Проект "Вода" Младшая группа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
«Рахьинский центр образования»
ДО д. Ваганово
Проект по опытно-экспериментальной деятельности
« Вода »
Целевая аудитория:
Воспитанники младшей группы,
Родители воспитанников,
Воспитанники.
Выполнили: воспитатели младшей группы
МОУ «СОШ «РЦО» ДО д. Ваганово
Голдина Л. В.
Васильева Е. В.
Всеволожский район ЛО
2019 г.
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | «Вода»
|
Руководители проекта | Голдина Людмила Васильевна Васильева Елена Викторовна |
Состав и возраст проектной группы | Дети 3-4 лет, родители, воспитатели; |
Срок реализации | 2 месяца |
Типология проекта | Информационно-познавательный, исследовательский, творческий, игровой. |
Направленность | Познавательное развитие |
Образовательные области | Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Художественно-эстетическое развитие; Речевое развитие; Физическое развитие. |
Актуальность | Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Но им еще нужно помогать в этом, так как дети не могут заметить во всем разнообразии самого главного, не могут найти точный ответ на заданный вопрос, не могут делать простейшие выводы. Сколько удовольствия приносят детям игры с водой! Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течет из крана, в весеннем ручейке, ее можно разлить. Дошкольники – это прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. С целью формирования знаний детей о важности воды, был разработан проект «Волшебница вода» для детей младшего дошкольного возраста.
|
Цель проекта | Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, знакомство со свойствами воды. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению; формировать интерес к играм - экспериментам. |
Задачи проекта | 1. Дать детям понять, что вода – это источник жизни, и все живое на земле пьет водичку. 2. Познакомить детей со свойствами воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества ее окрашивают, вода может быть горячая и холодная) 3. Развивать эстетическое восприятие воды в природе (красоты озер, рек). 4. Воспитывать бережное отношение к воде. |
Этапы |
|
Формы работы | - Опыты и эксперименты с водой; - Игровая деятельность (настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры с водой, театрализованные игры); - НОД; - Чтение худ. литературы; - Продуктивные виды деятельности - рисование, аппликация, лепка. - Опыты
|
Необходимое оборудование: | Презентация «Детям о воде», материалы для творческой работы (для лепки, рисования, аппликации), игрушки для игр с водой, книги по теме, иллюстрации, фотографии. |
Презентация итогов проекта | Презентация к проекту «Вода». |
Предполагаемый результат проекта | Расширение знаний детей о свойствах воды; обогащение чувственного опыта и пополнение словарного запаса ребенка. Формирование умения осознанно выполнять действия с водой и делать выводы. Проявление у детей самоконтроля во время игр и действий с водой. Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.
|
2.ХОД ПРОЕКТА
Этап работы над проектом | Продолжительность | Место работы обу-чающихся (очная, дистанционная) | Содержание работы обучающихся | Выход этапа (что создано, освоено и т.д.) |
Организационно-подготовительный | 1-я неделя | Очная
Дистанционная |
| Разработан план мероприятий. Оснащена предметно- развивающая среда в группе. Разработаны конспекты мероприятий, консультации для родителей. Подобраны материалы для создания презентаций. |
Основной | 2-я неделя 3-я неделя | Очная
| 1. Беседа с детьми. Знакомство с правилами игры песком. 2. Наблюдение за свойствами песка (сухой и влажный) 4. Лепка из песка «Песочные куличики». 5. П/и «Солнышко и дождик», «Лягушки», «Пройди по дорожке». 6. Игры с песком: копание песка совком, «Зоопарк», «Приготовим обед». 7. Экспериментальная деятельность «Песочная горка», «Пересыпание сухого песка из бутылочки», «Свойства мокрого песка», «Рисунки из песка», «Отпечатки на песке», «Из чего состоит песок». 8. Д/и «Тайничок», «Мышка». 9. Чтение литературных произведений: В. Ланцетти «Рисунок на песке», М. Ершова «Песочница» 10. Сюжетно-ролевая игра «Магазин куличиков».
| 1. Создание фото-отчета по теме проекта в виде презентации «Удивительный песок» 2. Уголок экспериментирования пополнился образцами песка. |
Заключительный | 3-я неделя | Очная
| Обсуждение – что мы знаем о песке и его свойствах. | Расширение знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Беседа о воде.
- Ребята, посмотрите на этот стакан, как вы думаете, что в нем находится?
- Правильно вода. Откуда эта вода? (Из крана.)
