Общая характеристика психического развития детей 3 года жизни.

Соболева Ирина Валерьевна
Общая характеристика психического развития детей 3 года жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchaya_harakteristika_psihicheskogo_razvitiya.docx115.03 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Вот и подросли ваши малыши. Теперь они стали на год взрослее. Какие же изменения в поведении ребёнка можно наблюдать в этом возрасте?

На третьем году жизни надо помнить, что нервная система ребенка еще не отличается выносливостью, поэтому он быстро утомляется.

  • Ведущая деятельность – предметная. Ребенок овладевает многими предметными, орудийными действиями. Процесс освоения действия – от совместного с взрослым через совместно-раздельное к самостоятельному. Это происходит в разных видах деятельности, все более отчетливо выделяющихся из предметной: игре, конструировании, труде, изобразительной деятельности. Ребенок становится все более активным, самостоятельным и умелым, возможно проявление предпосылок творчества.
  • Происходит перенос и обобщение способов действия; проявляется направленность на результат деятельности, настойчивость в поиске способа его достижения.
  • Ребенок выявляет сенсорные признаки предметов, обобщает свои представления о предметах по функции (назначению), по отдельным сенсорным признакам, по способу действия. Формируются первые целостные представления об окружающем мире и наглядно проявляемых связях в нем.
  • Познавательная активность в форме инициативной сенсорно-моторной деятельности сохраняется, развиваются коммуникативные способы познания: речевые  -  в форме вопросов, опосредованные – через художественные образы. Расширяется сфера интересов ребенка. При некотором свертывании в восприятии наглядно-практических действий и при развитии речи появляются представления, символические образы – зарождается наглядно-образное мышление.
  • Формируются способы партнерского взаимодействия. Ребенок проявляет при этом доброжелательность и предпочтение некоторым  сверстникам и взрослым, все в большей степени в поведении и деятельности начинает руководствоваться правилами отношения к предметам, взрослым, сверстникам. Осваиваются основные способы общения с взрослыми и сверстниками (преимущественно вербальные).
  • Речь становится средством общения и с детьми. Ребенок по своей инициативе вступает в диалог, может составить небольшой рассказ-описание, рассказ-повествование.
  • Ребенок способен эмоционально откликаться на содержание художественного образа, эстетические особенности окружающих предметов и выражать свои чувства, увлеченно использует разнообразные художественные материалы (карандаши, фломастеры, краски). У него появляются эстетические, нравственные, познавательные предпочтения: любимые игры и игрушки, книжки, музыкальные произведения, бытовые вещи.
  • Роль взрослого во взаимодействии остается ведущей, но стремление к самостоятельности и независимости от взрослого интенсивно развивается, достигая к концу года позиции «Я сам», которую ребенок ярко демонстрирует, утверждает и защищает. Наступает кризис третьего года жизни. Стремясь к самостоятельности и независимости, ребенок в то же время хочет соответствовать требованиям значимых для него взрослых. У него проявляется повышенная заинтересованность в оценке взрослого, стремление быть хорошим; при этом крайне важен интерес и позитивная оценка результата его деятельности. Взрослые и их отношение к ребенку становятся центром его внимания (Е.О. Смирнова).
  • Новообразование этого периода в развитии: ребенок начинает видеть себя через призму собственных достижений, признанных и оцененных другими людьми. Это  названном психологами «гордость за достижения» (Т.В. Гуськова), что выражается в стремлении к получению результата; желании продемонстрировать свои успехи взрослому и получить позитивную оценку; обостренном чувстве собственного достоинства (повышенная обидчивость, хвастливость, преувеличение своих успехов, обостренная реакция на оценку взрослых).
  • У ребенка появляется чувствительность к отношению сверстников, формируется потребность в общении с ними. Общение обогащается по содержанию, способам, участникам, становится одним из средств реализации любой совместной деятельности с ребенком. Взрослый – внимательный, добрый, сотрудничающий, поддерживающий – остается при этом главным мотивом общения для ребенка третьего года жизни. Формируется «система Я» – потребность в реализации и утверждении собственного «Я» (Я хочу, Я могу, Я сам). Меняется отношение к миру.
  • Оформляется позиция «Я сам», актуализируется требование признания окружающими новой позиции ребенка, стремление к перестройке отношений с взрослыми. Позитивный образ «Я» формируется в зависимости от успешности ребенка в деятельности и доброжелательных оценочных отношений со стороны окружающих. Формируются личностные качества: самостоятельность в действиях, целенаправленность, инициативность в общении и познании, предпосылки творческого решения задач.

C:\Users\User\Desktop\дети играют\кар\depositphotos_23360950-Childs-drawing-of-happy-family.jpg

Педагог-психолог: Соболева И.В.