Математические сказки для дошкольников
Слайд 1. Математические сказки для дошкольников.
Добрый день, уважаемые коллеги. Божедомова Анна Аркадьевна, воспитатель МБДОУ д/с №28. Вашему вниманию предлагаю выступление по теме: «Математические сказки для дошкольников»
Слайд 2
И начать своё выступление мне бы хотелось со слов Бориса Паскаля «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упустить случая, сделать его немного занимательным». Признаюсь, для меня лично, долгое время математика была не просто сложным предметом в школе, а скучной наукой, полной тайн и неизвестных открытий. Сейчас, познавая математику с дошкольниками, я стараюсь не упустить тот случай, о котором говорил Паскаль. И математическое развитие детей стараюсь сделать более интересным, отвечающим современным требованиям ФГОС ДО и Концепции математического образования в РФ.
Слайд 3.
А именно в «Концепции математического образования в Российской Федерации» (утвержденная Правительством РФ от 24.12.2013г) отмечается, что «математика для дошкольника должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, а получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом».
Слайд 4.
Чем любит заниматься ребёнок-дошкольник больше всего? Конечно, играть, а ещё слушать сказки. Именно сказки и стали тем эффективным средством закрепления дошкольниками знаний, полученных на занятиях. Работа началась с подбора, анализа и изучения методической литературы, определения направлений работы в ходе совместной деятельности с детьми и режимных моментах.
Слайд 5.
Народные и авторские сказки, которые дети уже знают наизусть - это бесценные помощники в обучении детей математике в них много всевозможных математических ситуаций, а материал усваивается детьми незаметно, непринуждённо и легко.
- Сказка РЕПКА. Герои выстраиваются в ряд, который постоянно увеличивается, по мере того как подходят новые помощники. ( КАРТИНКА НА СЛАЙДЕ) На примере образовавшейся цепочки героев сказки эффективно формируются представления о длине, которые дети могут закрепить с помощью полосок различной длины, палочек Кюизенера. Пространственные отношения, количественные свойства и величина достаточно ярко представлены в этой сказке.
- Сказка "Теремок" (КАРТИНКА НА СЛАЙДЕ) поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй - лягушка и т. д., но и основы арифметики. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица - стало четверо. Дети легко усваивают, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке.
- Сказка "Колобок" особенно хороша для освоения порядкового счета. Кто повстречался колобку первым? Кто вторым? Кто третьим? Можно зашифровать сказку с помощью геометрических фигур, создав определенную мнемотаблицу.
Слайд 6.
На современном этапе разработано множество разнообразных математических сказок. (Педагог Л. М. Кулагина) Выделяют следующие виды математической сказки в соответствии с изучаемыми разделами:
- понятийные сказки, которые включают основные и математические понятия и термины;
- цифровые сказки, в которых основной акцент делается на знакомство с цифрами;
- геометрические сказки, в которых происходит знакомство с основными
геометрическими фигурами;
- комплексные сказки, в которых происходит закрепление изученного материала и в единое математическое целое соединяются различные математические понятия
Слайд 7.
Требования по использованию математической сказки выдвигаются различные в
зависимости от возраста ребенка и педагогического взгляда воспитателя. Тем не менее, как показывает опыт работы со сказкой на занятиях:
- сказка должна быть не затянутой.
- иметь увлекательный сюжет, который по своей сути будет отвечать требованиям детской психологии, а именно с элементами волшебства, необычное место действия, динамичность развития событий;
- иметь героев или персонажей, которые детям были бы понятны и интересны, и вызывали бы желание сотворчества, участия в сказке.
Слайд 8.
В работу с детьми я активно включаю пособие «Путешествие в Цифроград» автора Татьяны Андреевны Шорыгиной, которое включает серию математических сказок. Это целый ряд занимательных историй, объединённый общим сюжетом — путешествием в город цифр. Для работы с этими сказками применяю и индивидуальные, и групповые методы: совместное чтение, а затем пересказ, ответы на вопросы.
Слайд 9.
Некоторые истории мы пробовали с детьми представить в виде театрализованного представления. Так в нашей группе появился свой Цифроград. Вот он перед вами. И его жители – вязанные цифры от 0-9. Они и являются героями тех сказок, которые дошкольники показывают друг другу, детям других групп, родителям.
Слайд 10.
Особого внимания заслуживают математические сказки, в создании которых участвуют сами дети. Конечно, это старшие дошкольники. Детям очень нравится фантазировать на математические темы, но часто у этих сказок знакомый сюжет, напоминающий известные произведения детской литературы. Рядом всегда взрослый (или педагог или родители), которые не только фиксируют детское творчество, но и направляют его в нужную сторону. Дети,особенно девочки, любят иллюстрировать свои сказки, разыгрывать в игровой деятельности.
Слайд 11.
Во время придумывания сказки у дошкольников идёт накопление понятийного аппарата. Знакомство с новой сказкой обязательно сопровождаю иллюстрированием на маркерной доске или проекторе. А с детьми подготовительной группы мы снимаем видеосказки. Вот небольшой фрагмент –«Сказка про ноль и единицу», озвученная воспитанницей подготовительной группы – Кальдер Аней.
Слайд 12.
Как практики, мы с вами знаем, что большое значение в работе с дошкольниками играет наглядность. В Математических уголках в группах используем пособия из серии «Сказочная математика», сделанными своими руками: «Сказочные лабиринты», «Математические домики», «Собери сказку» «Поиграем посчитаем». Наголовыши героев математических сказок. Совместно с родителями воспитанников создан «Город геометрических фигур». Подобрана методическая, художественная литература, - аудио и – видео записи, через которые дети инсценируют сказку, у детей складывается целостное представление о сказке, как о литературном произведении
Слайд 13.
Активными участниками образовательного процесса являются родители наших воспитанников. Математические сказки, созданные дома с детьми, они оформляют, приносят в группу. Повышение компетентности родителей воспитанников в математическом развитии дошкольников осуществляется в ходе дней открытых дверей, на семинарах, практикумах.
Слайд 14.
А игра-квест «Дорога в царство математики», объединила вместе родителей и педагогов, сказку и математику и позволила родителям убедиться, что математика в дошкольном детстве – это нескучная наука.
Слайд 15.
Для себя я уже сделала вывод, что математическая сказка является отличным инструментом обучения, положительно влияющим на развитие математических способностей дошкольников. Комплексный подход с применением сказки даёт высокие результаты при обучении детей математике. А результатом моей работы по данной теме стала книга - картотека математических сказок, в которую вошли и авторские математические сказки и сказки, проиллюстрированныме детьми и взрослыми.
Слайд 16
Использование сказок в системе математического развития у дошкольников, считаю наиболее приемлемым, так как сам педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем, а родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе математического развития своих детей.
Слайд 17.
Спасибо за внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskie_skazki.pptx | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упустить случая, сделать его немного занимательным ». Борис Паскаль
«…математика для дошкольника должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, а получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом » « Концепция математического образования в Российской Федерации» (утвержденная Правительством РФ от 24.12.2013г)
- понятийные сказки; - цифровые сказки; - геометрические сказки; - комплексные сказки. Виды математических сказок :
- сказка должна быть не затянутой; - иметь увлекательный сюжет, который по своей сути будет отвечать требованиям детской психологии, а именно с элементами волшебства, необычное место действия, динамичность развития событий; - иметь героев или персонажей, которые детям были бы понятны и интересны, и вызывали бы желание сотворчества, участия в сказке. Требования по использованию математической сказки:
Сказка про Ноль и Единицу
Спасибо за внимание.