Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа декоративно – прикладного творчества для дошкольников «Росток»
В настоящее время многие родители уделяют развитию мелкой моторики рук своих детей все меньше и меньше времени. Так как в наш «машинный век» люди стали больше надеяться на технику, нежели на свои собственные руки. Существует множество компьютерных игр и программ, развивающих познавательные процессы детей. Но не все родители знают, что такие технологии не способны обеспечить всестороннее развитие детей, и чтобы развиваться полноценно, ребенок должен работать руками. Учёные – биологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно показали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Неуклюжесть детских пальчиков свидетельствует о том, что мелкая моторика ещё недостаточно развита. Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка. Работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу. Для этого необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности. Данная программа по декоративно-прикладному творчеству, по моему мнению, способствует развитию точности движения пальцев, а так же благотворно влияет на формирование личности ребенка. На занятиях у детей развиваются творческие способности, художественный вкус, тактильное восприятие, внимание, память, абстрактное и объективное мышление, речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rostok.docx | 67.11 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Воротынского муниципального района Нижегородской области
ПРИНЯТА Педагогическим советом Учреждения протокол от 30.08.2019 № 1
| УТВЕРЖДЕНА Директор ДДТ Воротынского района ______________И.В.Родионова Приказ от 30.08.2019 №78-ОД |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
декоративно – прикладного творчества для дошкольников
«Росток»
срок реализации 1 год
возраст учащихся 5-7 лет
Автор – составитель программы
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Маркова Татьяна Викторовна
р.п. Воротынец
2019 год
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1 | Название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа декоративно – прикладного творчества для дошкольников «Росток» |
2 | Направленность | художественная |
3 | Статус программы | модифицированная |
4 | Срок реализации | 1 год |
5 | Возраст учащихся | 5 -7лет |
6 | Условия приема учащихся | На основании заявления от родителей, законных представителей |
7 | Цель программы | Создание условий для развития трудолюбивой, любознательной, творческой личности ребёнка дошкольного возраста |
8 | Задачи программы | - познакомить с различными видами декоративно – прикладной деятельности; - обучить работе с различными материалами: крашеным пшеном, бросовым и природным материалом, соленым тестом, тканью; - развить творческие способности учащихся, развить мелкую моторику рук; -развить внимание и память; - воспитать трудолюбие и чувство коллективизма |
9 | Планируемые результаты | - научатся изготавливать простейшие поделки из различных материалов; - научатся пользоваться ножницами и иголкой; - научатся подбирать материалы и шаблоны для изготовления поделок; - научатся организовывать свое рабочее место |
10 | Форма проведения и режим занятий | Формы занятий: групповые занятия 1 раз в неделю по 4 часа |
11 | Система контроля за усвоением программы | Промежуточная аттестация учащихся 2 раза в год |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время многие родители уделяют развитию мелкой моторики рук своих детей все меньше и меньше времени. Так как в наш «машинный век» люди стали больше надеяться на технику, нежели на свои собственные руки. Существует множество компьютерных игр и программ, развивающих познавательные процессы детей. Но не все родители знают, что такие технологии не способны обеспечить всестороннее развитие детей, и чтобы развиваться полноценно, ребенок должен работать руками. Учёные – биологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно показали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Неуклюжесть детских пальчиков свидетельствует о том, что мелкая моторика ещё недостаточно развита. Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка. Работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу. Для этого необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности. Данная программа по декоративно-прикладному творчеству, по моему мнению, способствует развитию точности движения пальцев, а так же благотворно влияет на формирование личности ребенка. На занятиях у детей развиваются творческие способности, художественный вкус, тактильное восприятие, внимание, память, абстрактное и объективное мышление, речь.
Нормативная база
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726- р.)
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020гг. (Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014г. № 295)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка и организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года.
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Государственная программа «Развитие образования Нижегородской области на 2014 - 2016 годы и на период до 2022 года» (Постановление Правительства Нижегородской области от 31 октября 2013 г. №802)
Направленность
Данная программа имеет художественную направленность.