- Для чего нужна вода, как мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.)
- Значит вода полезная? И ее надо беречь? А как мы можем экономить воду? (Помыть руки и закрыть кран.)
Для чего нужна вода?
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Художественное слово о воде.
1.«Берегите воду»
Вода – это то. Что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замершего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
Давайте же воду будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе, закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
2. «Кто, знает откуда берётся вода?»
Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет.
И всем она жизнь и цветенье дает.
Чтоб нам о воде все - при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг.
3.«Что такое вода?»
Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.
Олегова С.
4. Синявский П. «Сказка про капельку.»
Жила-была маленькая капелька. Она и ее подружки-капельки сидели в большом облаке, весело смеялись и болтали. День ото дня облако становилось все больше и
больше, пока в один прекрасный момент не пролилось на землю дождем. «Прощайте!» — только и успела прокричать Капелька своим подружкам, как уже летела по направлению земли. Всего несколько секунд, и Капелька упала в небольшой ручеек. «Ой, куда это я попала? А сколько здесь воды! И куда это мы бежим?» — удивлялась Капелька. Ручеек же, весело журча, нес нашу Капельку к небольшому озеру, в которое он и впадал. Вот тут-то Капелька удивилась еще больше. Никогда в своей жизни она не видела так много воды! Все казалось ей новым и интересным. Заметив маленьких карасиков, плавающих в озере, она подумала: «А это кто такие? Надо обязательно с ними познакомиться!» Но не успела, так как в этот момент пригрело солнышко, и Капелька испарилась, другими словами превратилась в пар. Теперь она уже не стремительно падала вниз к земле, а плавно парила вверх к облакам. «Я лечу!» — прошептала Капелька. Когда она была уже достаточно далеко от земли, то почувствовала, что становится прохладно. «По-моему, я снова превращаюсь в водяную капельку», — подумала Капелька. В это время как раз рядом с ней проплывало красивое белое облако, и Капелька с удовольствием к нему присоединилась. Облако состояло из множества других маленьких капелек, которые наперебой рассказывали подругам о том, какие необыкновенные приключения они пережили там на земле.
6. Сказка рассказ «Как люди речку обидели»
Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. "Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка.
Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и начала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил ее, потому не любил лягушек. И еще он наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Пальчиковые игры
«Ладошки»
Мыли мылом ушки, (руками моем ушки)
Мыли мылом ножки. (моем ножки)
Ах, какие ладушки, (поднимаем руки вверх, делаем «Фонарики»)
Ладушки – ладошки.
«Рыбки»
Пять маленьких рыбок играли в реке, (ладони сомкнуты, волнообразные движения в воздухе)
Лежало большое бревно на песке. (руки прижаты друг к другу, переворачиваются с боку на бок)
И рыба сказала: «Нырять здесь легко!» (ладони сомкнуты, выполняют «ныряющие» движения)
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!» (качаем сомкнутыми ладонями отрицательный жест)
А третья сказала: «Мне хочется спать!» (ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыба спит)
Четвертая стала чуть – чуть замерзать. (быстро качаем ладонями – дрожь)
Пятая крикнула: «Здесь крокодил! (запястья соединяются, ладони раскрываются и соединяются – рот)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!» (быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают)
«Кораблик»
Плывет, плывет кораблик
По речкам и морям. (обе ладони поставить на ребро, мизинцы прижать друг к другу, большие пальцы поднять вверх)
Плывет, плывет кораблик
На нем я капитан.
«Рыбки»
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком вильнула,
Быстро-быстро уплыла. Две ладошки вместе изображают плавательные движения.
Хлопают в ладоши
Ладони поочередно сжимаются в кулак.
Плавное движение каждой ладонью.
Хватательные движения “щепоткой”.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Консультация для родителей «Игры с водой».
Игры с водой – одно из любимых детских забав. И не удивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка! И уже не важно то, что у вас вокруг одни лужи, выпачканная ванная и т. д.
В играх с водой ребёнок, при помощи взрослого, не только познает её свойства, но вода оказывает на организм ребёнка релаксационный эффект, очень интересно наблюдать, как простейшие действия с водой, доставляют радость детям и в дальнейшем оставляют прекрасные воспоминания. Малыши удивляются, делают для себя маленькие открытия. Взрослый пускает на воду маленький кораблик, и он плывёт, когда кораблик намокает, он тонет. Взрослый побуждает потрогать воду рукой. Кораблик плывёт, ребенок старается подтолкнуть его рукой. Задаёт вопрос: «Почему он плывёт медленно?». Малыш бросает мячик и говорит: «Смотрите, мячик плавает и не тонет!». Затем пытается опустить его на дно таза, но мячик опять всплывает. Объясните, что мячик круглый, резиновый, лёгкий, поэтому он плавает, а бумажный кораблик намокает, поэтому тонет.
