Роль изобразительной деятельности в сенсорном развитии детей раннего возраста
Консультация для родителей
"Роль изобразительной деятельности в сенсорном развитии детей раннего возраста"
Зцарина Е.И., воспитатель
Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов. На момент рождения анализаторы ребенка достаточно сформированы, но они еще не способны к полноценной работе. В новом для себя мире ребенок знакомится с различными явлениями и свойствами объектов окружающего мира. Ему самому еще очень трудно разобраться во всем этом многообразии, и он нуждается в помощи взрослого.
Изобразительная деятельность является уникальным средством по формированию эстетических качеств, развитию способностей и творческого потенциала дошкольников. Рисованием ребенок может начать заниматься даже раньше, чем научится ходить. Возникает и формируется первоначальное освоение действий с изобразительным материалом, то есть ребенок начинает впервые «играть с художественным материалом». Наиболее успешно сенсорные способности формируются в продуктивной деятельности.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, аппликации, конструированию. Не каждый ребенок приходит в этот мир, чтобы стать художником, но определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек и этот потенциал надо раскрывать. Задача воспитателя — настроиться и вести себя так, будто вся группа детей состоит из потенциальных художников. В этих условиях наиболее одаренные дети скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство, увидят, как прекрасен окружающий мир, и полюбят его.
Успешное овладение изобразительной деятельностью способствует развитию сенсорных эталонов. Формируются представления:
- о предметах и явлениях;
- о свойствах и качествах предмета;
- об их форме и величине;
- положении в пространстве.
Занимаясь продуктивными видами деятельности, такими, как: рисование, лепка, аппликация, дети узнают различные материалы, знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы познавательное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с раннего возраста - только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Стимулирующим развитие сенсорных способностей может быть изобразительная деятельность. Рассмотрим влияние занятий изобразительной деятельностью на формирование и развитие сенсорных способностей у ребенка.
Известно, что сенсорные способности ребенка складываются из таких познавательных процессов, как ощущения и восприятие.
В первую очередь изобразительная деятельность влияет на совершенствование такого познавательного процесса, как ощущение. Развитие ощущений у ребенка связано с его разнообразной, интересной и активной творческой деятельностью.
Изобразительная деятельность предоставляет для этого очень большие возможности. Во время рисования малыш знакомится с разными изобразительными материалами, их свойствами.
В первую очередь, детей раннего возраста нужно научить изображению несложных предметов окружающего мира.
Так как у детей еще очень мал жизненный опыт, нет запаса представлений о предметах, дети не умеют выделять их свойства. Важно развивать у детей восприятие предмета в целом, а затем выделению тех свойств, передача которых даст возможность изобразить предмет (форма, величина, цвет, а позднее и строение предмета). На основе восприятия у детей образуются представления, которые и направляют процесс изображения.
Также при проведении занятий по изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность.
Ведущим видом мышления в раннем возрасте является наглядно-действенное мышление. Для развития его очень важна роль взрослого, который показывает ребенку, на что нужно обратить внимание, помогает выделять наиболее существенные признаки изображаемых предметов, выделять детали, сравнивать изображаемый предмет с другими и т. д. Прежде чем нарисовать, вылепить или сконструировать предмет, малыш должен обследовать его, выделить определенные свойства, признаки, сравнить этот предмет с другими, найти общее и отличия. Все это способствует развитию таких операций мышления, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация. Безусловно, эти операции находятся пока в примитивном состоянии, но именно в раннем возрасте важно заложить фундамент дальнейшего их развития. Занятия продуктивными видами деятельности с детьми раннего возраста также способствуют развитию особенностей памяти, совершенствуют у ребенка способы запоминания различной информации.
Таким образом, изобразительная деятельность оказывает огромное значение на сенсорное развитие ребенка- дошкольника.
В заключении я хочу сказать, что развивать сенсорные способности ребенка средствами изобразительной деятельности нужно начинать с самого раннего возраста. Важно помочь детям увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета,
Посмотрите, какие интересные рисунки получаются с помощью техники "Отпечатки поролоном", где дети познают и цвет и форму, таким образом закрепляются сенсорные эталоны.
В своей работе я руководствуюсь принципом: "Лучше дать больше, чем меньше".