Новизна
Программа имеет широкий диапазон развития творческих способностей дошкольников, знакомит их с различными материалами: природным материалом, крашеным пшеном, бумагой, бросовым материалом, тканью, соленым тестом.
В детском саду у детей нет возможности познакомиться и поработать с таким разнообразием материалов.
Актуальность
Обучение по программе дает возможность каждому учащемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Цель:Создание условий для развития трудолюбивой, любознательной, творческой личности ребёнка дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие
- научить детей работать с новыми материалами (крашеным пшеном, бросовым материалом, природным материалом, соленым тестом, тканью);
- сформировать умения и навыки работы с ножницами и иголкой.
Развивающие
- развить творческие способности;
- развить мелкую моторику;
- развить волю, терпение, самоконтроль;
- развить психические процессы: внимание, память,мышление, воображение, речь.
Воспитывающие
- воспитать у детей интерес и желание заниматься декоративно – прикладной деятельностью;
- воспитать трудолюбие;
- воспитать чувство коллективизма и взаимопомощи.
Возрастные особенности
Дошкольный возраст принято считать периодом яркого самовыражения, проявления творческих возможностей ребенка в рисунке, в конструировании, в лепке. В этот период особенно важно помочь ребенку развить свои творческие способности. Почему?
Во-первых, творческая деятельность стимулирует развитие индивидуальности ребенка, дает возможность самовыражения, формирует позитивное отношение к себе и окружающему миру.
Во-вторых, творческие способности необходимы именно в современном, быстро меняющемся мире. Они позволяют человеку, с одной стороны, легче приспособиться к этим изменениям, а с другой – дают возможность самому активно изменять этот мир.
Данная программа разработана с целью создания условий для творческого развития ребенка дошкольного возраста. Она предусматривает возрастной личностно-ориентированный подход, учитывает диапазон интересов и потребностей ребенка.
У детей 5 – 7 лет сохраняется устойчивый интерес к продуктивным видам деятельности (конструктивная и различные виды рукоделия). Этому способствует целый ряд причин, а именно:
- у детей появляются любимые «ручные» занятия и в связи с ними широкий набор разнообразных мотивов и взаимосвязанных целей данной деятельности, которые они стремятся реализовать;
- дети приобщаются к разнообразным умениям и навыкам, активно овладевают способами практических действий; в данном возрасте у детей действительно начинает получаться достаточно качественный продукт и ребёнок может довольно долго работать над ним, доделывать, усовершенствовать, улучшать, а затем использовать по своему желанию;
- ощущения успешности в продуктивных видах деятельности не только позволяет ребёнку испытывать чувство удовлетворения и гордости результатом своего труда, но и в значительной степени определяет его эмоциональное благополучие и душевный комфорт в коллективе сверстников.
Дети с удовольствием занимаются различными видами труда им особенно интересен, тот ручной труд с которым они сталкиваются в первый раз. Например, изготовление панно из крашеного пшена, теста, работа с тканью. Занятия по ручному труду с природным материалом имеют большое значение для нравственного воспитания детей. Дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, учатся бережному отношению к орудиям труда. Работая с различными материалами, дети знакомятся с его качествами: цветом, формой, твёрдостью. Придумывая тему работы, ребёнок творит, фантазирует, учится различать в причудливых очертаниях природного материала предметы, создаёт фантастические образы. Это развивает смекалку, сообразительность, творческое воображение. Программой предусмотрено много коллективных работ, они объединяют детей, учат работать в сотворчестве не только друг с другом, но и с педагогом. Общение педагога с детьми должно быть доброжелательным, эмоциональным вызывать интерес у детей. Готовые работы детей можно использовать, как подарки, поделками из бросового материала можно играть используя в сюжетно-ролевых играх, эстампами сделанными из крашеного пшена, теста, природного материала можно украсить любой уголок комнаты. Дети будут гордиться своими работами. Это будет вызывать желание трудиться, приносить пользу. Все умения и навыки, полученные в процессе обучения пригодиться детям в школе.