Так, простейшие игровые действия с водой могут принимать осмысленный характер. Взрослый опускает в воду камешек и железный шарик, оба предмета погружаются в таз на дно, дети восклицают, что камешек тонет в воде! Для маленького ребёнка – это открытие! Поясняет, что камешек тонет, потому, что он тяжёлый и железный шарик тоже тяжёлый! Руководство в таких играх со стороны взрослого просто необходимо. Взрослый в игре помогает выделить из множества признаков и качеств предметов, наиболее существенные доступные для восприятия, предмет «тонет», «плавает», «водичка чистая», «тёплая». Часто дети в играх с водой с удовольствием купают свои игрушки.
Игр с водой – огромное разнообразие, вот некоторые из них, которые доступны для каждого ребенка.
«Окрашивание воды»
Покрасьте воду акварельными красками. Начать лучше с одного цвета. В одной бутылке (пластиковой, прозрачной) сделайте концентрированный раствор, а потом разливайте этот раствор в разных количествах в другие бутылки. Разлив концентрированный раствор по емкостям, долейте воды и посмотрите с ребенком, где вода получилась темнее, а где светлее.
«Маленький рыбак»
Мелкие предметы бросаем в тазик или ванну. Это будут рыбки. Ребенку даем «удочку» (половник с длинной ручкой, которой он будет вылавливать рыбок. Можно ловить и сачком – для этого подойдет дуршлаг или сито.
«Учимся измерять»
Для игры понадобится небольшая мисочка или кувшин, а также черпак. Взрослый просит заполнить миску водой, используя черпак. Для сравнения лучше взять разные по вместимости миску и кувшин.
«Поиск сокровищ»
Дайте ребенку несколько игрушек, которые он должен рассмотреть и ощупать, а затем опустите их в тазик с водой. Завяжите ребенку глаза и предложите отгадать, какую игрушку он нащупал рукой в воде.
«Лейся, лейся»
Для этой забавы нужна воронка, пластиковый стакан и различные пластиковые емкости с узким горлышком. С помощью стакана малыш наливает воду в бутылки через воронку. Можно просто лить воду через воронку, высоко подняв ее.
«Тонет – не тонет»
Возьмите предметы из разных материалов: металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага, мочалка. Опуская по очереди разные предметы, ребенок наблюдает, погружаются они в воду или нет и что с ними происходит.
«С места на место»
Помещаем мелкие пластмассовые шарики в воду. Задача ребенка – выловит ситечком с длинной ручкой все шарики и переложить их в пустую пластмассовую миску, которая плавает рядом.
Уважаемые родители! Организуйте с детьми «Игры с водой» у себя дома, и вы увидите, какую пользу они принесут в развитии ваших малышей!
Экспериментальная деятельность
Опыт № 1. Вода – это жидкость.
(У детей на столе 2 стакана: 1 – пустой, 2 – с водой).
Воспитатель: Перелейте воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему?
Дети: Вода льется, потому что она жидкая.
Вывод: Вода – жидкость, ее можно наливать, переливать.
Опыт № 2. Вода не имеет формы.
(Опыт проводит воспитатель. На столе – сосуды разной формы).
Воспитатель: Давайте сравним форму воды в своем стакане с водой у соседа, у меня. Посмотрите, я буду перелив Дети: Нет.
Воспитатель: Какого же цвета тогда вода?
Дети: У воды нет цвета. Никакого.
Вывод: Вода не имеет цвета, она бесцветная.
Воспитатель: А я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите в этом убедиться?
Дети: Да.
Воспитатель: Возьмите краску и размешайте ее в стакане с водой. Что произошло с водой?
Дети: Вода поменяла свой цвет (синий, красный, желтый, зеленый).
Вывод: Вода меняет свой цвет в зависимости от того, что в нее добавили.
Опыт № 3. Вода прозрачная.
(На столе у детей карточки с картинками).
Воспитатель: Возьмите рисунок у себя на столе и посмотрите на него через стакан с водой, на свою руку. Видите, руку, рисунок?
Дети: Да.
