Общая характеристика психического развития детей 3 года жизни.
Опубликовано 04.12.2019 - 10:56 - Соболева Ирина Валерьевна
Общая характеристика психического развития детей 3 года жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchaya_harakteristika_psihicheskogo_razvitiya.docx | 115.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Вот и подросли ваши малыши. Теперь они стали на год взрослее. Какие же изменения в поведении ребёнка можно наблюдать в этом возрасте?
На третьем году жизни надо помнить, что нервная система ребенка еще не отличается выносливостью, поэтому он быстро утомляется.
- Ведущая деятельность – предметная. Ребенок овладевает многими предметными, орудийными действиями. Процесс освоения действия – от совместного с взрослым через совместно-раздельное к самостоятельному. Это происходит в разных видах деятельности, все более отчетливо выделяющихся из предметной: игре, конструировании, труде, изобразительной деятельности. Ребенок становится все более активным, самостоятельным и умелым, возможно проявление предпосылок творчества.
- Происходит перенос и обобщение способов действия; проявляется направленность на результат деятельности, настойчивость в поиске способа его достижения.
- Ребенок выявляет сенсорные признаки предметов, обобщает свои представления о предметах по функции (назначению), по отдельным сенсорным признакам, по способу действия. Формируются первые целостные представления об окружающем мире и наглядно проявляемых связях в нем.
- Познавательная активность в форме инициативной сенсорно-моторной деятельности сохраняется, развиваются коммуникативные способы познания: речевые - в форме вопросов, опосредованные – через художественные образы. Расширяется сфера интересов ребенка. При некотором свертывании в восприятии наглядно-практических действий и при развитии речи появляются представления, символические образы – зарождается наглядно-образное мышление.
- Формируются способы партнерского взаимодействия. Ребенок проявляет при этом доброжелательность и предпочтение некоторым сверстникам и взрослым, все в большей степени в поведении и деятельности начинает руководствоваться правилами отношения к предметам, взрослым, сверстникам. Осваиваются основные способы общения с взрослыми и сверстниками (преимущественно вербальные).
- Речь становится средством общения и с детьми. Ребенок по своей инициативе вступает в диалог, может составить небольшой рассказ-описание, рассказ-повествование.
- Ребенок способен эмоционально откликаться на содержание художественного образа, эстетические особенности окружающих предметов и выражать свои чувства, увлеченно использует разнообразные художественные материалы (карандаши, фломастеры, краски). У него появляются эстетические, нравственные, познавательные предпочтения: любимые игры и игрушки, книжки, музыкальные произведения, бытовые вещи.
- Роль взрослого во взаимодействии остается ведущей, но стремление к самостоятельности и независимости от взрослого интенсивно развивается, достигая к концу года позиции «Я сам», которую ребенок ярко демонстрирует, утверждает и защищает. Наступает кризис третьего года жизни. Стремясь к самостоятельности и независимости, ребенок в то же время хочет соответствовать требованиям значимых для него взрослых. У него проявляется повышенная заинтересованность в оценке взрослого, стремление быть хорошим; при этом крайне важен интерес и позитивная оценка результата его деятельности. Взрослые и их отношение к ребенку становятся центром его внимания (Е.О. Смирнова).
- Новообразование этого периода в развитии: ребенок начинает видеть себя через призму собственных достижений, признанных и оцененных другими людьми. Это названном психологами «гордость за достижения» (Т.В. Гуськова), что выражается в стремлении к получению результата; желании продемонстрировать свои успехи взрослому и получить позитивную оценку; обостренном чувстве собственного достоинства (повышенная обидчивость, хвастливость, преувеличение своих успехов, обостренная реакция на оценку взрослых).
- У ребенка появляется чувствительность к отношению сверстников, формируется потребность в общении с ними. Общение обогащается по содержанию, способам, участникам, становится одним из средств реализации любой совместной деятельности с ребенком. Взрослый – внимательный, добрый, сотрудничающий, поддерживающий – остается при этом главным мотивом общения для ребенка третьего года жизни. Формируется «система Я» – потребность в реализации и утверждении собственного «Я» (Я хочу, Я могу, Я сам). Меняется отношение к миру.
- Оформляется позиция «Я сам», актуализируется требование признания окружающими новой позиции ребенка, стремление к перестройке отношений с взрослыми. Позитивный образ «Я» формируется в зависимости от успешности ребенка в деятельности и доброжелательных оценочных отношений со стороны окружающих. Формируются личностные качества: самостоятельность в действиях, целенаправленность, инициативность в общении и познании, предпосылки творческого решения задач.
Педагог-психолог: Соболева И.В.