Основными принципами реализации программы являются:
- принцип реализации разнообразных детских интересов, удовлетворение потребностей ребёнка в творчестве;
- принцип развития в каждом ребёнке желания узнать больше;
- принципы развития разнообразных умений и навыков;
- принципы сотрудничества ребят с педагогом;
- принципы достижения желаемого результата.
Срок реализации программы, объем учебного времени
Программа рассчитана на один год обучения детей дошкольного возраста с 5до 7 лет. Занятия проводятся один раз в неделю. Каждая группа детей разделена на подгруппы. Продолжительность занятий: 2 занятия по 30 минут, перерыв между занятиями 10 минут. Из готовых работ оформляются мини выставки, с лучшими работами учащиеся участвуют в конкурсах разного уровня. В кружок принимаются все желающие, специального отбора не производится.
Формы и методы обучения
Начиная работу по обучению создания поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей. Целесообразно перед обучением детей работе с природным материалом, тканью или бумагой провести занятия по ознакомлению со свойствами этих материалов и предложить в одной из частей занятий составить узор из засушенных листьев, кусочков ткани или бумаги.
При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать показ способов работы. На первых занятиях педагог организует полный показ с подробным объяснением своих действий. Но по мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении ребят с различными техниками можно использовать и поэлементный показ.
Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна для них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной и помогает преодолеть возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества детей, что отмечается целым рядом ученых, занимающихся проблемой формирования детского изобразительного творчества.
Создаваемые с детьми в разных материалах общие композиции, позволяют использовать их в оформлении, дают возможность объединять их в группы для проведения коллективных работ. Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции. Многими исследователями доказано положительное влияние коллективных работ на нравственно-эстетическое развитие ребенка. Они позволяют воспитать у ребенка умение согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Коллективно выполненная композиция всегда полнее раскрывает содержание темы и позволяет детям увидеть эстетическую ценность их деятельности.
Ожидаемые результаты
По окончании курса обучения
учащие будут знать
- правила безопасного пользования инструментами;
- различные материалы и инструменты, и как их использовать;
- как пользоваться шаблонами и образцами;
- основные виды ткани и бумаги;
учащиеся будут уметь
- соблюдать технику безопасности;
- изготавливать простейшие поделки из предложенных материалов;
- владеть ножницами и иголкой;
- подбирать материалы и шаблоны для изготовления поделок;
- организовывать свое рабочее место.
Формы подведения итогов реализации программы
В течение года проводится аттестация учащихся с целью отслеживания результатов освоения программы.
Сроки проведения аттестации | Форма проведения аттестации |
Декабрь | Индивидуальное изготовление работы «Новогодняя открытка» |
Май | Индивидуальное изготовление работы «Бабочка» |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Наименование модуля | Количество часов |
1 | Работа с природным материалом | 28 |
2 | Работа с крашеным пшеном | 16 |
3 | Работа с бросовым материалом | 8 |
4 | Работа с бумагой | 32 |
5 | Работа с тканью | 22 |
6 | Работа с солёным тестом | 30 |
7 | Аттестация | 8 |
Всего: | 144 |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2019 – 2020 УЧ. Г.