Воспитатель: Что можно сказать о воде?
Дети: Вода прозрачная.
Вывод: Вода прозрачная.
Опыт № 4. У воды нет запаха.
(На столе у детей стакан с водой).
Воспитатель: Вы чувствуете запах, когда мама печет вкусные пироги, как пахнут цветы? Понюхайте воду, чем она пахнет?
(Дети берут стаканчики с водой, нюхают).
Дети: Ничем не пахнет.
Вывод: Вода не имеет запаха.
Опыт № 5. У воды нет вкуса.
(Детям предлагается только кипяченая вода. На столе стоят пиалы с сахаром, солью, ложечки, стакан с водой).
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая, соленая, кислая, горькая?
Дети: Нет никакого вкуса.
Вывод: У воды нет вкуса.
Воспитатель: А теперь возьмите ложечки и положите себе в стакан вещество, которое стоит у вас на столе, размешайте и попробуйте воду. Какая она стала на вкус?
Дети: Сладкая, соленая.
Вывод: Вода меняет вкус в зависимости от того, что в нее добавили.
Опыт № 6. Лед – это твердая вода.
(На лабораторном столе поддоны со льдом и снегом).
Воспитатель: Дети подойдите к столу. Что лежит в ванночках?
Дети: Льдинки, лед, снег.
Воспитатель: Что происходит со льдом и снегом?
Дети: Снег и лед тают, получается вода.
Вывод: Лед и снег – это тоже вода.
Опыт № 7 «Сквозь сито»,
«Буря в стакане»
Поставить перед ребенком тазик с водой. Пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объяснить ему, почему вода протекает сквозь сито.
Конспект НОД
«Мы с водичкой поиграем, о водичке все узнаем»
младшая группа.
Голдина Людмила Васильевна
Цель: Продолжать формировать первичные представления о воде: прозрачная, течет, льется, журчит. Учить детей выражать словами свои впечатления, сравнивать, экспериментировать, запоминать. Совершенствовать моторные возможности детей.
Развивать любознательность, наблюдательность, познавательную активность, желание узнавать новое. Развивать тактильные и кинетические ощущения.
Воспитывать аккуратность, умение поддерживать порядок в группе и на рабочем месте, умение жить дружно, вместе пользоваться оборудованием, игрушками; проявлять вежливое отношение к окружающим.
Словарная работа: прозрачная, течет, льется, журчит, шелестит, шепчет, высыхает, испаряется.
Оборудование: 2 таза, лейки, поролоновые губки, 2 пластиковых бутылки, мелкие игрушки, 2 разноса, 2 ложки — шумовки, клеенчатые фартуки, салфетки для каждого ребенка, демонстрационная доска, вода.
Подготовка: ежедневные гигиенические водные процедуры; обыгрывание умывалочек и потешек о воде; чтение произведений Г. Остера «Пузыри и лужи»; наблюдения в природе: дождливая погода, лужи, слушание шума дождя, льющейся воды, капели, игры с водой, переливание.
Общая продолжительность: 15 мин.
Ход:
I. Организационный момент
Воспитатель: — Ребята, а к нам в гости пришла вода, вот она (подходим к тазу с теплой водой).
- Где ваши ладошки?
- Тут, тут, тут!
- А в ладошках ваших пальчики живут.
Воспитатель: Давайте поздороваемся с водой.
— Сначала здороваются пальчики: (прикасаемся по очереди каждым пальчиком к воде сначала одной рукой, потом второй, потом пальцами обеих рук одновременно.)
— Наши пальчики умеют «бегать» по воде, шагать.
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять,
Раз, два, три, четыре, пять
Спрятались в кулак опять.
(Легкие касания пальчиками по поверхности воды).
Большие ноги идут по дороге: Топ-топ-топ-топ.
Маленькие ножки бегут по дорожке:
Топ -топ-топ-топ.
(Сначала кулачками, потом пальчиками изображаем широкие и мелкие шаги по воде).
Воспитатель: Хочешь, тоже сделай так: то ладошка (опустить всю кисть в воду), то кулак (попеременные сжимания и разжимания пальчиков в воде).
II. Практическая деятельность с водой
1. Поздороваемся с водичкой
Воспитатель: Пальчики встречаются в воде друг с другом «здороваются» — потирают друг друга.
— Вам видны сквозь воду ваши пальчики? Водичка не мешает видеть свои руки? (Вывод: вода прозрачная).
