Роль изобразительной деятельности в сенсорном развитии детей раннего возраста

 Зацарина Елена Ивановна

Консультация для родителей

"Роль изобразительной деятельности в сенсорном развитии детей раннего возраста"

Зцарина Е.И., воспитатель

 

            Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов. На момент рождения анализаторы ребенка достаточно сформированы, но они еще не способны к полноценной работе. В новом для себя мире ребенок знакомится с различными явлениями и свойствами объектов окружающего мира. Ему самому еще очень трудно разобраться во всем этом многообразии, и он нуждается в помощи взрослого.

            Изобразительная деятельность является уникальным средством по формированию эстетических качеств, развитию способностей и творческого потенциала дошкольников. Рисованием ребенок может начать заниматься даже раньше, чем научится ходить. Возникает и формируется первоначальное освоение действий с изобразительным материалом, то есть ребенок начинает впервые «играть с художественным материалом». Наиболее успешно сенсорные способности формируются в продуктивной деятельности.

            В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, аппликации, конструированию.  Не каждый ребенок приходит в этот мир, чтобы стать художником, но определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек и этот потенциал надо раскрывать. Задача воспитателя — настроиться и вести себя так, будто вся группа детей состоит из потенциальных художников. В этих условиях наиболее одаренные дети скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство, увидят, как прекрасен окружающий мир, и полюбят его.

            Успешное  овладение изобразительной деятельностью способствует развитию сенсорных эталонов. Формируются представления:

- о предметах и явлениях;

- о свойствах и качествах предмета;

- об их форме и величине;

- положении в пространстве.

            Занимаясь продуктивными видами деятельности, такими, как: рисование, лепка, аппликация,  дети узнают различные материалы, знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями.

            С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы познавательное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с раннего возраста - только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Стимулирующим развитие сенсорных способностей может быть изобразительная деятельность. Рассмотрим влияние занятий изобразительной деятельностью на формирование и развитие сенсорных способностей у ребенка.

            Известно, что сенсорные способности ребенка складываются из таких познавательных процессов, как ощущения и восприятие.

            В первую очередь изобразительная деятельность влияет на совершенствование такого познавательного процесса, как ощущение. Развитие ощущений у ребенка связано с его разнообразной, интересной и активной творческой деятельностью.

            Изобразительная деятельность предоставляет для этого очень большие возможности. Во время рисования малыш знакомится с разными изобразительными материалами, их свойствами.

      В первую очередь, детей раннего возраста нужно научить  изображению несложных предметов  окружающего мира.

            Так как  у детей еще очень мал жизненный  опыт, нет запаса представлений  о предметах, дети не умеют  выделять их свойства. Важно развивать у детей  восприятие предмета в  целом, а затем выделению тех  свойств, передача которых даст  возможность изобразить предмет  (форма, величина, цвет, а позднее  и строение предмета). На основе  восприятия у детей образуются  представления, которые и направляют  процесс изображения.

            Также при проведении занятий по  изобразительной деятельности создаются  благоприятные условия для формирования  таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность  и самостоятельность.

            Ведущим видом мышления в раннем возрасте является наглядно-действенное мышление. Для развития его очень важна роль взрослого, который показывает ребенку, на что нужно обратить внимание, помогает выделять наиболее существенные признаки изображаемых предметов, выделять детали, сравнивать изображаемый предмет с другими и т. д. Прежде чем нарисовать, вылепить или сконструировать предмет, малыш должен обследовать его, выделить определенные свойства, признаки, сравнить этот предмет с другими, найти общее и отличия. Все это способствует развитию таких операций мышления, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация. Безусловно, эти операции находятся пока в примитивном состоянии, но именно в раннем возрасте важно заложить фундамент дальнейшего их развития. Занятия продуктивными видами деятельности с детьми раннего возраста также способствуют развитию особенностей памяти, совершенствуют у ребенка способы запоминания различной информации.

            Таким образом, изобразительная  деятельность оказывает огромное  значение на сенсорное развитие  ребенка- дошкольника.

            В заключении я хочу сказать, что развивать сенсорные способности ребенка средствами изобразительной деятельности нужно начинать с самого раннего возраста. Важно помочь детям увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета,            

            Посмотрите, какие интересные рисунки получаются с помощью техники "Отпечатки поролоном", где дети познают и цвет и форму, таким образом закрепляются сенсорные эталоны.

            В своей работе я руководствуюсь принципом: "Лучше дать больше, чем меньше".