Годобучения | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | Всего учебныхчасов/ недель | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
02.09 – 06.09 | 09.09. – 13.09 | 16.09. – 20.09 | 23.09. – 27.09 | 30.09 – 04.10 | 07.10 – 11.10 | 14.10 – 18.10 | 21.10 – 25.10 | 28.10 – 01.11 | 04.11 – 08.11 | 11.11 – 15.11 | 18.11 – 22.11 | 25.11 – 29.11 | 02.12 – 06.12 | 09.12. – 13.12 | 16.12. – 20.12 | 23.12. – 27.12 | 30.12 –31.12 | 01.01 – 10.01 | 13 .01 – 17.01 | 20.01 – 24.01 | 27.01 – 31.01 | 03.01 – 07.02 | 10.02 – 14.02 | 17.02 – 21.02 | 24.02 – 28.02 | 02.03 – 06.03 | 09.03 – 13.03 | 16.03 – 20.03 | 23.03 – 27.03 | 30.03 – 03.04 | 06.04 – 10.04 | 13.04 – 17.04 | 20.04 – 24.04 | 27.04 – 01.05 | 04.05 – 08.05 | 11.05 – 15.05 | 18.05 – 22.05 | 25.05. – 29.05 | 01.06 – 05.06 | 08.06 – 12.06 | 10.06 – 14.06 | 15.06- 19.06 | 22.06 – 26.06 | 2906 – 03.07 | 06.07 – 10.07 | 13.07 – 17.07 | 20.07 – 24.07 | 27.07 – 31.07 | 03.08 – 07.08 | 10.08 – 14.08 | 17.08 – 21.08 | 24.08-28-.08 | 31.08 | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | |||||||||||||||
1 группа | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 144 | |||||||||||||||||||||||||||||||
2группа | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 144 |
Учебные занятия | Аттестация учащихся | Каникулы |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(рабочая программа)
№ | Наименование модулей и тем | Количество часов | ||
всего | теорет. | практ. | ||
1 | Работа с природным материалом | 28 ч. | 3ч. | 25ч. |
Тема 1.Экскурсия в парк. Сбор природного материала. Тема 2.Поделка из пр. материала «Ежик». Тема 3. Поделка «Стрекоза». Тема 4. Поделка«Бабочка». Тема 5.6. Коллективная работа «Гуси-лебеди». Тема 7. Коллективная работа « Подсолнух». Тема 8. Поделка « Старик- лесовик». Тема 9.10 Коллективная работа « Букет». Тема 11.12. Коллективная работа «Жар-птица» Тема 13. Коллективная работа « В осеннем лесу». Тема 14. Развлечение «В гостях у осени». | 30 30 30 30 30 30 | 1ч.30 2ч. 2ч. 2ч. 3ч.30 3ч.30 2ч. 3ч.30 3ч.30 4ч. 2ч. | ||
2 | Работа с крашеным пшеном. | 16ч. | 2ч. | 14ч. |
Тема 1,2. Коллективная работа из крашеного пшена«Птица на ветке». Тема 3,4. Коллективная работа «Котёнок». Тема 5,6 . Коллективная работа «Щенок». Тема 7. 8«Городецкие мотивы» | 30 30 30 30 | 3 ч.30 3 ч.30 3ч.30 3ч.30 | ||
3 | Работа с бросовым материалом. | 8 ч. | 30м. | 7.30ч. |
Тема 1. Конструирование из спичечных коробков «Жираф». Тема 2. «Крокодил и чебурашка». Тема 3. «Собака и кошка». Тема 4. «Дом. Автобус». Тема5. «Тигр.Зебра» | 30 | 3ч.30 4ч. | ||
4 | Работа с бумагой. | 36ч. | 3ч. | 33ч. |
Тема 1. Открываем мастерскую Деда Мороза. Вырезание снежинок. Тема 2. «Фонарик». Тема 3. Изготовление игрушек по трафарету (груша, гриб). Тема 4.Изготовление гирлянды 3 –способа. Тема 5. Аттестационное занятие. Тема 6. «Волшебные цилиндры». Тема 7,8. «Цирковые животные. Собака, медведь». Тема 9. «Волшебное превращение круга». Тема 10,11.«Изготовим игрушки для сказки: заяц ,лиса ,бык ,петух». Обыгрывание игрушек. Рассказывание сказки «Заюшкина избушка». Тема 12,13. Изготовление объёмной открытки «подарок папам». Тема 14. «Что мы знаем о защитниках отечества?» Оформление выставки работ ко дню защитника отечества. Тема15, 16,17. Изготовление подарка для мам «Цветок в горшке». | 30 30 30 30 30 30 | 3ч.30 3ч.30 3ч.30 3ч.30 3ч.30 3ч.30 4ч. 4ч. 4ч. | ||
5 | Работа с тканью. | 22 ч. | 1ч. | 21ч. |