Воспитатель: Расскажите мне, какая водичка? (Ответы детей)
— Сделайте, пожалуйста, кулачки, слегка разожмите верхние пальчики, сделайте из своих кулачков стаканчики. Я налью в ваши стаканчики из кулачков водичку из лейки, а вы понаблюдайте, что будет делать вода? (Утекает, капает, бежит, выливается).
— Разожмите кулачки, отпустите водичку в таз. Что сделала водичка с вашими ладошками? (Намочила).
— Давайте оставим следы ваших мокрых ладошек на доске.
— Вам видны отпечатки ладошек на доске? Почему? (Ладошки мокрые).
— Видите, водичка может рисовать — оставляет мокрые следы. (При необходимости воспользоваться салфеткой, вытереть руки).
2. Опытно-экспериментальная деятельность с использованием пластмассовой бутылки
Воспитатель: Давайте посмотрим и узнаем, что еще умеет вода. Это (показываю)бутылка, у нее есть крышечка. Крышка открывается и закрывается. Сейчас бутылка закрыта. Я опущу бутылку в воду, что бутылка делает? (Плавает).
— Давайте открутим крышечку, снова опустим пустую бутылку в воду, что происходит?
— А теперь погружаем бутылку под воду вот так. (Бутылку погружают в воду разными способами: горизонтально, вертикально, под наклоном, горлышком вниз, горлышком вверх). Что происходит?
— Давайте наберем полную бутылку воды. Послушайте звук. Что мы слышим? ( вода булькает) А теперь закроем крышку и опустим в воду бутылку с водой. Что случилось? (Бутылка утонула).
Воспитатель: Возьмите еще такую же бутылку без воды, сравните их, они одинаковые? (Вывод: вода имеет вес: пустая бутылка — легкая и плавает; полная — тяжелая и тонет).
- Посмотрите, сколько разных предметов у меня есть на этом блюде. Давайте опустим их в воду и посмотрим, что с ними будет происходить. Напоминаю правило: берем только один предмет, спокойно опускаем его в таз с водой, не мешаем другим детям. (Вывод: все, что опустилось на дно и утонуло — тяжелее воды, то, что легче воды — плавает).
- А теперь соберем рукой то, что плавает, все легкое и сложим на красный разнос, а все, что тяжелое, утонуло, мы выловим, достанем вот такой ложкой и сложим на синий разнос.
— Послушайте, как шумит водичка, которая выливается из бутылки и как шумит водичка, которая выливается из лейки. Одинаково? ( Струйка воды журчит, «дождик» из лейки шумит, «шелестит», «шепчет»).
3. Переливание воды
Воспитатель: Водичка любит переливаться, путешествовать. Давайте ей поможем в этом. Согласны?
- Посмотрите, у нас есть 2 таза: один — с водой, а другой — пустой. Поможем водичке перебраться из одного таза в другой не совсем обычным способом. (Раздаю детям губки). Возьмите эти губки — мочалки в руки, потрогайте их, расскажите, какие они. (Мягкие, сухие). Опустите губки в тазик с водой, понаблюдайте, что с ними происходит? Возьмите свою губку — мочалку в руки, аккуратно перенесите в другой таз — пустой и сожмите ее. Что случилось? (Вода впиталась в губку и выливается из нее, если губку сжать).
Дети, играя, переносят воду из одного таза в другой.
Воспитатель: Ну вот, наша водичка благополучно переселилась в пустой таз. Давайте хорошо отожмем свои губки и уберем все капельки и лужицы со стола, приведем все в порядок.
— Мы совсем забыли о нашем рисунке, я его на доске почему-то не вижу. А вы? Куда делся наш рисунок из мокрых ладошек? (Варианты ответов детей)
(Вывод: водичка может высыхать, значит — испаряться.)
- Что вы еще запомнили о водичке, что она умеет? (Ответы детей, итог экспериментов).
III. Заключительная часть
Воспитатель: Вот и закончилась на сегодня наша игра с водичкой. Пора навести порядок, убрать все по местам.
Список используемой литературы:
- Варыгина В. В., Горбач Т. В. Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем».- Курск, 2010.
- Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М.: ВАКО 2005.
- Павлова Л. Н. Познание окружающего мира детьми третьего года жизни. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 144 с.
- О. М. Масленникова, А. А. Филлипенко, Экологические проекты в детском саду. - Волгоград, Издательство «Учитель», 2011.
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Мю: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011. – 336 С.
- А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска» 6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
- С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.