказок, фото, иллюстраций.
В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.
7. Личностно-ориентированные технологии.
Использование личностно-ориентированных, а также игровых технологий способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности ребенка и его специфических особенностях.
Цель личностно-ориентированной технологии –создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.
В зависимости от способностей ребенка, педагог подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша. Здесь нет места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к воспитаннику. В группе, как правило, царит атмосфера любви, взаимоуважения и сотрудничества.
Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.
Диалоговая технология – ведущая роль принадлежит педагогу, осуществляется при взаимодействии на основе личностного и деятельностного компонента.
Технология коллективного взаимообучения имеет цель -сделать каждого ребёнка индивидуально сильнее в его собственной позиции и развить его личностные качества (работа в группах, парах).
Предусматривается разнообразие тем и заданий, обучение в соответствии со способностями ребёнка.
8. Игровые технологии.
Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.При этом игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Примеры технологий: Игры В.В. Воскобовича, «Дары Фрёбеля».
Социально - игровые технологии преследуют решение следующих задач:
1) Развитие взаимодействия «взрослый-ребёнок», «ребёнок-родитель», «ребёнок- ребёнок» для обеспечения душевного благополучия (коллективные дела, работа в малых группах, тренинги на умение договариваться).
2) Коррекция импульсивного, демонстративного, протестного, агрессивного поведения детей происходит в играх с правилами, играх - соревнованиях, играх- драматизациях, сюжетно - ролевых играх.
3) Формирование умений и навыков дружеского коммуникативного взаимодействия (приёмы, социально направленные на создание ситуации успеха и комфортности).
4) Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов образовательного пространства (метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки).
5) Развитие навыков полноценного межличностного общения, помогающего ребёнку понять самого себя (самопрезентация).
Пример, социально-игровая технология С.Г. Якобсон.
Инновационные образовательные технологии в ДОУ способствуют физическому и психологическому развитию ребенка, помогают ему обрести веру в себя и в собственные силы, стать самостоятельным и ответственным.
Инновационные педагогические технологии в ДОУ помогают педагогамнайти подход к каждому отдельному ребенку, учитывать его особенности, черты характера и склад ума, и превращать занятия в увлекательное и необыкновенное «приключение».