Консультация для родителей
"Роль изобразительной деятельности в сенсорном развитии детей раннего возраста"
Зцарина Е.И., воспитатель
Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов. На момент рождения анализаторы ребенка достаточно сформированы, но они еще не способны к полноценной работе. В новом для себя мире ребенок знакомится с различными явлениями и свойствами объектов окружающего мира. Ему самому еще очень трудно разобраться во всем этом многообразии, и он нуждается в помощи взрослого.
Изобразительная деятельность является уникальным средством по формированию эстетических качеств, развитию способностей и творческого потенциала дошкольников. Рисованием ребенок может начать заниматься даже раньше, чем научится ходить. Возникает и формируется первоначальное освоение действий с изобразительным материалом, то есть ребенок начинает впервые «играть с художественным материалом». Наиболее успешно сенсорные способности формируются в продуктивной деятельности.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, аппликации, конструированию. Не каждый ребенок приходит в этот мир, чтобы стать художником, но определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек и этот потенциал надо раскрывать. Задача воспитателя — настроиться и вести себя так, будто вся группа детей состоит из потенциальных художников. В этих условиях наиболее одаренные дети скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство, увидят, как прекрасен окружающий мир, и полюбят его.
Успешное овладение изобразительной деятельностью способствует развитию сенсорных эталонов. Формируются представления:
- о предметах и явлениях;
- о свойствах и качествах предмета;
- об их форме и величине;
- положении в пространстве.
Занимаясь продуктивными видами деятельности, такими, как: рисование, лепка, аппликация, дети узнают различные материалы, знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы познавательное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с раннего возраста - только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Стимулирующим развитие сенсорных способностей может быть изобразительная деятельность. Рассмотрим влияние занятий изобразительной деятельностью на формирование и развитие сенсорных способностей у ребенка.
Известно, что сенсорные способности ребенка складываются из таких познавательных процессов, как ощущения и восприятие.
В первую очередь изобразительная деятельность влияет на совершенствование такого познавательного процесса, как ощущение. Развитие ощущений у ребенка связано с его разнообразной, интересной и активной творческой деятельностью.
Изобразительная деятельность предоставляет для этого очень большие возможности. Во время рисования малыш знакомится с разными изобразительными материалами, их свойствами.
В первую очередь, детей раннего возраста нужно научить изображению несложных предметов окружающего мира.
Так как у детей еще очень мал жизненный опыт, нет запаса представлений о предметах, дети не умеют выделять их свойства. Важно развивать у детей восприятие предмета в целом, а затем выделению тех свойств, передача которых даст возможность изобразить предмет (форма, величина, цвет, а позднее и строение предмета). На основе восприятия у детей образуются представления, которые и направляют процесс изображения.
Также при проведении занятий по изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность.
Ведущим видом мышления в раннем возрасте является наглядно-действенное мышление. Для развития его очень важна роль взрослого, который показывает ребенку, на что нужно обратить внимание, помогает выделять наиболее существенные признаки изображаемых предметов, выделять детали, сравнивать изображаемый предмет с другими и т. д. Прежде чем нарисовать, вылепить или сконструировать предмет, малыш должен обследовать его, выделить определенные свойства, признаки, сравнить этот предмет с другими, найти общее и отличия. Все это способствует развитию таких операций мышления, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация. Безусловно, эти операции находятся пока в примитивном состоянии, но именно в раннем возрасте важно заложить фундамент дальнейшего их развития. Занятия продуктивными видами деятельности с детьми раннего возраста также способствуют развитию особенностей памяти, совершенствуют у ребенка способы запоминания различной информации.
Таким образом, изобразительная деятельность оказывает огромное значение на сенсорное развитие ребенка- дошкольника.
В заключении я хочу сказать, что развивать сенсорные способности ребенка средствами изобразительной деятельности нужно начинать с самого раннего возраста. Важно помочь детям увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета,
Посмотрите, какие интересные рисунки получаются с помощью техники "Отпечатки поролоном", где дети познают и цвет и форму, таким образом закрепляются сенсорные эталоны.
В своей работе я руководствуюсь принципом: "Лучше дать больше, чем меньше".