Тема 1. Виды тканей и вырезание ткани по трафарету. Тема 2. Коллективная работа «Весенний ковёр». Тема 3. Коллективная работа «Фрукты». Тема 4.5 Обучение детей шву «Вперёд иголку» (индивидуальная работа). Тема 6.7 Коллективная работа, изготовление панно из ниток. Тема 8.9Обучение детей пришиванию пуговиц простым способом. Тема 10. Оформление выставки готовых работ «Весёлые лоскутки». Тема11. «Космос»( пришиваем пуговицы) | 30 30 | 3ч.30 3ч.30 3ч.30 3ч.30 3ч.30
4ч. | ||
6 | Работа с солёным тестом | 34 ч. | 1ч. | 33ч. |
Тема 1. Беседа с детьми о лепке. Тема 2. Лепка по замыслу. Тема 3. Раскрашивание готовых работ. Тема 4.Коллективная работа «Кактус в горшке». Тема 5. Раскрашивание готовой работы. Тема 6. Коллективная работа «Душистый снег». Тема 7. Раскрашивание готовой работы. Тема 8. Коллективная работа«Ёжик». Тема 9. Раскрашивание готовой работы. Тема 10. Коллективная работа «Рыбки в аквариуме». Тема 11. Раскрашивание готовой работы. Тема 12. Коллективная работа« Коты на крыше». Тема 13. Раскрашивание готовой работы. Тема 14. Коллективная работа «Чаепитие». Тема 15. Раскрашивание готовой работы. Тема 16. Аттестационное занятие. Индивидуальное изготовление работы «Бабочка» | 30 30 | 30 4ч. 4ч. 4ч. 4ч. 4ч. 4ч. 4ч. 3ч.30 | ||
Всего: | 144 | 10ч.30 | 133.30 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Работа с природным материалом
Теория. Знакомство детей с природным материалом, что относится к природному материалу. Что можно изготовить из природного материала. Экскурсия детей в парк, сбор природного материала. Виды деревьев.
Практика. Изготовление поделок из природного материала используя разные способы соединений. Создание фигур людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек и др., передавать выразительность образа, создавать общие композиции. Изготовление коллективных работ.
Работа с крашеным пшеном
Теория.Познакомить ребят как покрасить пшено и приготовить его к работе. В первую очередь нужно подготовить рисунок, который будет заполняться крупой. Рисунок должен быть с крупными деталями, чтобы с ним было удобно работать.
Практика.Учить ребят выкладывать узор из крашеного пшена, развивать у детей мелкую моторику. Изготовление коллективных работ из крашеного пшена.
Работа с бросовым материалом
Теория.Познакомить ребят с бросовым материалом, объяснить что к нему относится. Некоторым ненужным предметам: коробкам из под спичек, коробкам побольше, бутылкам можно дать вторую жизнь.
Практика.Учить ребят правильно обклеивать коробки цветной бумагой и собирать из них различных диких животных.
Работа с бумагой
Теория.Познакомить ребят с видами бумаги. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папиросная и шпагат – она дает большой простор для фантазии детей. Где производится и используется бумага.
Практика.С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка. Диапазон возможностей бумаги велик – от простой детской игры до произведений искусства.Продолжать обучение складывать бумагу прямоугольной формы, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы.Создание предметов из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров и украшений к праздникам.Формирование умения использовать образец.
Работа с тканью
Теория. Познакомить ребят с разнообразием тканей. Рассмотреть ткани и рассказать из них шьют. Поиграть в дидактическую игру «Ателье».
Практика.Обучать вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу; шить простейшие изделия швом «вперед иголкой».
Обучать делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры, наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.
Работа с соленым тестом
Теория.Познакомить ребят с работами, которые изготовлены из соленого теста, рассказать из каких ингредиентов готовится соленое тесто.
