О краеведении в детском саду

Людмила Викторовна Тюрина

О краеведении в детском саду

Автор: старший воспитатель Тюрина Л.В.

 

         На свете, я уверена,  нет такого человека, который бы не хотел гордиться местом, где он родился.  Наверное, это оттого, что принято считать, как будто  малая родина человека автоматически оделяет его теми или иными качествами. Вот возьмите москвича, петербуржца или одессита. Думаю, каждый из них сообщит об этом с гордостью всем желающим это знать.  Но это столичные жители или жители больших всемирно известных экономических, политических, культурных или исторических центров. А что делать человеку, который родился в городе, о котором большинство жителей страны даже не слышали? В этом городе нет известных исторических памятников архитектуры. В этот город не заезжал ненароком великий поэт, писатель или композитор. В этом городе нет ласкового синего моря и белоснежного песка.

Да еще в этом городе не все благополучно с экологией.  Да еще с экранов телевизоров такие города все чаще называют даже не провинцией, а каким-нибудь, например, Урюпинском. /Остановимся на самом приличном  из названий/.

Но ведь родину не выбирают. Как родителей. Разве дети любят только очень красивых и здоровых родителей, очень богатых или очень образованных? Нет, дети любят родителей просто так, потому что они родители.

Вот и с родиной то же. Ну не можешь ты быть одесситом, родившись в Ханты-Мансийске. Конечно, ты не станешь негодяем, перебравшись из Новосибирска в Москву и даже из России в Англию. Но если ты не можешь ощутить теплое чувсов благодарности и любви, называя место, где родился и вырос, то ты где-то в глубине души будешь всегда чувствовать себя немножко ущербным.

Хорошо бы, если бы любовь к своей малой родине человек мог впитать с молоком матери. И никому никаких хлопот. Но так не происходит. Окружающий мир, который ждет еще маленького человека вне круга его семьи, должен ему понравиться, должен его удивить, должен его заинтересовать. Давайте подумаем, каким образом это может произойти. Вот мама впервые выводит малыша на прогулку. Топ-топ, ой, упали. Да,  силенок  еще не хватает совмещать безопасные перемещения в пространстве с наблюдениями в окружающем мире. Песочница, качели, горка – первые исследовательские объекты незнакомого окружающего мира. Постепенно этот мир расширяется. Но что далее будет в нем наиболее ценным, а что совсем незначительным7 Об этом, на наш взгляд, должны позаботиться взрослые. Причем с самого раннего возраста ребенка. Возраст поступления в детский сад вполне подходит.

К сожалению, в нашей жизни нередко бывает так, что вчерашний выпускник детского сада уже через год-два приходит на участок этого же самого учреждения уже не поиграть, а для того, чтобы что-нибудь сломать, написать дурное слово, намусорить. Ребенок нашел объект для того, чтобы выплеснуть свою агрессию. Но почему? Ведь здесь прошло его дошкольное детство, здесь у него было много друзей, здесь он научился петь, танцевать, нарисовал свой первый рисунок. Согласитесь, когда ребенок проводит в детском саду по 10 часов, а в подавляющем большинстве случаев так и происходит, вполне можно говорить о том, что детский сад – это второй дом наших детей. И вот в этот свой дом, пусть и бывший, дети приносят свою агрессию. Почему?. С ними плохо обращались. Нет! Вопреки обывательскому мнению подавляющее большинство воспитателей – это хорошие, добрые, умные женщины, любящие своих воспитанников.

Мне представляется, что      зачастую в детских садах взрослые не могут или не хотят или не знают, как познакомить ребенка с окружающим миром так, чтобы  это по-настоящему его увлекло, сделало его неравнодушным к тому, что находится рядом с ним, удивило, заставило задуматься.

Мне кажется, что педагоги детей дошкольников зачастую идут путем школьных учителей и стараются  дать ребенку как можно больше информации: об истории, природе, традициях родного края, не учитывая того факта, что дошкольники в большей степени живут еще чувствами, что их познавательная сфера тесно связана с эмоциями. Иногда педагоги – дошкольники забывают, что ребенку – дошкольнику очень важно попробовать этот мир на вкус, цвет, запах, набраться сенсорного опыта. И именно из этого опыта вырастает познавательная активность, интерес, желание узнавать все больше и больше. Очень важно посадить своими руками семечко и вырастить из него цветок, очень важно понаблюдать за деревьями, которые растут во дворе детского сада: какие у них листочки, кора, семена; очень важно поделиться личным опытом, посмотреть фотографии с дачи или с любимых мест отдыха; очень важно подготовить с родителями презентацию музейного экспоната и представить ее своим друзьям; очень важно всем вместе съездить на экскурсию в музей, а потом развернуть продуктивную деятельность по мотивам этой экскурсии; очень важно послушать хорошие, умные книги о своем родном крае; подготовить коллаж на тему, например, «Красная книга Кузбасса» и т.д.

А чем больше человек узнает об окружающем мире, о близком, совсем близком мире, который можно потрогать, пощупать, понюхать, понаблюдать, усовершенствовать,  чем более развивается его познавательная сфера, тем активнее он становится. А мир устроен так, что он может удивлять до бесконечности и дарить радость познания всю жизнь и тем больше поводов дает он для восхищения, и тем бережнее хочется быть по отношению к нему.