Игры, направленные на формирование культуры речевого общения.
Игры,
направленные на формирование культуры речевого общения
1.Дидактическая игра "Вежливо- не вежливо"
Цель: Закреплять постоянное проявление вежливости в процессе общения, учить различать противоположные проявления: вежливость/не вежливость.
Ход игры:
Воспитатель: Если вы посчитаете, что поступок вежливый, то хлопайте в ладоши.
Если считаете, что поступок невежливый, то топайте ногами.
- Поздороваться при встрече.
- Толкнуть, не извиниться.
- Помочь поднять упавшую вещь.
- Громко разговаривать в общественных местах.
- Обозвать обидным словом одноклассника.
- Не уступить место пожилому человеку.
- Отвечать на телефонный звонок во время урока.
- Помочь донести сумку незнакомой старушке.
- Рассказать доверенную тебе тайну.
- Стараться говорить громче собеседника.
- Похвалить хозяйку (маму) за вкусный обед.
2.Дидактическая игра "С кем можно так общаться?".
Цель: Учить дифференцировать вежливые слова, закреплять смысловую сторону слов.
Ход игры: Воспитатель задает детям вопрос: "С кем можно так общаться?"
- Здравствуй!
- Добрый день!
- Привет!
- Здорово!
- Чао!
- Пока!
- До свидания!
- Будь здоров!
До встречи!
3.Дидактическая игра: «Догадайся»
Цель: Обогащать, расширять и активизировать словарь «вежливости».
Ход игры:
Воспитатель:
(Закончи предложение).
1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)
3. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече…(здравствуйте)
4. Когда нас бранят за шалости, говорим …..(Простите нас, Пожалуйста).
4.Дидактическая игра с мячом
«Добрые и вежливые слова»
Цель: совершенствование речевого этикета детей, культуры общения .
Ход игры: Дети стоят вокруг. Воспитатель берет в руки мяч и начинает игру. Он называет любое доброе или вежливое слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч придумывает новое слово, называет его и бросает мяч другому ребенку. Мяч не ловят, если было произнесено «недоброе» слово и ребенок может объяснить, почему это слово ему не понравилось.
5.Игра - Этюд «Скажи доброе слово, комплимент товарищу».
Цель: Упражнять детей в употреблении вежливых слов, используя выражение, мимику, позу.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям сказать доброе слово товарищам.
6.Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо».
Цель: Продолжать употреблять в речи вежливые слова;
закреплять знания и умения детей о поведении в обществе, формировать у детей искреннее проявление любви к людям, доброжелательное отношение друг к другу. Быть внимательным и оказывать другим помощь. Убеждать, что доброта приобретается и подкрепляется каждым действием и поступком.
Материал: сюжетные картинки.
7.Дидактическая игра
«Словарь вежливых слов».
Цель: Знакомить детей с "вежливыми" словами. Учить подбирать близкие друг к другу по смыслу "вежливые" слова.
Ход игры:
Ребята сейчас представьте, что каждый из вас – это цветок. Каждый человек нуждается в вежливом обхождении, как цветок в воде. Но, посмотрите, наш великолепный цветок завял, и у него осыпались все лепестки! Как же возродить его?
-Назовите как можно больше вежливых слов и оживите цветок. (Дети называют вежливые слова, получают лепестки и прикрепляют их к сердцевине цветка)
(Здравствуйте!Будь здоров!Будьте добры!Будьте любезны!Спасибо!Благодарю!
Пожалуйста! Доброе утро!Добрый день!Добрый вечер! До встречи!До свидания!Доброй ночи!Пока!Прощайте!Счастливо! Извините, пожалуйста!
Не сердитесь, пожалуйста!Я виноват перед тобой!Я приношу свои извинения!)
-Ребята, посмотрите, какой замечательный цветок вы взрастили, благодаря своей вежливости! Вежливые люди, подобно цветам, украшают нашу Землю.
8.Дидактическая игра
«Не ошибись, пожалуйста!»
Цель: Обогащать, расширять словарь «вежливости».
Ход игры:
Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебные слова».
Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста!
- Встаньте, пожалуйста!
- Поднимите руки.
- Поднимите, пожалуйста, руки!
- Будьте добры, похлопайте!
- Потопайте.
- Попрыгайте, пожалуйста!
- Тихо сядьте.
- Тихо сядьте, пожалуйста!
9.Дидактическая игра
«Нужные слова!»
Цель: Обогащать, расширять и активизировать словарь «вежливости» (употребление вежливых слов) формулами речевого общения в разных видах деятельности;
Ход игры:
Ведущий задает вопросы, ребенку, давшему правильный, подробный ответ, вручается жетон. победитель тот, кто наберет наибольшее количество жетонов.
- Какие слова мы говорим при встрече? («Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Я рад тебя видеть», «Как ты себя чувствуешь? »)
- Какие слова мы говорим при расставании?
- («До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго»)
- 3) Какие слова мы говорим во время завтрака, обеда, ужина?
- («Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Все было очень вкусно»)
- 4) Какие слова мы говорим перед сном?
- («Спокойной ночи», «Доброй ночи», «Приятных снов»)
- 5) Во время игры вы нечаянно толкнули друга и он упал. Как вы поступите?
- (Извинится и помочь встать.
- 6) Вы собрались нарисовать солнышко, у вас нет нужного карандаша, а у друга есть. Как вы поступите?
10.Дидактическая игра «Эхо»
Цель: Обогащать, расширять и активизировать словарь «вежливости» (употребление вежливых слов) формулами речевого общения в разных видах деятельности.
Ход игры:
Расскажите, что такое эхо. Тихим голосом, как настоящие заговорщики, скажите: « Трам-ра-ра, начинается игра. На счёт три, здороваемся вместе». Или: «Трам-хо-хо, играем в «Эхо». Ну-ка, быстренько играй, я начну, ты повторяй». Вы здороваетесь, а дети повторяют. Продолжайте играть в «Эхо», используя слова прощания, благодарности и так далее.