Практика. Изготовление коллективных работ из соленого теста.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
По итогам 1-го полугодия: Индивидуальное изготовление работы «Новогодняя открытка»
Критерии оценки работ учащихся
Критерии | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Самостоятельность | Выполняет работу при помощи педагога | Выполняет работу с небольшой помощью педагога | Самостоятельно выполняет работу |
Трудоемкость | Мелких деталей нет, выполнено просто | Имеет мелкие детали, но выполнено просто | Много мелких деталей, выполнение сложное |
Цветовое решение | Не соблюдает гармоничность цветовой гаммы | Не всегда соблюдает цветовое решение | Гармоничность цветовой гаммы |
Креативность | Работает строго по образцу | Работает по образцу, но добавляет свои детали | Оригинальное выполнение работы, самостоятельность замысла |
Качество исполнения | Содержит грубые дефекты | Содержит небольшие дефекты | Изделие аккуратное |
Уровень выполнения работ оценивается и заносится в таблицу
№ | Ф.И.учащегося | Самостоятельность | Трудоемкость | Цветовое решение | Креативность | Качество исполнения | Итоговый балл |
По итогам учебного года: Индивидуальное изготовление работы из соленого теста «Бабочка»
Критерии оценки работ учащихся
Высокий уровень | Работа наделена оригинальным образным содержанием, форма передана точно, части расположены точно, композиция продумана, достаточно четко передано движение |
Средний уровень | Есть незначительные искажения в строении , передачи формы, пропорциях предмета, композиции, движение передано неопределенно |
Низкий уровень | Предметы не наделены образным решением, неверно передана форма, пропорции, носит случайный характер, безразличие к материалу |
Результаты оценивания работ заносятся в таблицу
№ | Ф.И. учащихся | Приемы работы с тестом | Пропорции | композиция | замысел | Итоговый балл |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-технические условия
Для модуля работы с природным материалом:сухие листья, шишки, жёлуди, сухие ветки, засушенные цветы, семена, засушенная трава, проволока, клей, нитки, пластилин.
Для модуля работы с крашеным пшеном:пшено, гуашь, кисточка, калька, копировальная бумага, рисунки ( трафарет ), клей, плотный картон для основы.
Для модуля работы с бросовым материалом: коробки разных размеров, пластиковые бутылки, яйца из под киндера, цветная бумага, клей, ножницы, скотч, проволока.
Для модуля работы с бумагой:картон, цветная бумага, ножницы, клей, кисть, простой карандаш, трафарет, циркуль, линейка.
Для модуля работы с тканью: Ткань разных видов, ножницы, клей, кисть, трафарет, иголка, нитки, пуговицы.
Для модуля работы с солёным тестом: мука, соль, вода, чашка для замеса теста, плотный картон для основы, стека, гуашевые краски, кисть, палитра, бесцветный лак.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
- В. В. ЛисоваМастерилки. Н.Н. Нижегородский гуманитарный центр 2004
- Е. К. Брыкина Творчество детей а работе с различными материалами. – М, Педагогическое общество России 1998 г. 150 с.
- В.Сахорова Примерное распределение занятий по ручному труду.Дошкольное воспитание № 1, 1987г.
- Н. Забавина Немного фантазии. Дошкольное воспитание № 4 1989г.
- М. Лянкало Своими руками. Дошкольное воспитание № 1 1981г
- Л. Михайленко Методические рекомендации по работе с бумагой.Дошкольное воспитание № 9 1990г.
- Л. Куцакова Подарки для всех. Дошкольное воспитание № 2 1997г.
- Папин праздник. Дошкольное воспитание № 1 1987г.
Для детей:
- Э. К. Гульиц, И. Я. Базик, Что можно сделать из природного материала.
- М. Н. Нагибина Чудеса для детей из не нужных вещей.
- О. А. Сафонова Конструирование из бумаги
- Г. Н. Перевертень Самоделки из текстильных материалов. - М Просвещение, 1990 г. 160 с.
- Л.А. Гоман Занятия по ручному труду в детском саду. Альбом. К.. Рад.школа. 1983 г. 32