История Новогодней ёлочки.
Приближаются Новогодние праздники, непременным атрибутом которых является лесная красавица. А откуда пошла эта традиция? Можете ли рассказать про неё своим детям? А рассказать есть про что! Такая необыкновенная судьба у нашей ёлочки.
Началось все с Петра Первого. Царский указ 1699 года изменил систему летоисчисления и перенес день «новолетия» с 1 сентября на 1 января. Горожанам предписывалось украшать дома и ворота хвоей сосновой, еловой или можжевеловой, а так же «чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты сколько у кого случится и зажигать огни». Сначала указ выполнялся неукоснительно, ведь сам государь контролировал его исполнение, а после смерти Петра I ёлочную традицию сохранили только питейные заведения. Именно по ёлкам, стоящим у ворот или на крышах, опознавали кабаки. Хвойные красавицы несли пост круглый год и уступали место своим сменщицам накануне следующего Нового года. Сложились даже пословицы и поговорки: «Идти под ёлку», «Ёлка чище метлы дом выметает». Вообще в сознании народа елка ассоциировалась с чертями, лешими и прочей нечистью («Венчали вокруг ели, а черти пели»). Поэтому в России первые рождественские ёлки появились лишь в начале XIX века домах петербургских немцев, которые составляли едва ли не треть петербургского населения. Выходцы из Германии, для которых ёлка была символом Рождества, не собирались отказываться от своих традиций. В конце 30-х рождественское дерево появилось при дворе государя Николай I, не без участия его немецкой супруги. Пример царской семьи оказался заразительным, и ёлка проникла в дома столичной аристократии. Однако позволить себе рождественское чудо могли немногие — цена полностью украшенной ёлки достигала заоблачных вершин! В состоятельных семьях в качестве ёлочных украшений нередко использовали настоящие драгоценности и дорогие ткани. К концу столетия петербургская ёлочная мода вышла за пределы столицы и распространилась на усадьбы и дома помещиков. Рождественская ёлка считалась событием семейным, частным.. Украшенная ёлка «жила» всего несколько часов. По немецкой традиции дерево отдавали детям на разграбление. Ёлку валили на пол, снимали все съедобное и срывали игрушки.
Но в 1914 году на волне антигерманских настроений в период Первой мировой войны было принято решение отказаться от этого заимствования. Затем, с приходом к власти большевиков началась активная борьба с «религиозными предрассудками». По вечерам накануне Рождества на улицах появлялись патрули, которые высматривали спрятанные в домах незаконные деревья, в школах вместо ёлок проходили антирождественские вечера. А в детских журналах печатались такие стихи: «Только тот, кто друг попов, ёлку праздновать готов. Мы с тобой - враги попам, Рождества не надо нам!»
Опала закончилась в 1935 году — партия приняла предложение члена ЦК ВКП(б) Павла Постышева организовать «к новому году детям хорошую ёлку». На смену Рождеству пришел Новый год. Поток деревьев сразу хлынул на рынки страны, украшенные ёлки появились в учебных заведениях и на катках. Ёлка вышла «из подполья» как символ счастливого советского детства.
Современная ёлка — символ семейного торжества и сказки. Это символ праздника, для кого -то новогоднего, а для кого –то рождественского.