Консультация для родителей

 

"Роль изобразительной деятельности в сенсорном развитии детей раннего возраста"

 

Зцарина Е.И., воспитатель

 

 

 

            Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов. На момент рождения анализаторы ребенка достаточно сформированы, но они еще не способны к полноценной работе. В новом для себя мире ребенок знакомится с различными явлениями и свойствами объектов окружающего мира. Ему самому еще очень трудно разобраться во всем этом многообразии, и он нуждается в помощи взрослого.

 

            Изобразительная деятельность является уникальным средством по формированию эстетических качеств, развитию способностей и творческого потенциала дошкольников. Рисованием ребенок может начать заниматься даже раньше, чем научится ходить. Возникает и формируется первоначальное освоение действий с изобразительным материалом, то есть ребенок начинает впервые «играть с художественным материалом». Наиболее успешно сенсорные способности формируются в продуктивной деятельности.

 

            В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, аппликации, конструированию.  Не каждый ребенок приходит в этот мир, чтобы стать художником, но определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек и этот потенциал надо раскрывать. Задача воспитателя — настроиться и вести себя так, будто вся группа детей состоит из потенциальных художников. В этих условиях наиболее одаренные дети скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство, увидят, как прекрасен окружающий мир, и полюбят его.

 

            Успешное  овладение изобразительной деятельностью способствует развитию сенсорных эталонов. Формируются представления:

 

- о предметах и явлениях;

 

- о свойствах и качествах предмета;

 

- об их форме и величине;

 

- положении в пространстве.

 

            Занимаясь продуктивными видами деятельности, такими, как: рисование, лепка, аппликация,  дети узнают различные материалы, знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями.

 

            С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы познавательное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с раннего возраста - только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Стимулирующим развитие сенсорных способностей может быть изобразительная деятельность. Рассмотрим влияние занятий изобразительной деятельностью на формирование и развитие сенсорных способностей у ребенка.

 

            Известно, что сенсорные способности ребенка складываются из таких познавательных процессов, как ощущения и восприятие.

 

            В первую очередь изобразительная деятельность влияет на совершенствование такого познавательного процесса, как ощущение. Развитие ощущений у ребенка связано с его разнообразной, интересной и активной творческой деятельностью.

 

            Изобразительная деятельность предоставляет для этого очень большие возможности. Во время рисования малыш знакомится с разными изобразительными материалами, их свойствами.

 

      В первую очередь, детей раннего возраста нужно научить  изображению несложных предметов  окружающего мира.

 

            Так как  у детей еще очень мал жизненный  опыт, нет запаса представлений  о предметах, дети не умеют  выделять их свойства. Важно развивать у детей  восприятие предмета в  целом, а затем выделению тех  свойств, передача которых даст  возможность изобразить предмет  (форма, величина, цвет, а позднее  и строение предмета). На основе  восприятия у детей образуются  представления, которые и направляют  процесс изображения.

 

            Также при проведении занятий по  изобразительной деятельности создаются  благоприятные условия для формирования  таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность  и самостоятельность.

 

            Ведущим видом мышления в раннем возрасте является наглядно-действенное мышление. Для развития его очень важна роль взрослого, который показывает ребенку, на что нужно обратить внимание, помогает выделять наиболее существенные признаки изображаемых предметов, выделять детали, сравнивать изображаемый предмет с другими и т. д. Прежде чем нарисовать, вылепить или сконструировать предмет, малыш должен обследовать его, выделить определенные свойства, признаки, сравнить этот предмет с другими, найти общее и отличия. Все это способствует развитию таких операций мышления, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация. Безусловно, эти операции находятся пока в примитивном состоянии, но именно в раннем возрасте важно заложить фундамент дальнейшего их развития. Занятия продуктивными видами деятельности с детьми раннего возраста также способствуют развитию особенностей памяти, совершенствуют у ребенка способы запоминания различной информации.

 

            Таким образом, изобразительная  деятельность оказывает огромное  значение на сенсорное развитие  ребенка- дошкольника.

 

            В заключении я хочу сказать, что развивать сенсорные способности ребенка средствами изобразительной деятельности нужно начинать с самого раннего возраста. Важно помочь детям увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета,            

 

            Посмотрите, какие интересные рисунки получаются с помощью техники "Отпечатки поролоном", где дети познают и цвет и форму, таким образом закрепляются сенсорные эталоны.

 

            В своей работе я руководствуюсь принципом: "Лучше дать больше, чем меньше".